Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:24, курсовая работа
Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии. Стратификация — одна из основных тем в социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность и функции социальной стратификации………………..5
Модели социальной стратификации……………………………………5
Системы социальной стратификации ………………………….……….7
Теории социального неравенства……………………………………....16
Глава II. Социальная стратификация в системе массовых коммуникаций.…………………………………………………………….....22
Заключение…………………………….……………
Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских “неприкасаемых”. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека “нечистым”. В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто “испачкался” от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.
Хотя в 1949 г. правительство Индии
объявило об отмене кастовой системы,
силу вековых традиций невозможно перебороть
столь легко, и кастовая система
продолжает оставаться частью повседневной
жизни Индии. К примеру, обряды, которые
человек проходит при своем рождении,
бракосочетании, смерти, диктуются
кастовыми законами. Однако индустриализация
и урбанизация разрушают
Южная Африка. До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения – многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) – разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино – белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела, черный африканец, который 19 лет провел в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие – предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся еще не у одного поколения граждан ЮАР.
Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было “заменено” расовой кастовой системой – рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые – представители высшей касты боялись “запачкаться” от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.
Клановая система типична для
аграрных обществ. В подобной системе
каждый индивид связан с обширной
социальной сетью родственников
– кланом. Клан представляет собой
нечто вроде очень
Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.
Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.
Клан эмира Кувейта состоит примерно из 150 человек, занимающих дюжину стоящих по соседству домов в Кувейте. В период оккупации Кувейта Ираком в 1989-1990 гг. члены клана сосредоточили все имеющиеся в их распоряжении средства для выживания. Так, члены клана, занимавшиеся сбытом бытовых приборов, осуществляли подкуп иракских должностных лиц, задаривая их кухонными комбайнами, микроволновыми печами, телевизорами; те, кто работал в гостиничном бизнесе, утаили огромные количества гостиничного продовольствия, которым потом делились с прочими членами своего клана. Сообща они спланировали и осуществили освобождение из тюрьмы одного из членов клана и сумели тайно переправить его в Саудовскую Аравию.
Системы стратификации, основанные на
рабстве, кастах и кланах, являются
закрытыми. Границы, разделяющие людей,
настолько четки и тверды, что
не оставляют людям возможности
для перемещения из одной группы
в другую, за исключением браков
между членами различных
Следовательно, основной характеристикой
этой системы социальной стратификации
является относительная гибкость ее
границ. Классовая система оставляет
возможности для социальной мобильности,
т.е. для движения вверх или вниз
по социальной лестнице. Наличие потенциала
для повышения своего социального
положения, или класса,– одна из
основных движущих сил, побуждающих
людей хорошо учиться и упорно
трудиться. Конечно, семейное положение,
наследуемое человеком с
В любом обществе тендерный признак составляет основу социальной стратификации. Ни в одном обществе пол не является единственным принципом, на котором основывается социальное расслоение, но тем не менее он присущ любой системе социальной стратификации – будь то рабство, касты, кланы или классы. По гендерному признаку члены любого общества делятся на категории и получают неодинаковый доступ к тем благам, которые может предложить их общество. Представляется очевидным, что такое деление всегда осуществляется в пользу мужчин.
Вопрос, почему существуют социальное
неравенство и различия, занимает
центральное место и в
Согласно функционалистской
Эти социальные реальности привели
Дейвиса и Мура к мнению, что
общество должно располагать, во-первых,
определенными благами, которые
могут использоваться в качестве
побудительных мотивов для
На основе экономической модели
спроса и предложения Дейвис и
Мур сделали вывод, что самыми
высокооплачиваемыми
Этот структурно-функциональный подход
к стратификации подвергался
серьезной критике. В частности,
критики утверждают, что человек
от рождения занимает привилегированное
или непривилегированное
Кроме того, критики отмечают, что
многие самые ответственные должности
в США – в правительстве, науке,
технике и образовании –
Сторонники теории конфликта считают, что расслоение общества существует потому, что это выгодно индивидам и группам, обладающим властью над другими. Если функционалисты выявляют общие интересы членов общества, конфликтологи фокусируют внимание на различии интересов. С их точки зрения, общество – это арена, где люди борются за привилегии, престиж и власть, а группы, имеющие преимущества, закрепляют его через принуждение.
Теория конфликта во многом основана
на идеях Карла Маркса. Он утверждал,
что для понимания любого общества
необходим исторический подход, т.е.
для постижения механизма конкретной
экономической системы надо знать,
что предшествовало этой системе, а
также процессы, способствовавшие ее
развитию. По Марксу, уровень техники
и метод организации
Стремление капиталиста
Ни один класс не существует изолированно и независимо от других классов, которым он противостоит. В результате борьбы с капиталистами “объективные” классовые интересы рабочих переходят в субъективное осознание “реальных” обстоятельств, и они приобретают классовое сознание. Следовательно, по марксистской теории, для того чтобы рабочий класс смог выступать в исторической роли ниспровергателя капитализма, он должен стать классом “не только антикапиталистическим”, но и классом “для себя”, т.е. классовая борьба должна быть поднята с уровня экономической необходимости на уровень сознательной цели и эффективного классового сознания.
Информация о работе Социальная стратификация в системе массовых коммуникаций