Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:05, курсовая работа
слово это русское значение
Трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения.
Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).
Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).
Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).
Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.
Патриотические стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).
Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.
Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.
Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова.
Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).
Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.
Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.
«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.
А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.
Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.
Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.
Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.
Геополитика России: защита национально-государственных интересов страны в творчестве Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева.
Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении.
Публицистическая
и литературно-критическая
Н.Г. Чернышевский.
Общественно-политические и эстетические
взгляды. Литературно-критическая
Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-полити-ческий и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.
Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».
Роман
И.А. Гончарова «Обломов» как
«Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».
Роман
«Отцы и дети» И.С. Тургенева, его
проблематика, идейное содержание и
философский смысл. Основной конфликт
романа и отражение в нем общественно-
Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».
И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.
Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.
Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.
Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.
Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).
Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).
Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).
Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.
М.Е. Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».
«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.
Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).
«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.
Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».
Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).
Новаторство чеховской драматургии.
Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.
Конец ХIХ – начало ХХ века
Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.
Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.
А.И. Куприн.
Утверждение высоких
Нравственные и социальные искания героев И.С. Шмелева.
Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.
Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»
Идеалы служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.
Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.
Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.
Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.
Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.
Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.
Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.
Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.
Развитие традиций русской народной культуры в поэзии 30-х годов А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева.
Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.
М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».
Военная тема в творчестве М. Шолохова.
Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.
Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).
Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.
Ранняя лирика Б. Пастернака.
А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».
Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.
«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».
Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».
Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».
Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.
Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.
Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Белова, В. Крупина.
Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».
Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.
Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др.
Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.
Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова, Б. Слуцкого и др.
Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
Философско-притчевое
повествование о войне в
Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.
Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
Поэзия 60-х г.г. ХХ века.
Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.
Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.
Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.
Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».
Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».
Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».
Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.
Развитие жанра детектива в конце ХХ в.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем |
Количество часов | ||
195 |
117 |
234 | |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА | |||
Введение |
1 |
1 |
1 |
Русская литература первой половины XIX века |
14 |
8 |
16 |
Русская литература второй половины XIX века |
74 |
38 |
84 |
Зарубежная литература (обзор) |
1 |
1 |
1 |
Резерв учебного времени |
5 |
4 |
6 |
Итого |
95 |
52 |
108 |
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА | |||
Введение |
1 |
1 |
1 |
Русская литература на рубеже веков |
5 |
4 |
6 |
Поэзия начала XX века |
16 |
10 |
20 |
Литература 20-х г.г. (обзор) |
12 |
6 |
14 |
Литература 30-х – начала 40-х г.г. (обзор) |
22 |
14 |
28 |
Литература русского Зарубежья |
4 |
4 |
5 |
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет |
20 |
12 |
26 |
Литература 50–80-х г. (обзор) |
12 |
9 |
16 |
Русская литература последних лет (обзор) |
1 |
1 |
1 |
Зарубежная литература (обзор) |
1 |
1 |
1 |
Произведения для бесед по современной литературе |
1 |
1 |
2 |
Резерв учебного времени |
5 |
2 |
6 |
Итого |
100 |
65 |
126 |
Всего |
195 |
117 |
234 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен
знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные