Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 10:24, курсовая работа
Цель работы – исследование особенностей денежных потоков и их прогнозирования.
Объект исследования – денежные потоки; предмет исследования - ме-ханизм управления денежными потоками на предприятии (на примере гос-тинничного комплекса).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕКО МЕТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ……………………………………………………4
Понятийно-терминологический аппарат изучения денежных
по-токов………………………………………………………………...4
1.2. Классификация денежных потоков………………………………….6
1.3. Анализ движения денежных средств……………………………….8
1.4. Методика измерения денежных пото-ков…………………………...11
1.5. Прогнозирование денежных потоков……………………………….14
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ НА ПРИМЕРЕ
ГК «ТУ-РИСТ»………………………………………………………………...19
2.1. Краткая характеристика деятельности ГК ''Турист''………………...19
2.2. Ретроспективный анализ основных показателей денежных
потоков ГК ''Турист''…………………………………………………..20
2.3. Прогнозирование денежных потоков и пути их увеличения……….24
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
Бюджет позволяет получить представление о совокупной потребности в денежных средствах; принимать решения о рациональном использовании ресурсов; анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели предприятия; определять потребность в объемах и сроках привлечения заемных средств; пронаблюдать за изменением величины денежного потока, который всегда должен находиться на уровне, достаточном для погашения обязательств по мере необходимости.
Вследствие этого можно контролировать приток и отток денежных средств, обращая особое внимание на правильность отражения точного времени их появления и их взаимосвязь с планируемой производственной, инвестиционной и финансовой деятельностью.
Основным целями прогнозирования движения денежных средств являются:
- предвидеть будущий спрос организации на денежные средства;
- оценить финансовые последствия этого спроса;
- определить возможные способы действия и выбрать наилучший для удовлетворения спроса.
К прогнозированию можно приступать после завершения анализа различных сценариев и оценки потоков денежных средств. Прогнозирование движения денежных средств охватывает два основных сюжета:
- вложение свободных (избыточных) денежных средств;
- получение краткосрочных займов для покрытия дефицита денежных средств [11].
Учитывая многообразие инструментов денежного рынка, куда можно вложить избыточные денежные средства, и множество источников краткосрочных кредитов, менеджеру приходится решать задачу выбор инструментов, обеспечивающих наибольшую прибыль при минимальном риске (для инвестирования) и наименьший процент (для заимствования).
В условиях перехода к рыночным отношениям контроль за движением денежных средств приобретает решающее значение, так как от этого зависит выживаемость предприятия, поэтому необходимо заниматься прогнозированием денежного потока, составлять и разрабатывать бюджеты денежных средств. Все это позволит пронаблюдать за величиной денежного потока, выявить нехватку или излишек средств еще до их возникновения и даст возможность скорректировать предпринимаемые действия.
Сам прогноз движения денежных потоков состоит из двух разделов. Первый раздел включает чистый поток денежных поступлений, рассчитанных по рабочему листу, и разные статьи выплат денежных средств. Цифра чистого потока денежных средств даёт информацию об уровне денежных средств, которые нужны для поддержания планируемой деятельности. Второй (финансовый) раздел прогноза движения денежных средств показывает влияние основной деятельности на планы компании [5, 11].
Подводя итог, можно сказать, что успех предприятия зависит от его способности генерировать денежные средства для обеспечения его деятельности. Самая важная задача руководителя (финансового менеджера) – это планирование положительных потоков денежных средств от основной деятельности и поиск наиболее выгодных источников финансирования.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ НА ПРИМЕРЕ
ГК «ТУРИСТ»
2.1. Краткая характеристика деятельности ГК ''Турист''
Гостиница «Турист» была построена в декабре 1979 года, строительство велось с 1973 на средства профсоюзов. Все гостиницы города Омска были муниципальными, а гостиница «Турист» профсоюзной. Для строительства гостиницы было выбрано живописное место на берегу реки. Двенадцатиэтажное, оригинальное здание было спроектировано как гостиничный комплекс, включающий в себя ресторан.
В начале 90-х годов, как и многие другие в нашей стране, гостиничный комплекс «Турист» перестал окупать себя и, чтобы как-то выжить в нелегкое время, руководство приняло решение сдавать в аренду целые этажи и холлы. Престиж гостиницы значительно упал и в 2000 году она была неконкурентоспособна. С 2003 года персонал и руководство гостиницы «Турист» изменилось. В настоящий период в гостинице проводится реорганизация. Сегодня гостиничный комплекс «Турист» предлагает 180 номеров для комфортного проживания, включая простые одноместные и двухместные номера, люксы и полулюксы. Гостиница предоставляет проживающим дополнительные услуги: - вызов такси, международные и междугородние переговоры, заказ авиа и ж\д билетов, факсимильная связь и электронная почта, заказ завтраков, обедов и ужинов в номер; курьерская экспресс доставка; организация экскурсий по городу и др [7].
ГК «Турист» имеет сложную организационную структуру управления, характеризуемую распределением целей и задач управления между подразделениями и отдельными работниками. В ГК «Турист» присутствует линейно-функциональная структура управления организацией.
Уровень управления в ГК «Турист» представляет собой совокупность звеньев управления, которые занимают определенную ступень в принципах подхода к управлению ГК. Ступени управления строятся в вертикальном соотношении и подчиняются по иерархии друг другу (рис. 2).
Рис 2. Структура управления ГК «Турист»
Высший уровень ГК «Турист» представлен генеральным директором и директором, которые принимают решения стратегического характера, занимаются постановкой целей и задач ГК. Руководители среднего уровня ГК обеспечивают реализацию политики гостиницы, разработанную высшим руководством, и несут ответственность за доведение заданий и инструкций до подразделений, а также за своевременное их выполнение.Низший уровень управления представлен менеджерами подразделений.
2.2. Ретроспективный анализ основных показателей денежных потоков
ГК ''Турист''
Динамика основных показателей хозяйственной деятельности ГК «Турист» за 2003-2005 гг представлена в таблице (приложение 1).
По данным таблицы следует, что организация гостиничного бизнеса ГК «Турист» имела убыток в 2003 г. Однако его положение существенно изменилось в 2003 г., финансовый результат вырос на 106 тыс. рублей, и гостиница достигла 86 тыс. рублей прибыли. В процентах к результату 2003 г. прирост 2004 г. составил 530% (186 / (-20) * 100 – 100 = 530%).
В отчетном 2005 г. прибыль выше, чем в 2004. на 23 тыс. рублей. Однако это увеличение оказалось меньшим, чем прирост прибыли 2004 г. относительно 2003 г. В 2005 г. прибыль возросла на 26,74%.
Рассмотрим влияние на изменение финансового результата от основной деятельности трех факторов [9]:
- объема реализации гостиничного продукта;
- структуры реализации гостиничного продукта;
- затрат
на единицу стоимости
Изменение финансового результата за счет изменения объема реализованного гостиничного продукта рассчитывают как разница между индексом объема реализации гостиничного продукта по полной себестоимости и единицы перемноженная на размер прибыли рассматриваемого периода. По официальным данным (приложение 1) индекс реализации гостиничного продукта ГК «Турист» равен: Iсс = 2090 /2119 = 0,986, следовательно изменения объема реализованного гостиничного продукта ∆ Рn = 86 (0,986 – 1) = -1,18 тыс. рублей, т.е. имеет место уменьшение объема реализации гостиничного продукта по полной себестоимости на 29 тыс. рублей привело к незначительному снижению прибыли на 1,18 тыс. рублей.
Изменение финансового результата за счет изменения структуры реализованного гостиничного продукта расчитывают как произведение размера прибыли рассматриваемого периода на разницу между индексом объема реализации услуг в фактических ценах (отношение выручки от продажи гостиничных услуг отчетного и предшествующего периода соответственно) и индексом объема реализации гостиничного продукта. По официальным данным (приложение 1) индекс реализации в фактических ценах In = 2199 /2205 =0,997, из чего следует, что влияние структуры составляет 0,94 тыс. рублей (∆ Рs = 86 (0,997 – 0,986)), т.е. изменения в структуре реализованного гостиничного продукта, приводящие к изменению его себестоимости и цены, оказали еще меньше влияния. В результате улучшения структуры реализуемого продукта (увеличения доли более рентабельных номеров) прибыль увеличилась на 0,94 тыс. рублей.
Изменение финансового результата под влиянием изменения затрат на единицу стоимости реализованного гостиничного продукта определяют с помощью как выражения: ∆ Рp = ( ССо /N0 - CC1) / N1, где ССо - затраты, приходящиеся на единицу стоимости реализованного гостиничного продукта предшествующего периода; СС1 - затраты, приходящиеся на единицу стоимости реализованного гостиничного продукта отчетного периода. Таким образом, ∆ Рp = ( 2119 /2205 – 2090 /2199)* 2199 = 23,24 тыс. рублей, т.е. в результате снижения затрат, приходящихся на единицу стоимости реализованных услуг, с 0,96 тыс. рублей до 0,95 тыс. рублей прибыль увеличилась на 23,24 тыс. рублей. Таким образом, влияние себестоимости единицы гостиничного продукта на изменение финансового результата оказалось наибольшим, поэтому для улучшения финансового результата администрации ГК «Турист» следует в первую очередь заботиться о снижении уровня себестоимости в отношении к выручке. Для этого нужно либо снижать затраты, либо повышать цены в пределах платежеспособного спроса клиентов организации гостиничного бизнеса.
Сумма влияния факторов должна равняться абсолютному изменению финансового результата (прибыли), т.е -1,18 +0.94 +23,24 = 23 тыс. рублей
Для проведения прогнозтической оценки денежных потоков на предприятии (ГК), выявим их особенности и тенденции. Результаты факторного анализа показали увеличение прибыли как в 2004 году, так и в 2005 г. В 2005 году увеличение прибыли достигнуто за счет снижения затрат на единицу стоимости реализованного гостиничного продукта. Снижение объема реализованных услуг и ухудшение структуры, а именно увеличение доли менее рентабельных номеров оказали незначительное отрицательное влияние на прибыль 2004 г. В 2005 г. улучшение финансового результата (прибыли) в сравнении с 2004 г. оказалось меньшим. Достижение прироста прибыли происходит в основном за счет снижения затрат на единицу стоимости гостиничного продукта. Так как анализ показал, что изменение затрат на единицу гостиничного продукта оказывает наибольшее влияние на изменение финансового результата, ГК «Турист» следует уделить больше внимания собственным затратам, анализировать их структуру [2].
Из анализа затрат ГК «Турист» (приложения 2) следует, что в структуре затрат наибольший удельный вес имеют затраты по статье «Прочие расходы». Большую долю также занимают расходы, связанные с оплатой труда. Отметим отсутствие негативной тенденции опережения роста расходов по заработной плате над ростом прибыли, поэтому данную статью расходов можно увеличить с целью стимулирования эффективной работы работников. В составе прочих расходов наибольшую часть занимают налоги, поэтому ГК «Турист» следует рассмотреть возможности оптимизации налогов. Факторный анализ показал, что положительное влияние на финансовый результат оказывает снижение себестоимости готовой продукции в 2003 и в 2005 гг., причем изменение себестоимости единицы гостиничного продукта оказало наибольшее влияние на изменение финансового результата. Возможности снижения затрат нашли отражение в таблицы (приложение 2).
Таким образом, проведя ретроспективный анализ функционарования конуретного гостинничного комплекса, выявив период дефицита денежных средств и пранализировав возможные пути разрешения подобной ситуации на основе конкретных данных, можем отметить, что в условиях дефецита денежных средств функционирование предприятия есть убыточным, его возобновление возможно под действием смены системы управления и выбора нового питу организации, это инвестиции, кредит и др., вместе с тем должно иметь место граммотное управление средствами и правильное построение менеджментной и маркетинговой политики, влияние т.н. кризисного менеджмента.
Выявив пути «реанимации» организации в условиях дефецита, проанализировав наявные тенденции развития, можем сделать ретроспективный прогноз и отметить, что его пессиместический вариант свидетельствавал бы об дефолте гостиничного комплекса, оптимистичныпй – под влиянием ряда факторов возобновление прибыльности, что и произошло на самом деле.
2.3. Прогнозирование денежных потоков и пути их увеличения
Таким образом, проведя ретроспективный прогноз и анализдеятельности гостпничного комплекса «Турист», выявив сильные и слабые стороны функционирования, можем сделать прогноз его развития методом трендов, т.е. спрогнозируем его развитие при условии, что все наявные тенденции сохранятся. При сохранении наявных позитивных тенденций прогнозтические показатели будут стабильными и прибыль будет увеличиваться (приложение 3).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Влияние себестоимости единицы гостиничного продукта на изменение финансового результата оказалось наибольшим, поэтому для улучшения финансового результата администрации ГК «Турист» следует в первую очередь заботиться о снижении уровня себестоимости в отношении к выручке. Для этого нужно либо снижать затраты, либо повышать цены в пределах платежеспособного спроса клиентов организации гостиничного бизнеса.
- Анализ показал, что изменение затрат на единицу гостиничного продукта оказывает наибольшее влияние на изменение финансового результата, ГК «Турист» следует уделить больше внимания собственным затратам, анализировать их структуру.
- В составе прочих расходов наибольшую часть занимают налоги, поэтому ГК «Турист» следует рассмотреть возможности оптимизации налогов.
- ГК «Турист» необходимо проводить работу по снижению арендных платежей, в том числе и на расходы на транспортные услуги; найти другие сторонние организации, работающие с меньшими комиссионными сборами за выполненные ими работы того же качества; снижать расходы на услуги связи.