Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 21:31, курсовая работа
Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, изучение структурных сдвигов. Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов.
В курсовой работе изложены теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации, проводится анализ прибыли от продаж, анализ рентабельности, а также рассматриваются пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
Введение
В рыночной экономике самым главным показателем эффективности работы предприятия является результативность. Понятие “результативность” складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельности организации. Наиболее общей характеристикой результативности финансово-хозяйственной деятельности организации становится прибыль.
В целом в понятие «финансовый результат» вкладывается определенный экономический смысл: превышение (снижение) стоимости произведённой продукции над затратами на ее производство; превышение стоимости реализованной продукции над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и реализацией; превышение чистой (нераспределенной) прибыли над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала организации. В условиях рыночной экономики управление финансовыми результатами занимает центральное место в деловой жизни хозяйствующего субъекта.
Финансовые результаты – это заслуга организации. Прибыль при этом является результатом хорошей работы, а убыток – это результат плохой работы или отрицательное влияние внешних факторов. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности организации, а с другой – источник доходов бюджетов различных уровней.
В условиях рыночной экономики исследование финансовых результатов с целью альтернативного использования ресурсов, а также поиска факторов, которые влияют на их размер, имеет приоритетное значение, поскольку от глубины познания и правильности использования полученного результата зависит эффективность функционирования бизнеса. Анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от продажи необходимы для оценки финансовых показателей и экономического прогнозирования.
Особое внимание в процессе анализа и оценке динами финансовых результатов деятельности организации следует обратить на наиболее значимую статью их формирования – прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической (чистой) прибыли.
Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, изучение структурных сдвигов. Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов.
В курсовой работе изложены теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации, проводится анализ прибыли от продаж, анализ рентабельности, а также рассматриваются пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
Раздел 1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Цели, задачи, источники информации для анализа
В условиях рынка каждое предприятие выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен; самостоятельно выбирается сфера бизнеса, формируется товарный ассортимент, определяются затраты, формируется выручка, а соответственно выявляется прибыль или убыток по результатам деятельности.
Для выявления финансово результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителя на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль создает стимул для инвестирования тех сфер деятельности, которые наиболее прибыльные. Она отражает экономический эффект полученный в результате деятельности предприятия.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширения воспроизводства, решение проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия.
Убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставит предприятие в критическое финансовое состояние, не исключающее банкротство.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности деятельности. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность деятельности.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
- оценка динамики абсолютных и относительных показателей прибыли и рентабельности.
- факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг.
- анализ финансовых результатов
от прочей реализационной и
внереализационной
- анализ и оценка использования
чистой прибыли, выявление и оценка
возможных резервов роста
Цель анализа финансовых результатов – дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли или убытка, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение финансовых результатов или влияние изменения цен, вызванного рыночной конъектурой.
Основными источниками информации для анализа являются:
1. Формы бухгалтерской отчетности: №1 Бухгалтерский баланс, №2 Отчет о прибылях и убытках, №3 Отчет о движении капитала, №4 Отчет о движении денежных средств.
2. Данные финансового
плана и аналитического
1.2 Методика анализ состава и динамики балансовой прибыли
Модель формирования финансовых результатов является единой для всех предприятий не зависимо от организационно-правовой формы собственности.
Конечный результат деятельности – балансовая прибыль (убыток).
Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибыль от реализации продукции, работ, услуг плюс результат от прочей реализации плюс сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Для наглядного примера представим формирование прибыли в виде схемы.
Схема 1. Схема формирования прибыли организации.
Результат от прочей реализации включает реализацию основных средств, нематериальных активов и иного имущества.
В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включается:
- доходы полученные (расходы понесенные) от долевого участия в совместных предприятиях;
- от сдачи (получения) имущества в аренду;
- суммы полученные и уплаченные в виде экономических санкций и на возмещение убытков;
- другие доходы (расходы) от операций непосредственно не связанные с реализацией и производством продукции, при этом платежи внесенные в бюджет в виде санкций производятся за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия и не включаются в состав расходов от внереализационных операций.
Предприятие исходя из своей финансовой стратегии может увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа: оценки имущества; порядка его списания; установление сроков использования.
Все это должно быть отражено в учетной политике.
Основные задачи анализа балансовой прибыли:
1. Оценка динамики показателей.
2. Выявление и измерение
действия различных видов
3. Оценка возможных резервов дальнейшего роста балансовой прибыли.
Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике за ряд лет. После этого анализируется изменения каждого показателя за анализируемый период. В заключении необходимо оценить изменения удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли на начало и конец периода и рассчитываются изменения.
Величина балансовой прибыли зависит от методов регулирования прибыли:
- изменение стоимостных
границ, отнесения имущества к
основным средствам, что влечет
за собой изменение суммы
- использование метода
ускоренной амортизации
- применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;
- выбор метода оценки потребленных производственных запасов;
- изменение сроков погашения
расходов будущих периодов, сокращение
которых ведет к росту
- изменение методов определения
прибыли от реализации
1.3 Методика анализа рентабельности продаж
Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса.
Динамичность рыночных отношений обуславливает принятие неординарных решений связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.
Значимость финансовых результатов деятельности может быть оценена также по показателям рентабельности.
Рентабельность – это относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных предприятий.
Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.
Показатели рентабельности позволяют оценить какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств вложенных в активы.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельности продукции, операционной деятельности, инвестиционной деятельности)
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж и чистая рентабельность продаж);
3) показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельности операционного капитала, основного капитала, оборотного капитала, собственного капитала).
В данной курсовой работе так как тема анализ финансовых результатов будет рассмотрен анализ основной рентабельности - это рентабельность продаж.
Рентабельность продаж рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки от реализации без НДС, акцизов и других аналогичных платежей.
Объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо при его изменении пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
Уровень рентабельности продаж, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид:
, где
R - рентабельность продаж
П – прибыль от реализации продукции
В – выручка от реализации продукции
В данном случае уровень рентабельности зависит от двух факторов: себестоимости единицы продукции и среднереализационных цен.
Комплексное влияние цен, производственных затрат, физического объема продукции, структуры ее ассортимента оценивается с помощью коэффициента валовой прибыли. Расчет коэффициента (КВП ) может быть выполнен следующим образом:
КВП = Объем продаж в отпускных ценах - Объем продаж в закупочных ценах
Его снижение означает снижение способности покрывать издержки обращения, соответственно уменьшается прибыль от продажи.
Раздел 2 Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия и пути их улучшения
2.1 Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг
Анализ балансовой прибыли показывает, что наибольший удельный вес в составе балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия