Слово как единица языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

слово это русское значение

Вложенные файлы: 1 файл

litra.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Трагедия  «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение  в конфликте и сюжете произведения.

Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Тема  духовной независимости поэта в  стихотворных манифестах Пушкина («Поэт  и толпа», «Поэт», «Поэту»).

Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

Патриотические  стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).

Сказки  Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

Значение  творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.

Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие  поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова.

Тематика  и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера  лирического героя.

Тема  поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

Развитие  реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

Социально-философская  сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта  и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

«Герой  нашего времени» как социально-психологический  и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.

А.В. Кольцов. Органическое единство лирического  и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта  Гоголя.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

Основные  черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм  и народность.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

Геополитика России: защита национально-государственных  интересов страны в творчестве Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева.

Размежевание  общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении.

Публицистическая  и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова  и Д.И. Писарева.

Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.

Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его  социально-полити-ческий и философский  характер, проблематика и идейное  содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.

Н.А. Некрасов – организатор и создатель  нового «Современника».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический  и философский роман.

«Записки  охотника» И.С. Тургенева – история  создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его  проблематика, идейное содержание и  философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека  беспокойного и тоскующего» в  романе И.С. Тургенева «Отцы и  дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам  старины.

Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

Душа  и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая  напряженность («О, как убийственно  мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

Непосредственность  художественного восприятия мира в  лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..»  и др.).

Жанровое  многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х  – начала 1880-х гг. Формирование идеологии  революционного народничества.

М.Е. Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

«Сказки»  М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и  наказание», постановка и решение  в нем проблем нравственного  выбора и ответственности человека за судьбы мира.

Раскольников  и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению  в романе Ф.М. Достоевского «Преступление  и наказание».

Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях  и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

«Война  и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

Духовные  искания Л.Н. Толстого в романе «Анна  Каренина».

Поиски  положительного героя и идеалов  А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).

Новаторство чеховской драматургии.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое  значение и актуальное звучание для  современности. 

 

Конец ХIХ – начало ХХ века

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

Мотивы  бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.

А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

Нравственные  и социальные искания героев И.С. Шмелева.

Концепция общества и человека в драматических  произведениях М. Горького.

Автобиографические  повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Идеалы  служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.

Тема  исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.

Акмеизм как течение в литературе; представители  акмеизма.

Судьба  и Творчество М.И. Цветаевой.

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера  в романе.

Романы  и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Советский исторический роман «Петр Первый»  А. Толстого.

Сатирические  романы и повести И. Ильфа и  Е. Петрова.

Отражение трагических противоречий эпохи  в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Развитие  традиций русской народной культуры в поэзии 30-х годов А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева.

Патриотическая  поэзия и песни Великой Отечественной  войны.

М.А. Шолохов  – создатель эпической картины  народной жизни в «Донских рассказах».

Военная тема в творчестве М. Шолохова.

Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

Трагедия  изображения Гражданской войны  в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Роман «Другие берега» В.В. Набокова как  роман-воспоминание о России.

Ранняя  лирика Б. Пастернака.

А. Твардовский  «Василий Теркин». Книга про бойца  – воплощение русского национального  характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.

«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».

Изображение сложного пути советской интеллигенции  в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».

Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.

Исторические  романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.

Реалистическая  сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Белова, В. Крупина.

Неомодернистская  и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».

Художественное  освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.

Изображение человека труда в поэтических  произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др.

Духовный  мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.

Лирика  поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова,            Б. Слуцкого и др.

Эпическое осмысление Отечественной войны  в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Философско-притчевое  повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак  беды».

Многообразие  народных характеров творчестве В. Шукшина.

Ранние  рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

Поэзия 60-х г.г. ХХ века.

Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.

Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.

Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

Социально-психологические  драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие  игры».

Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная  охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

Литературная  критика середины 80–90 гг. ХХ в.

Развитие  жанра детектива в конце ХХ в. 

 

 
 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

 

Наименование  разделов и тем

Количество  часов

195

117

234

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Введение

1

1

1

Русская литература первой половины XIX века

14

8

16

Русская литература второй половины XIX века

74

38

84

Зарубежная  литература (обзор)

1

1

1

Резерв учебного времени

5

4

6

Итого

95

52

108

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Введение

1

1

1

Русская литература на рубеже веков

5

4

6

Поэзия  начала XX века

16

10

20

Литература 20-х г.г. (обзор)

12

6

14

Литература 30-х – начала 40-х г.г. (обзор)

22

14

28

Литература  русского Зарубежья

4

4

5

Литература  периода Великой Отечественной

войны и первых послевоенных лет

20

12

26

Литература 50–80-х г. (обзор)

12

9

16

Русская литература последних лет (обзор)

1

1

1

Зарубежная  литература (обзор)

1

1

1

Произведения  для бесед по современной

литературе

1

1

2

Резерв учебного времени

5

2

6

Итого

100

65

126

Всего

195

117

234


 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ  

 

В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

 

 

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

 

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Информация о работе Слово как единица языка