Научные основы экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Аналитические способности человека возникли и совершенствовались в связи с объективной необходимостью постоянной оценки своих действий, поступков в условиях окружающей среды. Это всегда побуждало к поиску наиболее эффективных способов труда, использования ресурсов.
С увеличением численности населения, совершенствованием средств производства, ростом материальных и духовных потребностей человека анализ постепенно стал первейшей жизненной необходимостью цивилизованного общества. Без анализа сегодня вообще невозможна сознательная деятельность людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Понятие экономического анализа…………………………………………6
2. Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в повышении эффективности производства…………………………………………………..10
3. Предмет экономического анализа……………………………………….12
4. Содержание и задачи экономического анализа…………………………16
5. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности, его особенности………………………………………………………………………20
6. Приемы экономического анализа и их классификация………………...23
7. Виды экономического анализа…………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по анализу.docx

— 66.59 Кб (Скачать файл)

       Относительные величины сравнения имеют важное значение в отраслевом анализе, а  также при анализе и оценке конкурентных преимуществ, когда сравниваются одни и те же характеристики двух разных совокупностей, групп, единиц (доли рынка  конкурирующих фирм).

       Не  менее важное значение в анализе  имеют средние величины. В средней величине сглаживаются количественные колебания отдельных объектов исследования. Исчисляется новый самостоятельный показатель. Который может выявить качественную сторону исследуемого явления. В средней величине случайные отклонения индивидуальных величин взаимно погашаются. Без средних величин невозможно сравнение изучаемого признакам по разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени. В аналитических расчетах применяются различные виды средних величин. Наиболее распространенным являются средняя арифметическая простая и взвешенная. В анализе используется средняя хронологическая, средняя гармоническая взвешенная, мода, медиана. С помощью средних величин можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

       Сравнение – наиболее распространенный прием  анализа. Каждый показатель, используемый для оценки и контроля, имеет значение только в сопоставлении с другими.

       Сравнение начинается с соотношения явлений, анализируются сравнимые явления. Обязательным правилом применения приема сравнения являются сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования, так как сравнить можно только качественно однородные величины.

       Сравнение экономических показателей может  осуществляться по разным направлениям.

       Сопоставляя отчетные данные с плановыми, выявляют степень выполнения (или невыполнения) задания.

       Сопоставляя фактические показатели отчетного  периода с аналогичными показателями ряда прошлых лет, оценивают результаты работы в динамике и тенденцию  развития данного экономического процесса.

       Сравнение показателей анализируемого хозяйствующего субъекта со средними аналогичными показателями по отрасли выявляет место анализируемого субъекта на рынке среди других конкурирующих  субъектов, долю на рынке.

       Сопоставлением  показателей анализируемого хозяйствующего субъекта с высокорентабельными  хозяйствующими субъектами по аналогичным  показателям выявляются неиспользованные резервы роста производства.

       Важным  направлением сравнения является сопоставление  результатов деятельности до и после  применения того или иного мероприятия (изменения того или иного фактора) с целью определения количественного  влияния фактора и определения  резервов.

       В целях контроля за использованием всех видов ресурсов необходимо проводить  сопоставление фактических показателей  с нормативными, с нормами расходов.

       В процессе сравнения выявляются изменения  тех или иных показателей.

       В экономическом анализе выделяют следующие виды сравнительного анализа:

  • горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущей,
  • вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей, определение доли, удельного веса частей в результирующем показателе,
  • трендовый анализ – сравнение за ряд лет и определение основной тенденции динамики показателя,
  • одномерный сравнительный анализ – сопоставляются по одному или несколько показателей одного объекта или нескольких объектов по единому показателю,
  • многомерный сравнительный анализ – сравнение результатов деятельности нескольких хозяйствующих субъектов по широкому кругу показателей.

       Простой подсчет итогов не дает полной характеристики показателя или объекта исследования, поэтому до осуществления расчетов проводят предварительную характеристику совокупности. Она позволяет изучить  экономические явления во взаимосвязи, взаимозависимости, выявить влияние  наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает классификацию  явлений и процессов, а также  причин и факторов, их обусловливающих.

       Нельзя  группировать явление по случайному признаку, необходимо сделать обоснованный выбор признаков. С помощью экономического анализа устанавливается причинная  связь, взаимозависимость и взаимообусловленность, причины и факторы, и лишь после  этого – характер их влияния на основе построения групповых таблиц.

       Группировка как способ анализа широко применяется  в литейном производстве, в машиностроении, в концернах, акционерных обществах, ассоциациях. Объектами изучения выступают  как сами хозяйствующие субъекты, так и структурные подразделения, и хозяйственные операции. В экономическом  анализе широко используются структурные  группировки при изучении состава хозяйствующих субъектов (по мощности, уровню автоматизации, величине основных фондов и т.д.), структуры выпускаемой продукции (по номенклатуре и ассортименту).

       Аналитические группировки предназначены для  выявления взаимосвязи, взаимозависимости  и взаимодействия изучаемых показателей, явлений, объектов.

       Важнейшим направлением аналитической работы является определение влияния отдельных  факторов на изменение результативных показателей. При определении количественного  влияния факторов на изменение результативного  показателя можно использовать следующие  способы: способ цепных подстановок, способ абсолютных и относительных разниц, индексный, интегральный, балансовый и др. в основе первых четырех лежит метод элиминирования, т.е. устранение, исключение воздействия всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.

       Метод цепных подстановок  используется для определения количественного влияния отдельных факторов на общий результативный показатель. Данный способ применяется в том случае, если между изучаемыми явлениями имеет место функциональная, прямая или обратно пропорциональная зависимость. Он используется во всех типах детерминированных факторных моделей при определении влияния факторов. Суть данного метода заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого факторного показателя на фактическую величину в отчетном периоде, все остальные при этом считаются неизменными. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т.д. число расчетов на единицу больше, чем число показателей. На практике расчеты при плановых величинах можно взять в готовом виде из плана предприятия, фактические величины – из квартального или годового отчета. Отсюда следует, что можно сделать лишь промежуточные расчеты, а следовательно, число расчетов будет на один меньше. Более точный расчет может быть получен при правильном ранжировании показателей-факторов: вначале учитывают изменение количественных показателей на результат, затем качественных. Если количественных и качественных показателей несколько, то определяют изменение факторов первого уровня и т.д.

       Порядок применения данного способа можно  рассмотреть на примере (таблица 1).

Таблица 1

Исходные  данные, необходимые  для определения  влияния факторов на объем выпуска

Показатели  План  Факт  Изменения
1. Число станков, шт. (а) 50 48 -2
2. Продолжительность  работы одного станка, час (в) 375 364 -11
3. Производительность  одного станка в час, шт. (с) 16 18 +2
4. Изготовлено  деталей за месяц, шт. 300000 314496 +14496

 

       Объектом  анализа является изменение объема выпуска деталей за месяц: 314496-300000=14496 шт.

       Для того чтобы определить, каким образом  повлияли на изменение объема продукции  различные факторы, сделаем следующие  расчеты:

  1. Все показатели плановые: 50*375*16 = 300000 шт.
  2. Количество станков фактическое, остальные показатели плановые: 48*375*16 = 288000 шт.
  3. Количество станков и продолжительность работы одного станка фактические, производительность станка плановая: 48*364*16 = 279552 шт.
  4. Все показатели фактические: 48*364*18 = 31449 шт.

       Отклонение  фактического объема продукции от планового  произошло за счет влияния следующих  факторов:

  • уменьшение количества станков на 2 шт. привело к снижению объема производства на 12 000 шт. (288 000 - 300 000),
  • уменьшение продолжительности работы одного станка (час) на 11 час привело к снижению объема выпуска на 8448 шт. (279 552 – 288 000),
  • увеличение производительности одного станка на 2 шт. привело к увеличению объема производства на 34944 шт. )314496 – 279 552).

Общее отклонение составит 14 496 шт. (-12 000 – 8448 + 34 944).

       Если  бы хозяйствующий субъект использовал  все запланированное количество оборудования и не допустил внутрисменных  простоев, то выработка продукции  за месяц была бы больше на 20 448 шт. (12 000 + 8448).

       Способ  абсолютных разниц. Он применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях.

V = (а + в)с          и            V= а(в-с).

Алгоритм расчета  влияния факторов следующий:

V= авсd.

Определяем абсолютное  отклонение по каждому показателю:

±а = АФ – АПЛ ,

±в = ВФ – ВПЛ ,

±с = СФ – СПЛ ,

±d = DФ – DПЛ.

       Определяем  изменение величины результативного  показателя за счет каждого фактора:

±VА = ±а ×ВПЛ ×СПЛ ×DПЛ

±VВ = АФ × ±в × СПЛ ×DПЛ

±VС = АФ ×Вф × ±с ×DПЛ

±VD = АФ ×Вф× СФ × ±d.

       Методику  расчета факторов проведем, используя  исходные данные табл. 1:

±VА = (-2)*375 * 16 = - 12 000 шт.

±VВ = 48 * (-11) * 16 = -8448 шт.

±VС = 48 * 364 * (+2) = +34 944 шт.

       Баланс  отклонений – (-12 000) – 8448+34 944 = 14 496шт.

       Алгоритм  расчета факторов в смешанных  моделях типа V = (а-в)с, можно рассмотреть на примере прибыли от реализации продукции:

ПР = Vрп (z-с),

где ПР – быль от реализации продукции, работ, услуг,

      Vрп – объем реализации продукции, Z – цена продукции,

       С – себестоимость продукции.

       Изменение величины прибыли за счет изменения  объема реализации продукции:

±ПVРП = ±VРП (zПЛ – сПЛ).

       Изменение величины прибыли за счет изменения  цены:

±Пz = Vрп * (±z).

       Изменение величины прибыли за счет изменения  себестоимости:

±ПС = Vрп * (±с).

       Расчет  влияния структурного фактора определяется по формуле на изменение величины прибыли:

±П  стрi = ((УД - УДiпл) × Ziпл) × Vрп. ф. общий ,

где  ±П i – изменение прибыли за счет i-го фактора,

       Vрп. ф. общий – общий объем реализованной продукции по факту, УД ,

       УДiпл – структура i-го вида продукции фактическая и плановая. 

       Способ  относительных разниц. Данный способ также используется для измерения количественного влияния на изменение результативного показателя.

       Алгоритм  расчета влияния факторов следующий. Определяем относительное отклонение факторов:

±А% = (Аф – Апл) / Апл × 100% ,

±В% = (Вф – Впл) / Впл × 100% ,

±С% = (Сф – Спл) / Спл × 100% .

       Затем определяем изменение результативного  показателя за счет изменения каждого  фактора.

±VА = (Vпл × (±А%)) / 100% ,

±VВ = (Vпл + (±VА) × В%) / 100% ,

Информация о работе Научные основы экономического анализа