Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:20, контрольная работа
Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без их анализа. Анализ представляет собой расчленение явления или предмет на его составные части (элементы) с целью изучения их внутренней сущности.
Анализ хозяйственной деятельности (АХД) заключается в исследовании экономических процессов и явлений, обусловивших их факторов и причин, объективной оценке производственно - хозяйственной деятельности, научном обосновании планов и контроле за ходом их выполнения.
Введение
Цель и задачи анализа хозяйственной деятельности. Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками.
Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками……………………………………………………..
Способы обработки экономической информации……
Характеристика способов сравнений, группировок….
3.1. Способ сравнения в АХД………………………………
3.2. Использование относительных и средних величин в АХД……………………………………………………………..
3.3. Способ приведения показателей в сопоставимый вид……………………………………………………………….
3.4. Способ табличного и графического представления аналитических данных……………………………………….
3.5. Способы группировки информации в АХД…………
Заключение
Таким образом, для квалифицированного проведения анализа деятельности предприятия требуется глубокое знание макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинг, бухгалтерского учета, статистики, информатики, и многих других наук.
Под информацией понимают упорядоченные сведения о процессах и явлениях, совокупность каких – либо знаний, данных.
В настоящее время экономическая информация имеет огромное значение, так как она является одним из важнейших ресурсов производства. От своевременного получения и использования информации в решающей мере зависят: выбор эффективного направления развития, минимизации коммерческих и финансовых рисков, своевременность корректировки шагов развития. Информация способствует принятию продуманных решений, повышению конкурентоспособности субъектов хозяйствования, обеспечению эффективности операций на национальных и международных ранках.
Выделяют следующие
способы обработки
Наиболее типичные ситуации, когда приемы сравнения применяются в анализе хозяйственной деятельности, следующие:
Используют следующие виды относительных величин:
В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные и аналитические группировки.
3. Характеристика
способов сравнений,
3.1 С п о с об с р а в н е н и я в А Х Д
Сравнение как один из научных способов познания используется в АХД наиболее широко. Этот прием используется наиболее полно и имеет важное значение при оценке работы предприятия. Сущность его состоит сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними.
Сравнение является начальной стадией анализа хозяйственной деятельности. В последующем должны быть исследованы причины выявленных отклонений по анализируемым показателям.
Следует отметить, что сравнительный анализ можно применять только в случае, когда обеспечена сопоставимость показателей. Он также должен проводиться по однотипным группам организаций с сопоставимыми условиями работы.
В анализе применяются следующие типы сравнений.
Большое значение имеет межхозяйственный сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Особенно большое значение имеют сопоставления результатов деятельности анализируемого предприятия с данными предприятия конкурентов.
3.2 И с п о л ь з о в а н и е о т н о с и т е л ь н ы х и
с р е д н и х в е л и ч и н в АХД
Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и др.
Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины н другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные план, базисного год, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Выражаются форме коэффициентов (при базе) или процентов (при базе 100).
В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: пространственного сравнения, планового здания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности, эффективности.
Относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.
Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или среднему его уровню за три-пять предыдущих лет.
Относительная величина выполнения плана – отношение между фактическим или плановым уровнями показателя отчетного периода, выраженное в процентах.
Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде. Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В пером случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, во втором – уровень показателя следующего года к предыдущему.
Показатель структуры – это относительна доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес отдельных идо продукции общем объеме производства, удельный вес управленческого персонала общей численности работников предприятия.
Относительные величины координации представляют собой соотношение частей между собой, например активной и пассивной частей основных фондов, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала и т.д.
Относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления определенной среде, например степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.
Относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратим, например прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала и т.д.
В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Средние показатели дают обобщенную оценку изучаемым процессам и явлениям. В АХД применяются: средняя арифметическая (простая и взвешенная), средняя гармоническая, средняя хронологическая, средняя геометрическая, также мод и медиана.
Относительные показатели (проценты, коэффициенты, индексы) широко используются для дополнения абсолютных значений изучаемых показателей. Они определяются делением одной величины показателя на другую, которая принимается за базу сравнения. Проценты используются при исследовании степени выполнения планов, динамики показателей, структурных составляющих, уровней рентабельности, расходов, доходности и др. коэффициенты и индексы определяются отношением двух взаимосвязанных показателей.
В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин: средняя арифметическая ( простая и взвешенная), средняя гармоническая, средняя гармоническая, средняя хронологическая, средняя геометрическая (используется при исчислении средних темпов роста, индексов и коэффициентов), а также мода и медиана, методика расчета которых детально рассматривается в общей теории статистики.
3.3 С п о с о б п р и в е д е н и я п о к а з а т е л е й
в с о п о с т а в и м ы й в и д
При проведении АХД нужно принимать во внимание условие соблюдения сопоставимости показателей, т.к. сравнивать можно только качественно однородные величины.
Несопоставимость показателей может быть вызвана разными величинами: несовпадением стоимостных, качественных, объемных и структурных факторов; разными отрезками времени, за которые были исчислены показатели; неодинаковыми условиями деятельности; разной методикой расчета показателей и др. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результату анализа. Поэтому, прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных выше факторов.
Если сопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. Например, для обеспечения сопоставимости валового выпуска продукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:
ВП =
где g1 и g0 – фактический объем производства 1-го вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах; p0 – цена 1-го вида продукции в базисном периоде.
Многие показатели могут быть несопоставимы из-за объемного фактора. Если сравнить сумму затрат отчетного года ∑(g1b1+a1) с затратами базисного года ∑(g0b0+a0), то разность этих показателей обусловлена не только изменением переменных затрат на единицу продукции (b) и общей суммы постоянных расходов (a), но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму переменных затрат базисного периода надо пересчитать на объем производства продукции отчетного периода ∑(g1b0+a0) и после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода:
ВП =
Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:
Информация о работе Контрольная работа по предмету Анализ хозяйственной деятельности