Бухгалтерская отчетность кредитной организации ее основные, формы и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Целью бухгалтерской отчетности кредитных организаций является предоставление информации о финансовом положении, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении коммерческого банка. Главное качество финансовой информации — это ее полезность для заинтересованного пользователя. При отсутствии всесторонней полезной информации даже руководители могут не знать истинного финансового положения их банка, а другие ведущие участники финансового рынка (особенно вкладчики — физические лица) тем более могут быть введены в заблуждение, что мешает стабильной работе рынка.

Содержание

Введение 3
1 Принципы составления бухгалтерской отчетности кредитных организаций в соответствии с МСФО 4
2 Структура и содержание форм бухгалтерской отчетности и требования к ней 7
3 Основное содержание бухгалтерской отчетности 10
4 Примечания к бухгалтерской отчетности 14
Заключение 17
Практическое задание 19
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

25. Бухгалтерская отчетность кредитной организации ее основные, формы и содержание.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                               3

1 Принципы составления бухгалтерской отчетности кредитных организаций в соответствии с МСФО                                                                                                         4

2 Структура и содержание форм  бухгалтерской отчетности и требования к ней 7

3 Основное содержание бухгалтерской отчетности                                               10

4 Примечания к бухгалтерской отчетности                                                            14

Заключение                                                                                                                        17

Практическое задание                                                                                                       19

Список использованной литературы                                                                               25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью бухгалтерской отчетности кредитных организаций является предоставление информации о финансовом положении, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении коммерческого банка. Главное качество финансовой информации — это ее полезность для заинтересованного пользователя. При отсутствии всесторонней полезной информации даже руководители могут не знать истинного финансового положения их банка, а другие ведущие участники финансового рынка (особенно вкладчики — физические лица) тем более могут быть введены в заблуждение, что мешает стабильной работе рынка.

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности банка, является полезной только в том случае, если она обладает следующими основными качественными характеристиками:

  • уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять свои прошлые оценки. На уместность информации серьезное влияние оказывают ее характер и существенность, которая всегда является пороговым показателем уместности. Избыток информации может сделать ее малопонятной, затруднить процесс анализа основных результатов деятельности и осложнить их интерпретацию;
  • надежность. В информации не должно быть существенных ошибок и искажений. Основными элементами надежности являются правдивое и достоверное представление информации, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность и полнота;
  • сопоставимость. Информация должна быть представлена в сопоставимом виде по методологии, единой для всей кредитной организации на протяжении ее существования, что дает возможность пользователям проводить сопоставление;
  • понятность. Информация должна быть доступна для понимания пользователей, которые, как предполагается, имеют достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности и бухгалтерского учета, а также имеют желание изучать информацию с должным старанием.

1 ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ бухгалтерской ОТЧЕТНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО

 

В соответствии с Методическими  рекомендациями «О порядке составления  и представления кредитными организациями  финансовой отчетности» (Письмо ЦБ РФ от 23 декабря 2003 г. № 181-Т) орган управления кредитной организации утверждает учетную политику по составлению бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО, а также структуру и содержание форм указанной финансовой отчетности, которая будет использоваться:

  • Банком России — для осуществления анализа деятельности кредитных организаций при выполнении надзорных функций;
  • руководством кредитных организаций — для целей анализа результатов деятельности кредитных организаций.

В связи с  тем, что финансовая отчетность кредитных организаций, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), является наиболее адекватной критериям, предъявляемым к финансовой отчетности по качественным характеристикам информации, содержащейся в ней, то в целях сокращения видов отчетности коммерческих банков публикуемая отчетность должна быть заменена на отчетность в соответствии с МСФО. Тем более, что назначение этих двух групп отчетности идентичное, такое же, как и основной состав показателей.

Составление кредитными организациями финансовой отчетности в соответствии с МСФО осуществляется на основе следующих принципов.

Принцип 1. Применение стандартов МСФО. Финансовая отчетность считается составленной в соответствии с МСФО, если использованы все стандарты МСФО, действующие на начало отчетного периода, за который составляется финансовая отчетность.

Принцип 2. Использование метода трансформации. Кредитные организации составляют финансовую отчетность в соответствии с Методическими рекомендациями «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» (Приложение к Указанию оперативного характера ЦБ РФ от 25 декабря 2003 г. № 181-Т) на базе российской бухгалтерской отчетности, путем перегруппировки статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, внесения необходимых корректировок и применения профессиональных суждений, то есть применения метода трансформации.

Принцип 3. Утверждение учетной  политики по составлению отчетности в соответствии с МСФО. Орган управления кредитной организации, в компетенцию которого входит утверждение учетной политики, утверждает учетную политику по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО, а также структуру и содержание форм указанной финансовой отчетности.

Принцип 4. Утверждение регламента по составлению отчетности в соответствии с МСФО. Для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО кредитной организацией утверждается регламент составления финансовой отчетности, содержащий порядок подготовки, утверждения финансовой отчетности в соответствии с МСФО, включая ведомости перегруппировки и корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, задокументированные профессиональные суждения (профессиональные мнения ответственных лиц кредитной организации, сформированные на базе объективной интерпретации имеющейся информации о конкретных операциях и сделках кредитной организации в соответствии с требованиями МСФО), а также порядок хранения указанной документации в течение сроков, установленных для российской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России.

Учетная политика должна содержать раскрытие принципов учета, применяемых банками на основе МСФО, для составления финансовой отчетности по следующим направлениям:

  1. Раскрытие общей информации, например метод(ы) оценки, используемый в бухгалтерской отчетности; каждое положение учетной политики, которое необходимо для понимания финансовой отчетности; необходимо также указать на факт того, если использование единой учетной политики при составлении консолидированной финансовой отчетности невозможно, а также соотношение статей, в отношении которых она применялась.
  2. Отдельные положения учетной политики (наибольший раздел учетной политики) — по всем возможным видам операций по формированию активов и обязательств банка согласно стандартам МСФО.
  3. Изменения учетной политики — причины изменения, сумму корректировки для текущего и каждого представленного периодов, сумму поправки, относящейся к периодам, предшествующим тем, которые были включены в сравнительную информацию, информацию о том, что сравнительные показатели были пересчитаны или о том, что это представляется невозможным выполнить.

Метод трансформации состоит из следующих этапов:

Первый  этап представляет собой перегруппировку статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из экономической сущности активов, обязательств, собственных средств, доходов и расходов кредитной организации для приведения их в соответствие с требованиями МСФО.

Второй  этап состоит в определении перечня необходимых корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с требованиями МСФО, в том числе на основе профессиональных суждений руководства кредитной организации в целях:

• корректировки временных (отчетных) периодов, в которые были совершены операции либо образовались рассматриваемые активы, обязательства, источники собственных средств, доходы и расходы;

• оценки активов, обязательств, собственных средств, доходов и расходов кредитной организации в соответствии с МСФО.

Третий  этап метода трансформации включает процедуру расчета сумм необходимых корректировок статей баланса и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с требованиями МСФО.

Регламент составления  отчетности должен предусматривать:

  • ответственных лиц кредитной организации, которым руководитель кредитной организации предоставляет право формировать профессиональные суждения по каждому из направлений деятельности кредитной организации и осуществлять основанные на этих профессиональных суждениях корректировки к российской бухгалтерской отчетности;
  • должностных лиц из числа руководителей кредитной организации, которые обязаны проводить проверку объективности сформированных профессиональных суждений и выполненных на основе этих суждений корректировок к российской бухгалтерской отчетности;
  • подразделение кредитной организации, ответственное за обобщение всех корректировок к российской бухгалтерской отчетности, полученных от соответствующих подразделений кредитной организации, а также должностных лиц кредитной организации, осуществляющих проверку правильности обобщения всех корректировок к российской бухгалтерской отчетности для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО;
  • порядок оформления, визирования, утверждения, подписания, хранения документации, включая ведомости перегруппировки, профессиональных суждений и основанных на этих профессиональных суждениях корректировок к российской бухгалтерской отчетности, а также других корректировок, включенных в финансовую отчетность кредитной организации в соответствии с МСФО;
  • подписание финансовой отчетности кредитных организаций руководителем и главным бухгалтером, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе 'нормативными актами Банка России, несут ответственность за достоверность финансовой отчетности.

 

 

2 Структура и содержание форм бухгалтерской отчетности

и требования к ней

 

Бухгалтерской отчетность в соответствии с МСФО включает:

  1. Баланс на отчетную дату.
  2. Отчет о прибылях и убытках за отчетный период.
  3. Отчет о движении денежных средств за отчетный период.
  4. Отчет об изменениях собственных средств (капитала) за отчетный период.
  5. Примечания к финансовой отчетности, в том числе принципы учетной политики по составлению финансовой отчетности.

Требования МСФО действуют  только в отношении финансовой отчетности, но никак не в отношении прочей информации, которая может отражаться в приложениях. Помимо приложений существует также целый ряд компонентов, не входящих в состав финансовой отчетности, которые могут поощряться к предоставлению. К их числу можно отнести:

  • финансовый обзор, который включает текущие результаты, финансовые позиции, а также возникшие неопределенности;
  • отчет по вопросам окружающей среды;
  • отчеты о добавленной стоимости.

Бухгалтерская отчетность и ее отдельные компоненты должны быть точно определены и отделены от прочей представленной информации, представленной в отчетности, причем каждый компонент отчетности должен быть строго определен.

В бухгалтерской отчетности также необходимо отразить методы контроля и управления ликвидностью и платежеспособностью, равно как и методы контроля и управления рисками, связанными с банковскими операциями.

Особое внимание следует  уделить раскрытию методов управления кредитными рисками. К числу таких  методов относятся:

  • анализ кредитной заявки и ТЭО кредитного проекта;
  • анализ кредитной истории заемщика;
  • анализ финансовой отчетности заемщика в целях определения его кредитоспособности;
  • выбор формы обеспечения кредита;
  • установление процентной ставки;
  • создание резервов по кредиту.

В отчетности следует  также отразить валютный риск (возможные убытки, связанные с неблагоприятным изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте) и методы страхования валютного риска. Такими методами являются:

  • оговариваемый валютный курс — это условие, включаемое в кредитное соглашение, в соответствии с которым сумма платежа изменяется в зависимости от изменения курса валюты платежа;
  • хеджирование — это метод страхования риска путем заключения альтернативной сделки на ту же сумму и тот же срок.

В разделе, касающемся управления процентным риском, раскрывается риск, связанный с использованием различных процентных ставок.

Идентификационными данными  финансовой отчетности являются:

  • наименование кредитной организации;
  • вид отчетности: консолидированная/неконсолидированная;
  • отчетная дата, отчетный период;
  • валюта отчетности;
  • единицы измерения (например, тыс., млн.).

Информация о работе Бухгалтерская отчетность кредитной организации ее основные, формы и содержание