Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего ХХ века мы сталкиваемся с попытками его рационализа-ции и «онаучивания».О проблеме управления говорят следующие цифры: сейчас в США специалистов по управлению выпускают 1100 учебных заведений, из 650 школ бизнеса 1/3 дает дипломы «магистра деловой администрации» (высший управленческий титул), в 1986 году в США была выдано 71 тысяча дипломов по управлению (для сравнения, в том же году в Великобритании эта цифра равнялась 1,5 тысячи).

Содержание

Управление и социальная информация.
Общество и проблема управления…………………………………….3
Понятие социальной информации…………………………………….4
Понятие социального управления……………………………………..4
Субъект и объект управления…………………………………………7

Типы управления и влияние на социальное развитие.
Типы социального управления………………………………………..9
Управление как фактор социального развития……………………..11

III. Социально-психологические аспекты управления.
Руководство персоналом и мотивация труда……………………….14
Социальная система управления…………………………………….16
Социально-экономическая политика: разработка и реализация…..18

IV. Сравнение отечественного и зарубежного опыта в социологии управления.
à Зарубежная социология управления.
Модели организаций……………………………………………..21
Эволюция методологии западной социологии…………………23
à Отечественная социология управления.
Организационная наука в СССР…………………………………24
Постсоветский период……………………………………………28

V. Список литературы…………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 75.15 Кб (Скачать файл)

Задачу разработки прикладной социологии управления ставили в своей совместной книге А.А.Зворыкин и С.Т.Гурьянов: «Образно мы строим условный куб прикладной социологии управления, где по трем граням в десятичной градации откладываем три вида проблем, пересечение которых в объеме куба дает все виды аспектов прикладной социологии управления. По первой грани мы откладываем методы, приемы и средства управления, по второй грани – основные проблемы, связанные с законами и механизмами всех основных видов управления человеком и коллективами… На третьей грани – проблемы управления народным хозяйством с выделением отраслей деятельности…»

Анализу места трудовых коллективов в системе управленческих отношений посвящалась коллективная монография «Трудовой коллектив как объект и субъект управления» под редакцией А.С.Пашкова, выпущенная НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. В этой работе коллектив есть «такая кооперация труда, которая предполагает единство действий людей и их общую цель – оптимизацию трудовой деятельности, повышение их эффективности, всесторонне развитой личности». Характеризуя положение коллектива в политической системе, авторы указывают: будучи низовыми массовыми институтами системы, они выполняют важные функции по включению индивидов в определенные формы социально-трудовой активности, участия в делах общества, воспитания личности.

Особое внимание стало уделяться методам социального управления. Социально-организационную деятельность руководителя на уровне первичного коллектива исследует Р.Х. Симонян в своей книге «Начальник цеха: методы и практика руководства». Роль социальной информации в выборе методов социального управления крупными коллективами проанализировал Ю.Е.Дуберман на примере объединения «Татнефть» в книге «Социология – практике управления».

В 80-е годы в данном направлении появился еще один важный аспект – материальное обеспечение участия, который впервые в нашей литературе был поставлен и обоснован в книге Ж.Т.Тощенко «Социальная инфраструктура. Сущность и пути развития». Участие трудящихся в управлении не может эффективно осуществляться без необходимых помещений, инвентаря и оборудования, органов печати и т.п.

Весьма перспективным в этом смысле представляется направление работ, развиваемое с начала 80-х годов некоторыми социологами, специализирующимися в управленческом консультировании с использованием так называемого метода групповой работы. Эта форма участия заводских специалистов, рабочих в выработке управленческих решений получила тогда распространение и признание среди самих руководителей. В работе О.И.Косенко давался критический анализ так называемых «программ участия» в ряде стран. В книге представлена довольно полная картина таких программ и их реализации.

Ряд проблем социологии организаций решался в русле широко развернувшегося тогда в нашей стране социального планирования на предприятиях. Сюда относили такие проблемы, как участие работников в управлении, пути соединения интересов работника с целями организаций, осуществление стабильности коллектива и др. Из многочисленных работ этого направления надо отметить монографии Н.И.Лапина, Н.Ф.Наумовой, Э.М.Коржевой «Теория и практика социального планирования» (1975г.), Ж.Т.Тощенко «Социальное планирование в СССР» (1981 г.).

В 1980 г. А.И.Пригожин издал специальную монографию «Социология организаций», а затем и еще ряд книг на эту же тему: «Организации: системы и люди» (1983 г.), «Нововведения: стимулы и препятствия» (1989 г.) и «Перестройка: переходные процессы и механизмы» (1990 г.)

Таким образом, несмотря на жесткий и даже жестокий партийный контроль, проблематика социологии организаций развивалась в нашей стране по различным направлениям: как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

Однако не произошло образование советской социологии управления как самостоятельной дисциплины, ибо не были созданы ее теоретико-методологические основы, многие разработки делались разрозненно и задача сформировать целостное направление социологических исследований не ставилась.

 

Постсоветский период

 

Уже первые шаги горбачевских реформ по коммерциализации народного хозяйства, по повышению самостоятельности все еще государственных предприя-

тий сильно активизировали практически ориентированную социологию управления: у нее появился реальный клиент – заинтересованное и строго избирательное лицо, способное заключать контракт с конкретным специалистом как консультантом. Коммерческие отношения довольно быстро и ясно расставили по своим местам всех в зависимости от квалификации одних и платежеспособного спроса других.

Именно консультационное направление в социологии организаций у нас, как и повсюду, стало определять ценность методов, теорий, схем, моделей и проч. В рамках этой дисциплины сложилась новая профессия: консультант по управлению и организационному развитию.

Так начался новый этап в развитии социологии организаций в России и СНГ.

 

Список литературы.

  1. Андрющенко В.П. Социология: наука об обществе. Харьков, 1996.

  1. Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.:’’ЮНИТИ’’, 1994.

  1. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.:Интерпракс, 1995.

1 Рынок выступает мощным регулятором, своего рода водоворотом,  захватывающим в своем неумолимом потоке буквально все стороны жизни капиталистического общества,  даже  и  межличностные  отношения,  местом,  где  все  продается  и  покупается. Рынок регулирует и контролирует соотношение спроса и предложения, выявляет жизнедеятельность тех или  иных  предприятий, учреждений, фирм,  коллективов и  даже  отдельных  лиц, постоянно удерживая интенсивность их деятельности, на максимально высоком уровне, стимулируя стремление к конкурентоспособности. Некоторые буржуазные ученые пытались дать  математическое  обоснование того механизма, который регулирует рыночные отношения, чтобы  достигнуть равновесия между спросом и предложением. Но без сознательного  вмешательства  в  сам  процесс производства  проблему  рынка  не  решить. Показателен  тот  факт, что в капиталистических странах  (таких,  как  Япония, США, Франция  и  т.д.) в качестве одного из методов регулирования стихии рынка все шире используется система планирования. Так, в Японии  действовало уже девять планов, однако  проблема  рынка, как  и прежде, далека от своего решения, что, в общем-то, неслучайно, ибо рынок - это самоуправляющаяся, саморегулируемая система, подчиненная своим  статистическим  законам.  Поэтому  сочетание сознательного планирования со стихией рынка должно быть максимально гибким, не подавляющим эту систему, а приспосабливающимся к ней и чутко  корректирующим  ее.

 


 



Информация о работе Социология управления