Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 08:23, курсовая работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка, аппарата поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налогообложение является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
Введение
3
1. Экономические предпосылки развития налогового администрирования
5
2. Теория о налогообложении в истории развития общественных отношений
9
3. Основные направления налогового администрирования в зарубежных странах
14
4. Периодизация развития налогообложения в России. Характеристика этапов
18
5. Проблемы системы налогового администрирования в России на современном этапе
23
Заключение
27
Список литературы
Следует отметить, что в России современные методы управления в области государственного налогового администрирования широкого применения не получили. Более того, национальные особенности не позволяют в полной мере копировать опыт зарубежных стран. Таким образом, предложения по совершенствованию должны опираться на достижения мировой теории и практики налогообложения, но при этом быть взвешенными и адаптированными к российской действительности.
Главная задача налогового администрирования состоит в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления им своих функций. Система государственного налогового администрирования находится в постоянном развитии. Изменения, происходящие в налоговом администрировании, обусловлены необходимостью приведения ее в соответствие требованиям уровня развития общественных и экономических отношений.
В Российской Федерации построение системы налогового ___________________
1 Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов //Финансы. - 2005. - №6. - С.27-32
администрирования прошло несколько этапов, сопровождающихся изменением прав и обязанностей налоговых органов. Как и в большинстве развитых стран мира, администрированием налогов с платежной ведомости в России (прежде всего, взиманием ЕСН) занимаются налоговые органы. И хотя органы местного самоуправления наделены правом за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов1, фактически этим правом еще никто не воспользовался.
За пределы полномочий налоговых органов в Российской Федерации практически выходит только взимание таможенных платежей.
Сейчас в России проходит административная реформа, направленная на повышение эффективности работы всего государственного аппарата. Один из ожидаемых результатов этой реформы – существенное изменению места и роли налоговых органов в финансовой системе государства. В соответствии с задачами административной реформы в ближайшее время изменятся и некоторые функции налоговых органов, а также принципы построения их организационной структуры. В этой связи полезным представляется изучение опыта зарубежных стран. На основе имеющихся данных систематизируем результаты анализа подчиненности налоговых органов министерству финансов и продемонстрируем принципы построения их организационной структуры.
В Российской Федерации действует единая централизованная система налоговых органов.
___________________________
1 Статья 14 Федерального закона от 25.09.97 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления».
Заключение
Толчком к зарождению государства и механизмов перераспределения достояния общества и его членов стало появление частной собственности. Со временем серьезные геополитические изменения, расширяющееся государственное строительство, происходившие в конце первого тысячелетия нашей эры, потребовали совершенствования методов налогового администрирования, обеспечивающих возрастающие потребности государств. Так, постепенно появилось налоговое администрирование - регламентированное законами и другими правовыми актами, организационная, управленческая деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению возникновения изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечение поступлений налогов в бюджетную систему налоговой федерации.
Наиболее известные классические налоговые теории: 1) основанная на возмездном характере налогообложения: а) теория обмена (возмездный характер налогообложения); б) атомистическая теория, теория "общественного договора" и теория "публичного договора"; в) теория налога (налог как страховой платеж); 2) рассматривающая налоги как один из видов государственных доходов, финансирующих затраты по содержанию правительства: а) теория рыночной экономики (Адам Смит); б) кейнсианская теория; в) теория монетаризма (количественная теория денег); г) теория экономического предложения. Также есть теория соотношения прямого и косвенного обложения. Универсальные подходы к построению налоговой системы были заложены в классической теории налога и принципах налогообложения, выведенных А.Смитом. Современная налоговая система - результат длительного развития цивилизации, сложное социальное образование, тесно связанное как с развитием экономики, так и с развитием государства.
Степень государственного регулирования экономики в разных странах даже с примерно одинаковыми условиями экономического развития различна. Наибольшее влияние государства имеет место в Швеции, в меньшей степени - в Германии, Японии, а также в США.
Основы действующей в настоящее время налоговой системы в России были заложены на рубеже 90-х годов, формировалась посредством приспособления советской налоговой системы к новым условиям хозяйствования. 1975-1985 гг. - развитие экономики СССР в период до середины 80-х годов с высоким темпом роста ВВП, бюджет пополнялся за счет налоговых и неналоговых платежей предприятий реального сектора поступлений. 1986-1990 гг. - закончился период бюджетной стабильности социализма, нарастание кризисных явлений в экономике страны, прогрессирующее ухудшение структуры народного хозяйства, снижение его налогового потенциала, бюджет стал дефицитным. 1991-1998 гг. - нарастание кризисных явлений, предопределяющих необходимость радикальной экономической реформы, принятие законов, позволяющих увеличить общий уровень налоговых изъятий.
В настоящее время в России система налогового администрирования не успевает адекватно реагировать на изменения в реальном секторе экономики страны, не отработаны механизмы достижения задач и саморегуляции, не хватает профессиональных кадров. Существующие формы и методы налогового контроля в современных условиях хозяйствования теряют свою эффективность. Принципиальным недостатком организации деятельности налоговых органов является отсутствие цельной систематизированной концепции, увязывающей методологию налогообложения с организационным структурированием и технологией автоматизации.
Рациональная налоговая система способна стать мощным инструментом регулирования экономических отношений. Реализация стимулирующей и регулирующей функции налогов позволит обеспечить сбалансированность федеральных, региональных и отраслевых интересов, создать благоприятные возможности для экономического роста, активизации инвестиционной деятельности и ускорения научно-технического прогресса в отраслях.
Необходимыми и обязательными условиями создания эффективной системы налогового администрирования являются: достижение сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков, соблюдение ими взаимных обязательств, реализация принципа добровольной уплаты налогов, при внедрении в бюрократическую систему государственного управления рыночных механизмов регулирования налоговых отношений.
Основными факторами, определяющими тенденции развития систем налогового администрирования в странах с рыночной экономикой, в том числе и в России, являются: совершенствование форм и методов налогового контроля за финансовыми потоками, ужесточение и обеспечение неотвратимости наказания за налоговые правонарушения, обеспечение высокого уровня информационного обслуживания налогоплательщиков, расширение предоставляемых налогоплательщику услуг, способствующих упрощению исполнения налоговых процедур, внедрение в работу налоговых органов современных информационных технологий
Список литературы
Конституция Российской Федерации: Официальный текст. – М.: Айрис Пресс, 2004
Свод кодексов и законов Российской Федерации. – СПб.: ИГ «Весь», 2005
Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983
Бэкон Ф. Соч. в 2 т. - М., 1972. - Т. 2
Все начиналось с десятины. Пер. с нем./ Общ. ред. и вступ. ст. Б.Е. Ланина. - М.: Прогресс, 1992
Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль
Журнал «Сибирская Финансовая Школа». 2004. - №3
Журнал «Финансы». - 2005. - №6
Малов В. Н., Кольбер Ж. Б. Абсолютистская бюрократия и французское общество. - М.: Наука, 1991
Налоги: Учебник для вузов (под редакцией Черника Д.Г.). М.: Юнити - Дана, 2004
Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенгагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2001
Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике – М., 1997
Информация о работе Развитие системы налогового администрирования