Сущность и значение антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

Термин “антикризисное управление", как отмечается в работах некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.

Содержание

Введение
1. Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы
2. Стадии антикризисного управления
3. Эффективность антикризисного управления
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

аниакризисное управление.docx

— 35.93 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету:

Антикризисное управление.

 

на тему: Сущность и значение антикризисного управления.

 

 

 

Исполнитель: Носов Николай Николаевич,

(4 курс, 080507).

Рецензент ________________________________

(ученное звание, должность, Ф.И.О.)

Оценка за защиту_________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 
Содержание

 

Введение

1. Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы

2. Стадии антикризисного управления

3. Эффективность антикризисного управления 

Заключение

Список  литературы

 

 

резервный

 

 

Введение

Термин  “антикризисное управление", как  отмечается в работах некоторых  отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических  разночтений является отсутствие прочных  научных традиций и практического  опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических  систем и существованием опасности  возникновения кризиса. Однако неоднозначность  и многообразие содержания кризиса  дают в науке разные основания  для классификации экономических  кризисов и циклов.

Антикризисное управление предполагает высокий уровень  знаний экономических законов развития общественных процессов всеми членами  общества, их высокая исполнительная дисциплина и ответственность; наличие  профессионалов-управленцев во всех сферах деятельности общества и на всех уровнях управления обществом, что решается его сильной целенаправленной кадровой политикой; высочайшая степень  информированности о ситуации и  вокруг нее; целеустремленность и самоотдача общества и каждого его члена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы

Антикризисное управление - это:

обработка, изучение и анализ максимального  объёма информации о состоянии внешней  среды и возможностях внутренней среды;

прогнозирование (предвидение) развития ситуации на основании  анализа и оценки информации, а  также возможностей интуиции и личных качеств кадров;

выбор целей, опережающих время и конкурентов, т.е. максимализация целей, пользуясь  при этом правилом: то, что невозможно сегодня, завтра станет реальностью;

постановка  задач по достижению выбранных целей  перед обществом, разбивка задач  на периоды и этапы, соответствующие  всё возрастающим возможностям страны;

разработка  и реализация мероприятий по решению  задач на каждом этапе, постоянный контроль за их выполнением;

познание  экономического механизма возникновения  возможных кризисных ситуаций и  создание системы сканирования (отслеживания) внешних и внутренних сред с целью  раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса и  его "избегания";

разработка  политики поведения в случае возникновения  кризисной ситуации.

Антикризисное управление использует следующие подходы:

1. процессный, управление рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных процессов;

2. системный, управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов системы;

3. ситуационный, управление рассматривается как подход к конкретной ситуации.

Качество  управления зависит от применения именно тех подходов, принципов и методов, которые на данный момент времени  и в данной конкретной ситуации наиболее эффективны.

Антикризисное управление предусматривает меры по предупреждению кризисной ситуации и меры по ликвидации кризиса в  случае его возникновения. Оно изучает  и анализирует возможности внутренней среды или внутреннее состояние  системы (общества, государства) и изучает  и прогнозирует возможные факторы  влияния внешней среды (международные  факторы).

Для решения  задач по упреждению кризисной ситуации и ликвидации кризиса в случае его возникновения необходимы специальные  меры и подходы.

Упреждение  кризисной ситуации состоит из следующих  этапов:

Образование антикризисной группы. Исполнитель-руководитель страны.

Анализ  событий, фактов, обработка информации по интересующим вопросам и прогнозирование  дальнейшего развития событий. Исполнитель - антикризисная группа.

Выбор и  принятие решений по возможным возникновениям кризисных ситуаций. Исполнитель - руководитель страны.

Комплексный подход к реализации принятого решения  по упреждению кризисных ситуаций.

При реализации упреждающих этапов, хотя и имеется  время, но его необходимо использовать экономно, с целью и пользой.

Этапы преодоления  кризиса несколько отличаются от этапов упреждения кризисной ситуации:

Образование антикризисной группы.

Анализ  и оценка событий, фактов, обработка  информации в предельно сжатые сроки.

Выбор и  оперативное принятие решений в  увязке с краткосрочными и среднесрочными целями.

Реализация  мер по уменьшению вероятных потерь и смягчению тяжести последствий  кризиса.

Реализация  мер по восстановлению положения, существовавшего  до возникновения кризиса.

 

 

2. Стадии антикризисного управления

 

Антикризисное управление на разных стадиях развития кризисной ситуации проявляется  в разной степени. Оно наиболее эффективно в предкризисной ситуации и при  легких кризисах. При усугублении  кризиса эффективность управления снижается, т.е. снижаются возможности  антикризисного управления, при этом затраты государства на преодоление  кризиса достигают своего пика в  какой-то точке, лежащей в зоне на отрезке среднего или тяжёлого кризиса  в зависимости от уровня развития страны. Выше этой точки затраты  государства начинают уменьшаться  из-за уменьшения экономических и  финансовых возможностей страны (падение  производства, инфляция, увеличение безработицы, обесценивание национальной валюты и т.д.), но увеличиваются влияния  внешних финансовых источников под  имущество и гарантии страны, охваченной кризисом (приобретение, слияние, займы  и т.д.).

Из вышеизложенного  следует, что чем тяжелее кризисная  ситуация, тем меньше возможности  государства самостоятельно ликвидировать  её последствия и тем больше вероятность  вмешательства внешних источников. Эта ситуация приводит к снижению и потере влияния государственных  институтов власти на экономику страны и пропорциональная передача управления экономикой и, соответственно, власти внешним источникам. Поэтому степень  свободы каждого общества и государства  можно определить, в какой-то мере, по доле участия государства и  отечественных финансово-экономических  институтов и предпринимателей (внутренние источники) в управлении экономикой и долей в управлении экономикой внешних источников, а также степенью эксплуатации наемного труда в принадлежащим  им производственным структурам и единицам. Показателями степени свободы государства  и уровня эксплуатации наемного труда, могут быть: объём производства товаров  и услуг (или объём продаж) и  уровень заработной платы работников аналогичных производств, в зависимости  от принадлежности к внутренним или  внешним источникам.

Упредить  кризис, смягчить тяжесть его последствий  и уменьшить потери при его  возникновении и, в возможно короткое время, ликвидировать кризис - основные задачи антикризисного управления. При  движении от предкризисной ситуации к экстремальной, эффективность  антикризисного управления снижается  пропорционально росту затрат, потерь и времени. Поэтому главная роль антикризисного управления - это недопущение  или ликвидация кризисной ситуации в возможно кратчайшие сроки, когда  эффективность антикризисного управления может быть максимальной. При этом необходимо мобилизовать как управленческие, научные и производственные кадры, так и всю экономику страны на ликвидацию кризисных явлений  в самом начале их возникновения, используя новейшие методы и способы  как с научной экономической  теории, так и практику реальной жизни (государственное регулирование  товарно-денежных отношений, импорта, производства, стимулирование экспорта и др.).

Исходя  из вышеизложенного, цель антикризисного управления можно также определить как разработка и реализация таких  мероприятий, которые бы позволили  нейтрализовать и устранить причины  возникновения кризисной ситуации.

Первая  стадия кризиса, часто скрытая, - это  падение предельной эффективности  капитала, показателей деловой активности фирмы, снижение рентабельности и объемов  прибыли (кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшается финансовое положение предприятия, сокращаются источники и резервы  развития.

Антикризисное решение этих проблем может лежать как в области пересмотра стратегии  фирмы и реструктуризации предприятия, так и её тактики, ведущей к  снижению издержек, сокращению штатов управленческого аппарата и рабочих  мест, повышению производительности труда и т.п. Однако масштаб и  сложность проблем можно определить и предупредить только на стадии диагностики, установив цели и методы диагностирования, свойственные данному этапу.

Вторая  стадия кризиса - появление убыточности  производства. Данная проблема решается средствами стратегического управления и реализуется посредством добровольной реструктуризации предприятия. Применяемые  в этом случае способы распознавания  отличны от других своей направленностью, методами и требованиями к исходной информации.

Третья  стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных  фондов у предприятия. Это отрицательно влияет на перспективы его развития, долгосрочное и среднесрочное планирование денежных потоков, рациональное бюджетирование и сопряжено со значительным сокращением  производства, поскольку значительная часть оборотных средств направляется на погашение убытков и обслуживание возросшей кредиторской задолженности.

Четвертая стадия - состояние острой неплатежеспособности. У предприятия нет возможности  профинансировать даже сокращенное  воспроизводство и продолжать платежи  по предыдущим обязательствам. Возникает  реальная угроза остановки или прекращения  производства, а затем и банкротства. В этой ситуации диагностика с  использованием коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, восстановления платежеспособности позволяет установить наличие факта  финансовой несостоятельности и  возможность нейтрализовать ее через  процедуру банкротства.

Таким образом, уточнение понятий диагностики, этапов кризиса предприятия и  его банкротства, приводит к выводу, что первая, вторая и отчасти третья стадии кризиса фирмы составляют содержание кризиса для его собственников. Четвертая стадия представляет собой  угрозу для кредиторов. Введение в  научный оборот этих понятий и  их обоснование, обогащает теорию антикризисного управления объяснением специфики  диагностических процедур на каждой стадии кризиса.

Исследование  причин, обусловливающих процесс  антикризисного управления, позволяет  предложить следующую классификацию  факторов возникновения кризисной  ситуации в деятельности предприятия:

внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура  потребностей населения; уровень доходов  и накоплений населения; величина платежеспособного  спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое  и информационное развитие производственного  цикла; уровень культуры общества; международная  конкуренция;

внутренние: ошибочная рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование  ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента  и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной  культур предприятия его технологической  структуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Эффективность антикризисного  управления 

 

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от:

радикально  направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным  судом и которому передаются функции  внешнего

управления  имуществом должника. Основанием для  назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения  его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления

Информация о работе Сущность и значение антикризисного управления