Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа
В курсовой работе изложены теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проводится анализ прибыли до налогообложения, анализ прибыли от продаж, анализ рентабельности, а также рассматриваются пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ
2.3 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Прирост валовой прибыли составил 96,7 %, или 851801 тысяч рублей. Используя формулы 7 и 8 можно оценить влияние факторов коэффициента валовой прибыли и объема продаж на прирост (уменьшение) валовой прибыли (ΔВП):
за счет изменения коэффициента валовой прибыли:
ΔВП= (0,244 - 0, 192) х7106689 = 369547 тыс. руб.;
за счет изменения объема продаж:
ΔВП= (7106689 - 4594656) х 0, 192 = 481734 тыс. руб.
Преобладающий вклад в формирование валовой прибыли вносит производство и продажа основной продукции - доля валовой прибыли составляет здесь 98 %. Коэффициент валовой прибыли по этому виду деятельности увеличился с 19,2 % до 24,4 %. Валовая прибыль по остальным видам деятельности незначительна, хотя темпы ее роста являются существенными. В то же время обращают на себя внимание очень низкие коэффициенты валовой прибыли по реализации работ (услуг), товарообороту (менее 1 %).
Уровень рентабельности продаж, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
В таблице 10 представлены исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж.
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности продажи в целом по предприятию выполним способом цепных подстановок.
1. ;
2. ;
3. ;
4. .
Таблица 10.
Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж, в тыс. руб.
Показатель |
2008 г. |
Условный показатель, рассчитанный в ценах 2008 г. на объем 2009 г. |
2009 г. |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизов и других отчислений от выручки, (ВР) |
4051317 |
5317527 |
6115156 |
Полная себестоимость |
3603948 |
4769363 |
5466197 |
Прибыль от реализации продукции, (П) |
447369 |
548164 |
648959 |
Полученные результаты показывают, что увеличение уровня рентабельности продаж в анализируемом периоде произошло вследствие положительного влияния всех факторов. Наследующем этапе анализа определим, какой вид продукции на предприятии является более доходным. Для этого проведем факторный анализ рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат) по каждому виду продукции.
В таблице 11 проведем факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции.
Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности (творог):
1. ;
2. ;
3. .
Таблица 11.
Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции ОАО "Молоко" в 2008 и 2009гг.
Продукция |
Средняя цена реализации, руб. |
Себестоимость единицы продукции, руб. |
Рентабельность, % |
Отклонение, % (+,-) | ||||||
2008 |
2009 |
2008 |
2009 |
2008 |
усл. |
2009 |
общее |
за счет | ||
Ц |
С | |||||||||
Творог |
32 |
34 |
28 |
29 |
14,3 |
21,4 |
17,3 |
+3 |
7,1 |
-4,1 |
Сметана |
33 |
35 |
30 |
31 |
10,0 |
16,7 |
13,0 |
+ 3 |
6,4 |
-3,4 |
На основании этих данных определим, как изменился уровень рентабельности (творог) за счет:
1) цены реализации:
ΔRц=Rусл - R0= 21,4 - 14,3 = 7,1%;
2) себестоимости реализованной продукции:
ΔRс= R1 - Rусл = 17,3 - 21,4 = - 4,1 %;
Повышение себестоимости единицы продукции отрицательно влияет на конечный финансовый результат.
В условиях рыночной экономики управление финансовыми результатами занимает центральное место в деловой жизни хозяйствующих субъектов. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразным их размещением и эффективным использованием. Назначение управления финансовыми результатами - своевременно выявлять и устранять недостатки в развитии организации, находить резервы для улучшения финансового состояния организации и обеспечения финансовой устойчивости ее деятельности.
В частности, следует уделить внимание поиску резервов увеличения суммы прибыли на предприятии. Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором - разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением. При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного увеличения объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции. Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный, достигнутый на передовых предприятиях; базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран.
Методической базой
На основе проведенного анализа предлагаются следующие мероприятия по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО "Молоко", которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периодах:
выделить в составе
внедрить системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;
разработать эффективную и гибкую
ценовую политику, дифференцированную
по отношению к отдельным
усовершенствовать рекламную деятельность, повысить эффективность отдельных рекламных мероприятий;
осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;
при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации обслуживающего персонала;
осуществлять повышение квалификации работников, сопровождающееся ростом производительности труда;
разработать и ввести эффективную
систему материального
использовать системы
осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.
Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и нормативные документы предоставляют право субъекта хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов. Поэтому в процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики организации действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменении в учетной политике на сумму прибыли до налогообложения и чистой прибыли, а также на размер налогов и сумму выплаченных дивидендов акционерам.
Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования.
Необходимо отразить уровень финансовых показателей до и после изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования. В таблице 12 проведем анализ финансовых показателей при различных вариантах учетной политики организации.
Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.
В действительности анализ учетной политики сделать достаточно сложно. Практически всегда необходимая информация в отчетах отсутствует, несмотря на сформулированное правило "раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций". Кроме того, этот документ распространяется в части раскрытия учетной политики только на организации, публикующие бухгалтерскую отчетность (полностью или частично) согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Таблица 12.
Показатели финансовых результатов и рентабельности при изменении учетной политики ОАО "Молоко"
Показатели |
1 вариант учетной политики |
2 вариант учетной политики |
Абсолютное отклонение |
Отклонение, % |
1. Выручка от продажи, тыс. руб. |
7106689 |
7106689 |
X |
X |
2. Себестоимость проданной |
5373764 |
6102692 |
X |
X |
3. Валовая прибыль, тыс. руб. |
1732925 |
X |
X |
X |
4. Коммерческие расходы, тыс. руб. |
283401 |
279424 |
X |
X |
5. Управленческие расходы, тыс. руб. |
800565 |
- |
X |
X |
6. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
648959 |
724573 |
75614 |
11,7 |
7. Полные затраты, тыс. руб. (п.2+п.4+п.5) |
6457730 |
6382116 |
-75614 |
-1,2 |
Известно, что при формировании учетной политики организация самостоятельно выбирает один из нескольких способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если же по конкретному вопросу не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то главным бухгалтером организации при создании учетной политики разрабатывается способ ведения учета в соответствии с бухгалтерскими стандартами.
Последнее обстоятельство, с одной стороны, делает учетную политику инструментом управления и создает основу для многовариантности величины финансовых результатов. С другой стороны, повышается роль субъективных факторов в формировании будущих финансовых результатов, таких как уровень профессиональных суждений главного бухгалтера, его опыт и квалификация, понимание взаимосвязи между учетной политикой и величиной многих финансовых показателей.
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия