Бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:28, реферат

Краткое описание

Особенность современной системы кредитования состоит в её зависимости от ресурсов и от экономических нормативов, установленных центральным банком. Ещё до 1991 года единственным нормативом, определяющим границы кредитования банком его клиентуры, являлся лимит кредитования. Значительная часть кредитов, выдаваемых местными банками, не лимитировалась вовсе.

Вложенные файлы: 1 файл

балабанова.docx

— 96.48 Кб (Скачать файл)

Операции по инкассированию банками векселей выгодны как для клиентов, так и для самого банка. Так клиент освобождается от необходимости следить за сроками предъявления векселей к платежу, а сам процесс получения платежа становится для него более быстрым, дешевым, надежным.

Для банка - это один из источников получения прибыли. Кроме того, в процессе совершения инкассовых операций на корреспондентском счете коммерческого банка сосредотачиваются значительные средства, которые он может пустить в оборот.

19. Наличный денежный оборот – это движение денег в наличной форме при продаже товаров, оказании услуг и осуществлении различных видов платежей.  Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения"[1] установлено, что предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы:

обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;

могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка;

имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочий дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Вышеназванному Указу Президента корреспондирует и абз.1 п.6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации[2], устанавливающий:

предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в ПОРЯДКЕ И СРОКИ, согласованные с обслуживающими банками.

В соответствии с п. 2.5. "Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998 № 14-П[3] в кассах предприятия могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие предоставляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020.

Вышеуказанное положение закрепляет:

«По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы устанавливается:

- для предприятий, имеющих  денежную выручку и сдающих  наличные денежные средства в  учреждения банков или предприятия  Госкомсвязи России ежедневно  в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения  нормальной работы предприятий  с утра следующего дня;

- для предприятий, имеющих  денежную выручку и сдающих  наличные денежные средства в  учреждения банков или предприятия  Госкомсвязи России на следующий  день, - в пределах среднедневной  выручки наличными деньгами;

- для предприятий, имеющих  денежную выручку и сдающих  наличные денежные средства в  учреждения банков или предприятия  Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных  сроков сдачи и суммы денежной  выручки;

- для предприятий, не имеющих  денежной выручки, - в пределах  среднедневного расхода наличных  денег (кроме расходов на заработную  плату, выплаты социального характера  и стипендии).

Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета».

В соответствии с п. 2.6. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков, и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Нарушение данной нормы (при выявлении такого юридического факта соответствующей проверкой), влечет применение к данным правоотношениям Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" - п. 9. "Установить, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица применяются следующие меры финансовой ответственности:

за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;

за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;

за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных настоящим пунктом, производится налоговыми органами по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

Суммы штрафов, взыскиваемые по основаниям, определенным настоящим пунктом, зачисляются в федеральный бюджет".

21. Все предприятия независимо от их организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. 
Наличные деньги предприятия могут сдавать: 
непосредственно в кассы учреждений банков; 
через объединенные кассы на предприятиях; 
предприятиям Госкомсвязи Российской Федерации для перевода на соответствующие счета в банках; 
через инкассаторскую службу учреждений банков или специализированных инкассаторских служб, имеющих лицензию Банка России. 
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются учреждениями банков каждому обслуживаемому предприятию по согласованию с их руководителями. При этом учитывается необходимость ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководством предприятия. Лимит устанавливается ежегодно всем предприятиям независимо от организационно- правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. 
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе, лимит считается нулевым, а не сданная предприятием в банк денежная наличность — сверхлимитной.

Для установления лимита предприятие представляет в банк «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу». 
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков оно по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе, а затем уведомляет о размере лимита другие учреждения банков, в которых открыты счета. 
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объема кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.), а также в соответствии с договором банковского счета. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплат социального характера и стипендий не выше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. 
В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют на предприятии соблюдение кассовой дисциплины. При выявлении сверхлимитной наличности или иных нарушений кассовой дисциплины к предприятиям применяются меры ответственности в соответствии с действующим законодательством. 
Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителями учреждений банка в зависимости от объема налично-де- нежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка, в том числе информации других контролирующих органов.

Для проведения проверки выбираются сведения о поступлении и выдаче наличных денег из кассы банка, уточняются сумма установленного лимита, наличие разрешения на расходование части выручки на месте, сроки и порядок сдачи наличных денег для зачисления на расчетный счет. 
В ходе проверки работник банка должен использовать первичные документы по учету кассовых операций (кассовый журнал, приходно- расходные документы, кассовую книгу), отчеты подотчетных лиц о расходовании подотчетных сумм, товарные чеки, счета, счета-фактуры, отчеты кассира и другие документы. 
По результатам проверки делаются выводы и вносятся рекомендации руководству предприятия по устранению недостатков. Справка о результатах проверки составляется в трех экземплярах (если не выявлено нарушений, то в двух) и подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и работником банка, производившим проверку. 
Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. При установлении фактов нарушений первый экземпляр справки передается органам Госналогслужбы по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности.

22. Расчеты кассовых оборотов составляются на основе кассовых заявок — субъектов хозяйствования показателей экономического развития региона, расчетов баланса доходов и расходов населения и ряд других показателей. На основе анализа этих материалов и другой информации коммерческими банками составляется прогноз кассовых оборотов. 
 
В прогнозе кассовых оборотов банков отражаются: 
 
1) поступления, кроме полученных в банке сумм, распределение которых предполагается использовать на месте; 
 
2) расход наличных денег с выделением сумм, получаемых из банка; 
 
3) расчет выплат на потребление: общий фонд заработной платы, надбавки, премии, затраты на оплату, не включенные в фонд оплаты труда; 
 
4) календарь выдачи заработной платы (сроки выплат). 
 
Составленные прогнозы кассовых оборотов позволяют коммерческим банкам осуществлять регулирование объема и структуры денежной массы в обращении. При этом банки стремятся максимально приблизить обороты по кассе к утвержденному эмиссионному результату. Кроме того, создаются условия контроля за соблюдением платежной дисциплины и целевым расходованием средств. 
 
Территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах, при этом объектом анализа являются: 
 
1) структура денежного оборота; 
 
2) источники поступления наличных денег в кассы региональных учреждений банков и направлений их выдачи из касс; 
 
3) скорость обращения денег, индекс цен; 
 
4) состояние безналичных расчетов между юридическими и 
физическими лицами; 
 
5) уровень индексации наличной денежной выручки; 
 
6) территориальное размещение выручки денег в обращении и ряд других. 

Информация о работе Бюджет РФ