Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 13:43, реферат
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………...…3
понятие финансового состояния;
внутренний и внешний анализ финансового состояния;
типы финансовой устойчивости;
ликвидность;
кредитоспособность и платежеспособность;
факторы, влияющие на финансовое состояние.
ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА: РЕАНИМАЦИЯ ИЛИ ПОГРЕБЕНИЕ?…………………...13
НАБЛЮДЕНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА…………………………………….…15
СПОСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..17
С целью упорядочения расчетов следовало бы шире применять аккредитивную их форму, гарантирующую платежи, а также установить отдельную плату за принудительный кредит (предоплату) в размере, превышающем учетную ставку Центрального банка РФ. В настоящее время рост объема производства в стоимостном выражении достигается за счет повышения цен на продукцию. Такое положение неизбежно в условиях слабого государственного регулирования, когда предприятия, в основном занимающие монопольное положение, могут повышать цены на продукцию и снижать объемы ее производства. Это ведет к ухудшению финансового состояния потребителей, сокращению платежеспособного спроса на производственные ресурсы, увеличению просроченной задолженности бюджету, поставщикам, банкам, а также персоналу предприятий по оплате труда. В таких условиях динамика неплатежей промышленных предприятий соответствует динамике производства.
Существенным фактором ухудшения финансового состояния предприятий является то, что в условиях инфляции имеет место, по существу, изъятие части оборотных средств. В бухгалтерском учете на конец отчетного периода выручка от реализации отражается исходя из фактических цен на реализованную продукцию, а затраты на сырье и материалы - по фактическим заготовительным ценам. Если производственный цикл у предприятия длительный, то выручка от реализации и затраты на производство продукции на конец данного периода в результате инфляции становятся несопоставимыми. Поэтому прибыль, определенная на конец периода, завышается на сумму разницы между фактическими затратами на материалы и затратами, которые следует осуществить с учетом инфляции. В соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета и налогообложения данная сумма прибыли подпадает под налогообложение и изымается у предприятия. Вследствие этого масса оборотных средств у предприятия уменьшается. Это подтверждается и отставанием роста запасов товарно-материальных ценностей вследствие повышения оптовых цен. С целью устранения подобного неоправданного изъятия у предприятий оборотных средств следовало бы ежеквартально переоценивать производственные запасы и незавершенное производство. Это сократит налогооблагаемую базу и будет способствовать недопущению изъятия оборотных средств в виде части налога на прибыль.
Большое влияние на финансовое состояние оказывает очередность платежей. В настоящее время введена очередность платежей, обеспечивающая первоочередные выплаты денежных средств на неотложные нужды, платежи в бюджет и в государственные внебюджетные фонды. Все остальные платежи должны осуществляться в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). На первый взгляд, очередность платежей по усмотрению плательщиков более всего отвечает условиям рынка, однако такая очередность может наносить ущерб кредиторам, погашение обязательств перед которыми, несмотря на длительность их срока, откладывается плательщиками. С другой стороны, чисто календарная очередность платежей не учитывает различия между текущими и периодическими платежами. Текущие платежи (за товары и услуги, ценные бумаги и т.д.), как правило, осуществляются вслед за их поставкой. Периодические платежи (по заработной плате, в бюджет, за коммунальные услуги) имеют собирательный характер и производятся за определенный период. Более предпочтительной перед применяемой является очередность, основанная на периодичности платежей. В первую очередь следует осуществлять периодические платежи по кредиторской задолженности, которая нарастала за длительный период: платежи в бюджет (кроме авансового налога на прибыль), платежи по заработной плате, платежи за коммунальные услуги и другие. Во вторую очередь следует осуществлять текущие платежи в погашение кредиторской задолженности. В третью очередь должны производиться предварительные и авансовые платежи. В каждой из этих трех групп очередности следует располагать расчетно-платежные документы в календарной последовательности их поступления в банк, поскольку в любой из групп отражаются в основном однотипные платежи. Подобная периодическая очередность платежей имеет право на существование, так как она обусловлена имеющимися различиями в формировании кредиторской задолженности. На практике предприятия в первую очередь погашают банковский кредит, стараясь не попасть под контроль со стороны банков, затем идет оплата труда, далее - обязательства перед поставщиками, и наконец, налоги. Следовательно, на последнем месте среди кредиторов оказывается федеральный бюджет. По платежам в бюджет просроченная задолженность составляет 65% к общей сумме этой задолженности, а по расчетам с поставщиками около 50% задолженности приходится на просроченную задолженность. В целях укрепления финансового состояния предприятий целесообразно отражать в отчетности взаимную задолженность в разрезе сроков ее возникновения, а также показывать длительность непогашения просроченной задолженности. В настоящее же время в бухгалтерской и статистической отчетности предприятий выделяется лишь задолженность, просроченная погашением свыше трех месяцев. Необходима более подробная группировка задолженности: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней и т. д. Следовало бы также предприятиям во всех случаях составлять платежные календари, аналогичные кассовым сметам зарубежных компаний. На практике они во многих случаях составляются нерегулярно и некачественно. Существует тенденция замещения задолженностью поставщикам и другим кредиторам части собственных оборотных средств предприятий и недостающих краткосрочных кредитов банков. Предприятия заинтересованы в замещении названных источников кредиторской задолженностью, пользование которой дешевле, чем банковскими кредитами. А в условиях инфляции это тем более не грозит большими потерями, наоборот, долги кредиторам обесцениваются. С целью преодоления такой тенденции следовало бы осуществлять индексацию просроченной кредиторской задолженности в момент ее погашения.
Одним из путем оздоровления финансового состояния предприятий является использование векселей, т.е. ценных бумаг, удостоверяющих безусловное обязательство векселедателей уплатить, по наступлении срока, определенную сумму векселедержателям, т.е. владельцам векселей. Эмиссия векселей может осуществляться как банками, так и предприятиями. Если банки эмитируют векселя для расчетов и обеспечивают ими предприятия в качестве платежного средства, они, по существу, увеличивают денежную массу, приспосабливая ее размеры к нуждам предприятий. Дополнительно выпущенная в форме банковских векселей денежная масса должна покрыть первичные неплатежи и по цепочке погасить все последующие неплатежи. В результате в балансах первичных неплательщиков, имеющих кредитовое сальдо по неплатежам, кредиторская задолженность предприятиям-контрагентам будет заменена кредиторской задолженностью банку, предоставившему вексельный кредит. Вместе с тем здесь возникает ряд проблем. Векселя значительно легче поддаются подделке, чем денежные знаки. Кроме того, нет гарантии, что полученный вексельный кредит будет сразу же использован предприятием для погашения задолженности. Наконец, замена взаимной задолженности векселями повысит ее ликвидность, а значит и скорость ее обращения. Это, очевидно, будет стимулировать инфляцию.
Если же векселя эмитируются предприятиями, то, кроме возможности их подделки и влияния на инфляцию, возникает также следующая проблема. Далеко не всегда переводные векселя предприятий-должников могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг и следовательно использоваться как средство платежа при расчетах с предприятиями-кредиторами. Фактически так функционировать могут лишь векселя доходных, финансово устойчивых предприятий, способных погашать задолженность. Векселя же малорентабельных и убыточных предприятий, как правило, не будут приниматься ни банками, ни предприятиями-кредиторами. Поэтому такие векселя только частично могут содействовать укреплению платежеспособности предприятий. Следует также иметь в виду, что ликвидация неплатежей при помощи векселей - весьма длительный процесс. Действенным средством укрепления финансового состояния предприятий и снижения неплатежей служат зачеты взаимных требований (КЛИРИНГ). Предприятия, имеющие большую дебиторскую задолженность, не погашенную в срок, прекращают поставки продукции, требуя предварительной оплаты. Одновременно в составе образовавшихся неплатежей остаются нереализованными доходы, часть которых подлежит перечислению в бюджет. Взаимные неплатежи замедляют оборачиваемость средств в расчетах и ведут к увеличению кредитной эмиссии. Проблемы соблюдения сроков платежей, состоятельности плательщика, ликвидности его активов становятся весьма актуальными. Поэтому возрастает роль механизма погашения взаимных неплатежей путем зачета. В настоящее время предусматривается переоформление просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций всех форм собственности срочными долговыми обязательствами. Это позволяет учесть по каждому участнику зачета сумму его просроченной задолженности поставщикам, а также величину просроченной дебиторской задолженности, которая числится за его покупателями. Поскольку платежный оборот включает платежи за сырье, материалы и произведенную из них готовую продукцию, постольку суммы платежей различных предприятий, как правило, не совпадают. Поэтому зачет не может быть стопроцентным. Межотраслевой зачет взаимных требований, по существу, содержит два зачета: зачет взаимной задолженности предприятий и зачет взаимных требований банков. В процессе межотраслевого зачета долговые обязательства предприятий приобретают форму обязательств коммерческих банков и частично Центрального банка (в размере незавершенных межбанковских расчетов по зачету). Конечными плательщиками и получателями средств по результатам зачета являются не предприятия-участники зачета, а коммерческие банки и Центральный банк. Зачет осуществляется двумя способами платежа: передачей кредитных обязательств и собственно зачетом взаимных требований. Межотраслевой зачет начинается с распоряжения Центрального банка коммерческим банкам об оплате на определенных условиях с лицевых счетов по зачету расчетных документов плательщиков с зачислением сумм на лицевые счета по зачету получателей средств. Платежным средством, за счет которого производится оплата, являются долговые обязательства предприятий, преобразованные в обязательства коммерческих банков и Центрального банка. В процессе зачета эти обязательства переходят со счета на счет, осуществляют передачу долгов, и частично остаются в виде незачтенных дебетовых и кредитовых сальдо. В идеале кредитовые сальдо должны направляться на погашение дебетовых сальдо. Однако на практике этого не бывает, так как зачетные операции отразились в дебетовых и кредитовых оборотах лицевых счетов по зачету еще до подведения его итога и, с другой стороны, между предприятиями, имеющими дебетовые и кредитовые сальдо, как правило, нет прямых хозяйственных связей. Поэтому дебетовые сальдо должны погашаться с расчетных счетов плательщиков, а кредитовые сальдо зачисляются на расчетные счета получателей средств по зачету. В результате дебетовые и кредитовые сальдо взаимно погашаются.
Вместе
с тем на практике это затрудняется тем,
что не всегда на счетах плательщиков
имеются средства для погашения их дебетовых
сальдо. Дебетовые сальдо лицевых счетов
по зачету образуются несмотря на то, что
зачет производится в пределах сумм, причитающихся
предприятиям. Очевидно, все поступления
средств предприятиям целесообразно направлять
на погашение дебетовых сальдо по зачету.
Зачет не только погашает взаимную задолженность,
но и повышает ликвидность незачтенных
долгов. Поэтому кредитовые сальдо по
зачету до момента их перечисления на
расчетные счета получателей средств
могут находиться в обращении. Следовало
бы разрешить предприятиям производить
платежи с лицевых счетов по зачету в пределах
кредитовых сальдо при условии зачисления
сумм на лицевые счета по зачету получателей
средств. Следует иметь в виду, что исходя
из своих кредитовых сальдо, предприятия
могут выписывать коммерческие векселя
для расчетов с поставщиками. Конечно,
после осуществления зачета неплатежи
возобновляются, так как не устранены
причины, порождающие их. Однако суммы
неплатежей и их длительность сокращаются
(до образования новой цепочки неплатежей).
Как представляется, целесообразно проводить
зачеты взаимных требований в условиях
нашей экономики два раза в год. Это будет
ускорять оборачиваемость оборотных средств
и увеличит поступления в доход бюджета.
При проведении зачетов не следует, как
это имело место в 1992 г., предоставлять
предприятиям кредиты на погашение дебетового
сальдо за счет централизованных кредитных
ресурсов государства, с целью избежать
обострения инфляции. Зачет на бескредитной
и безэмиссионной основе явится антиинфляционной
мерой, позволяющей смягчить остроту платежного
кризиса и уменьшить количество платежных
средств в обращении. Эффективной мерой
служит также компьютерный клиринг взаимной
задолженности предприятий, позволяющий
быстро устранить неплатежи на безинфляционной
основе, так как он не требует создания
новых инструментов платежа. Действенным
средством улучшения расчетов показали
себя казначейские обязательства, выпускаемые
Министерством финансов с 1995 г. Механизм
казначейских обязательств используется
для оформления существующей бюджетной
задолженности в условиях обострения
проблемы взаимных неплатежей в отраслях
хозяйства. Казначейскими обязательствами
Минфин РФ рассчитывается по текущей задолженности
федерального бюджета перед предприятиями
оборонного и топливно-энергетического
комплексов, транспорта и ряда других
отраслей хозяйства. Выпуски казначейских
обязательств обращаются в течение года
с момента эмиссии. Оставшиеся непогашенными
к этому сроку казначейские обязательства
безусловно гасятся. Эти обязательства
могут быть использованы только для расчетов
между предприятиями за поставленные
товарно-материальные ценности. В дальнейшем
выпуск новых казначейских обязательств
предполагается расширить. Это будет содействовать
снижению неплатежей и укреплению финансового
состояния предприятий.
Важным
фактором укрепления финансового состояния
предприятий является взаимосвязанность
размеров выдаваемых банками кредитов
и наличия товарно-материальных ценностей.
Это означает, что предоставление ссуд
должно обязательно осуществляться на
основе движения материальных оборотных
средств в процессе их кругооборота (особенно
в тех случаях, когда кредит обеспечивается
ценностями, принятыми в залог). При завершении
оборота кредитуемых ценностей наступает
срок погашения задолженности по ссуде.
Систематические колебания потребности
в оборотных средствах могут быть учтены
и удовлетворены именно при помощи кредита.
ПРОЦЕДУРА
БАНКРОТСТВА: РЕАНИМАЦИЯ ИЛИ ПОГРЕБЕНИЕ?
Действие Закона о банкротстве распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридические лица, как коммерческие (за исключением казенных предприятий), так и некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. В новом Законе дано более четкое определение понятия несостоятельности (банкротства). Это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом, из определения исчезла такая не свойственная для него характеристика экономического положения должника, как неудовлетворительная структура баланса.
Круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением, новым Законом не расширен. Таковыми по-прежнему являются сам должник, кредитор, прокурор. Закон лишь уточнил, какие конкретно органы обладают правом подачи заявления в связи с неисполнением должником обязанности по уплате обязательных платежей. Это могут быть налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы. Кроме того, правом подачи заявлений пользуются и иные лица, прямо указанные в Законе. Так, например, в случаях, когда кредитором по денежным обязательствам являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, заявление кредитора может быть подано в арбитражный суд уполномоченным на то органом государственной власти или органом местного самоуправления. Необходимо иметь в виду, что теперь Закон не только предусматривает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, но в некоторых случаях устанавливает обязанность произвести такие действия, причем в определенные сроки.
Так, ст. 8 содержит перечень ситуаций, когда должник (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязан направить в суд соответствующее заявление:
-- когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;
-- когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
-- когда органом, уполномоченным собственником имущества должника;
--
унитарного предприятия, принято решение
об обращении в арбитражный суд с заявлением
должника.
Глава I Закона о банкротстве «Общие положения», предусматривает, что к должнику -- юридическому лицу могут быть применены следующие процедуры:
-- наблюдение;
-- внешнее управление;
-- конкурсное производство;
-- мировое соглашение;
--
иные процедуры, предусмотренные настоящим
Федеральным законом.
Эти же процедуры, за исключением наблюдения и внешнего управления. будут применяться при рассмотрении дела о банкротстве гражданина. Следует обратить внимание на то. что такая процедура, как санация, из судебной перешла в разряд внесудебных и может быть применена только в рамках мер по предупреждению банкротства должника. В этих целях должнику может предоставляться финансовая помощь как за счет бюджетов различных уровней и соответствующих внебюджетных фондов, так и участвующими в деле о банкротстве лицами.
Все процедуры банкротства Законом регламентированы. вплоть до указания их длительности. Прописаны процессуальные действия всех участников. Дело о несостоятельности имеет временные рамки, исключающие волокиту, а правовое регулирование ликвидирует пробелы в действующем законодательстве. Решение о банкротстве принимается только арбитражным судом. Вмешательство административных органов возможно лишь в целях восстановления платежеспособности должника. Досудебные меры восстановления платежеспособности предприятия и процедуры несостоятельности в новом Законе открывают больше возможностей для спасения. На любой стадии рассмотрения дела должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение, а также договориться о добровольной ликвидации.
Информация о работе Показатели для оценки финансового состояния предприятия и основные способы его