Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:46, курсовая работа
Задачи экономического анализа основных фондов - изучение их состава, движения и структуры; определение уровня обеспеченности ими предприятия; выявление возможностей наиболее полного и эффективного их использования в хозяйстве.
Для анализа характеристик основных производственных фондов используют данные годовых отчетов, производственно-финансовых планов, текущей оперативной отчетности, первичного бухгалтерского учета.
1.Анализ состава, движения и структура основных средств хозяйства.
Стр.1-3
2.Анализ состояния оборотных средств, эффективность их использования.
Стр.3-7
3.Анализ экономической эффективности капитальных вложений выявления путей и резервов ее повышения.
Стр.7-10
4.по материалам конкретного предприятия проанализировать изменение общего размера основных фондов, уровня оснащенности и эффективности их использования.
Стр.10-16
5.По материалам конкретного предприятия проанализировать изменение использования продукции растениеводства и животноводства, финансовых результатов и рентабельности, влияние факторов на сумму выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, влияние факторов на изменение прибыли и рентабельности.
Стр.16-36
В анализируемом хозяйстве картофеля поступило на 7,4% больше, а израсходовано почти на 11,8% больше, чем предусмотрено по плану. Увеличение продукции картофеля произошло за счет роста урожайности при неизменной посевной площади. По плану намечалось получить 121 ц с 1 га. Фактически был получено 130 ц.
Необходимо отметить значительнее повышение плана расхода картофеля на корм скоту. Это стало возможным благодаря дополнительному сбору урожая и было вызван тем, что поголовье скота в хозяйстве выросло. На 2,6% было больше израсходовано картофеля на семена. Увеличение расхода семян не был вызван производственной необходимостью и означает перерасход семенного материала. 500 ц картофеля, не предусмотренные по плану, были проданы рабочим и служащим и использованы на общественное питание.
На 132 ц возросли потери картофеля при хранении, принятые за счет хозяйства. Это- отрицательный момент в работе хозяйства.
Остаток картофеля на конец года не полностью удовлетворяет потребности хозяйства. Потребность в семенном картофеле обеспечена, а потребность в фуражном картофеле покрыта лишь на 81,7%.
Анализ использования переходящих остатков и поступившей в течение года продукции показывает обеспеченность производственных нужд хозяйства и дает возможность определить уровень товарности отдельных продуктов. При анализе определяют уровень товарности отдельных видов продукции- отношение товарной их части к объему валовой продукции.
В процессе анализа фактический уровень товарности сравнивают с плановым, с уровнем пошлых лет, а также со средними показателями по району и данными передового хозяйства. Это дает возможность определить пути роста товарности производства, являющегося главным источником поступления денежных средств в хозяйстве.
Рост товарности производства не должен происходить за счет неполного удовлетворения производственных нужд хозяйства. Уменьшение уровня товарности за счет создания в хозяйстве излишних запасов продукции является экономически необоснованным.
Из данных следующей таблицы видно, что в хозяйстве уровень товарности основных видов продукции высокий и в отчетном году превысил плановый. Особенно высок уровень товарности по овощам и молоку- основным продуктам, определяющим специализацию хозяйства.
Вид продукции |
Произведено, ц |
Реализовано, ц | ||||
В прошлом году |
По плану |
Фактически в отчетном году |
В прошлом году |
По плану |
Фактически в отчетном году | |
зерно |
40575 |
42980 |
47265 |
18259 |
20415 |
22782 |
картофель |
72850 |
74800 |
79838 |
44803 |
46800 |
51179 |
овощи |
161410 |
195300 |
170317 |
150434 |
183582 |
164950 |
молоко |
45670 |
47042 |
51842 |
39048 |
41000 |
45603 |
Вид продукции |
Товарность продукции, % | ||||
В прошлом году |
По плану |
Фактически в отчетном году |
В среднем по району |
В передовом хозяйстве | |
Зерно |
45.0 |
47.5 |
48.2 |
42.5 |
50.0 |
Картофель |
61.5 |
62.6 |
64.1 |
45.1 |
66.5 |
Вощи |
93.2 |
94.0 |
96.8 |
82.0 |
97.0 |
молоко |
85.5 |
87.2 |
88.0 |
68.3 |
89.2 |
Сравнение с данными передового хозяйства района указывает на то, что в хозяйстве имеются резервы дальнейшего роста товарности продукции. Важный показатель эффективности работы хозяйств- размер товарной продукции хозяйства в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, а по отдельным видам продукции- на 1 га посева той или иной культуры или на одну голову скота.
Реализация
Объем реализации того или иного вида продукции хозяйства определяется размером валовой продукции и уровнем товарности. На размер выручки за реализованную продукцию влияет количество этой продукции, ее качество и реализационная цена, а на финансовый результат от реализации, кроме того, влияет полная себестоимость реализованной продукции.
показатели |
Продукты | |
картофель |
Молоко | |
Количество реализованной продукции, ц По плану |
46800 |
41000 |
Фактически: В натуральной массе |
51179 |
45603 |
В зачетной массе |
51179 |
46865 |
Отклонение от плана: В натуральной массе |
+4379 |
+4603 |
В зачетной массе |
+4379 |
+5865 |
Полная себестоимость реализованной продукции, руб.: По плану |
324060 |
684600 |
Фактически |
381311 |
894731 |
Фактического количества по плановой себестоимости |
354159 |
761570 |
Выручка за реализованную продукцию руб.: По плану |
349650 |
782400 |
Фактически |
387303 |
1031030 |
Фактического количества по плановой цене: В натуральной массе |
382307 |
870105 |
В зачетной массе |
382307 |
894184 |
Разница между фактической и плановой выручкой |
+37653 |
+248630 |
В том числе за счет изменения: Количества реализованной продукции |
+32657 |
+111784 |
Цены реализации |
+4996 |
+136846 |
Финансовый результат от реализации (прибыль +, убыток -), руб.: По плану |
+25590 |
+97800 |
Фактически |
+5992 |
+136299 |
Отклонение финансового результата от планового, всего, руб. |
-19598 |
+38499 |
В том числе за счет: Количества реализованной продукции |
+2558 |
+10735 |
Качества продукции |
--- |
+24079 |
Полной себестоимости |
-27152 |
-133161 |
Цены реализации |
+4996 |
+136846 |
В этой таблице фактическое количество реализованного картофеля превысил плановое на 4379 ц, а выручка при этом возросла на 10.8%. следовательно, на более высокий темп роста выручки повлиял также и рост цены реализации.
Увеличение выручки за счет изменения количества реализованной продукции определяют как разность между этой рассчитанной и плановой выручкой, а изменение за счет цены реализации- как разность между фактической и расчетной выучкой. Прирост выручки по картофелю в хозяйстве произошел за счет увеличения количества реализованной продукции на 32657 руб., или на 86,7%, а за счет повышения цены реализации- лишь на 4996 руб., или на 13,3%.
Объем реализации картофеля вырос в результате увеличения валовой продукции и уровня товарности. Средняя цена реализации картофеля зависит от качества продукции, сроков и каналов реализации.
Изменение полной себестоимости всей реализованной продукции данного вида зависит от изменений объема и себестоимости 1 ц этой продукции. Объем реализованного картофеля возрос на 9.4% при одновременном росте полной себестоимости 1 ц на 7.7 %. На повышение полной себестоимости 1 ц картофеля повлиял рост производственной себестоимости на 21.4 %, хотя издержки по реализации в расчете на 1 ц картофеля снизились. Если бы хозяйство произвело и реализовало картофель по себестоимости, равной плановой, то при неизменных прочих условиях оно получило бы дополнительно 27 152 руб. прибыли.
При рассмотрении методики анализ реализации на примере картофеля не было выявлено влияния качества продукции на результаты реализации, так как в данном хозяйстве весь реализованный картофель был стандартным, и зачетная масса его не отличалась от натуральной.
Иная картина наблюдается при анализе реализации молока. Количество реализованного молока было больше, чем по плану, на 4603 ц. качество его ( % жирности) был выше установленного уровня. В результате зачетная масса превысила натуральную на 1262 ц и плановую массу на 5865 ц. фактическая выручка за реализованное молоко превысила плановую на 31.8%. Рост произошел не только за счет повышения цены реализации, но и за счет увеличения количества зачтенного при реализации молока. От реализации молока хозяйство получило на 39.4% больше прибыли, чем намечалось по плану. Прирост прибыли произошел за счет изменения средней цены реализации молока на 136 846 руб., за счет повышения качества молока – на 24079 руб. (894184 руб.-870105 руб.), а также за счет увеличения количества товарного молока – на 10 735 руб. отрицательное влияние на финансовый результат оказал повышение себестоимости молока на 17.5%. если бы хозяйство реализовало молоко при себестоимости на уровне плана, но получило бы дополнительно 133.2 тыс. руб. прибыли. При анализе реализации других видов продукции необходимо учитывать показатели ее качества: по зерну- засоренность и влажность, по молоку- жирность и сортность, по скоту- упитанность.
Выгоды (потери) хозяйства от качества реализованной продукции
Вид продукции |
Продано, ц |
Отклонение (+,-), ц |
Фактическая цена реализации 1 ц в зачетной массе, руб. |
Выгоды ( потери) за счет качества продукции, руб. | ||
В натуре |
В зачетной массе | |||||
Выгоды (+) |
Потери (-) | |||||
Картофель |
51 179 |
51 179 |
---------- |
------------- |
--------- |
------- |
молоко |
45 603 |
46 865 |
+ 1 262 |
22.02 |
27 767 |
-------- |
В условиях данного хозяйства для повышения эффективности производства картофеля и молока необходимо снизить себестоимость этих видов продукции. Хозяйству следует увеличить товарную продукцию молока и картофеля, а последний повысить удельный вес раннего картофеля, реализуемого по более высокой цене.
Анализ реализации по такой методике должен проводиться по каждому виду продукции, а также в целом по хозяйству. На изменение прибыли, полученной от реализации всей продукции хозяйства, оказывает влияние кроме изменения себестоимости этой продукции и реализационных цен изменение в объеме и структуре реализованной продукции. При увеличении удельного веса более прибыльной продукции общая сумма прибыли хозяйства возрастает.
Анализ влияния различных факторов на результаты реализации продукции.
показатели |
По плану |
фактически |
Отклонение от плана (+,-) |
Фактическая реализация при плановой себестоимости или цене |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
1526,0 |
1910,7 |
+384,7 |
1813,4 |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
1707,4 |
2140,1 |
+432,7 |
2023,7 |
Финансовый результат от реализации продукции, тыс. руб. прибыль |
181,4 |
229,4 |
+48,0 |
210,3 |
убыток |
----- |
----- |
------ |
----- |
Отклонение финансового результата от планового за счет изменения: Полной себестоимости продукции |
----- |
------ |
-97.3 |
---- |
Цен реализации |
------------ |
------- |
+116,4 |
------ |
Объема и структуры |
-------- |
---------- |
+28,9 |
--------- |
Реализованной продукции, всего в том числе за счет изменения: Объема продукции |
---------- |
--------- |
+33,6 |
---------- |
Структуры реализованной продукции |
----------- |
--------- |
-4,7 |
--------- |
Прибыль хозяйства от реализации всей продукции возросла на 48 тыс. руб., или на 26.5% к плану. Для определения влияния факторов на результат от реализации используют расчетные величины, приведенные в последней графе таблицы. Влияние себестоимости на прибыль определяют как разность между полной себестоимостью фактически реализованной продукции при плановой себестоимости и фактической себестоимостью продукции.
В данном хозяйстве в результате повышения себестоимости реализованной продукции прибыль уменьшилась на 97.3 тыс. руб. Влияние средних реализационных цен определяют как разность между фактической выручкой и выручкой, рассчитанной при фактическом количестве продукции и плановых ценах. Рост реализационных цен оказал решающее влияние на увеличение прибыли. За счет этого фактора она взросла на 116.4 тыс. руб.
Для определения влияния на прибыль изменения объема и структуры реализованной продукции сравнивают условную и плановую прибыль. Указанные факторы увеличили прибыль на 28.9 тыс. руб. Необходимо определить раздельное влияние на прибыль изменений объема и структуры реализованной продукции. Чтобы рассчитать влияние на прибыль первого фактора, плановую прибыль от реализации умножают на процент перевыполнения ( или недовыполнения) план реализации в плановых ценах и результата делят на 100:
Влияние изменений в структуре реализованной продукции на прибыль исчисляют как разность между общей суммой отклонений за счет изменения объема и структуры реализации и суммой, показывающей влияние их изменения объема реализации.
На анализируемом предприятии значительное влияние на рост прибыли оказало увеличение объема товарной продукции. Оно способствовало росту прибыли на 33.6 тыс. руб. сдвиги в структуре реализованной продукции привели к уменьшению прибыли на 4.7 тыс. руб.
Анализ реализации продукции в хозяйстве проводят по той же методике не только по результатам за год, но и в течение года. В текущем анализе особое значение имеет контроль за выполнением по объему реализованной продукции и ее качеству, за соблюдением сроков реализации, с тем чтобы приять оперативные меры для улучшения результатов реализации.
Для оценки результатов реализации продукции в динамике применяют ту же методику. Если земельная площадь хозяйства изменилась, необходимо использовать также показатель выхода товарной продукции с единицы площади ( по отдельным видам продукции- в натуральных показателях, по продукции в целом- в денежном выражении). В результате анализа реализации продукции в каждом хозяйстве влияют дополнительные резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства.