Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:25, реферат
Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».
Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1977 г., где было записано: «внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности» с указанием их ведения на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда не было раскрыто.
Определения ВЭД и ВТД в законодательных актах
Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».
Понятие внешнеторговая деятельность (ВТД) было первоначально сформулировано в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в Российской Федерации: «внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью». В этом определении содержание ВТД раскрыто точнее, чем в прежнем законе, хотя и не отражен ее многоуровневый характер.
В Законе 2003 г. выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность. Попутно заметим, что такая классификация объектов торговли вполне применима как для внешней торговли, так и для внутренней торговли. В законе конкретизировано содержание внешней торговли по каждому из перечисленных объектов. Расшифруем соответствующие положения закона.
1. Внешняя торговля товарами– импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации.
Товаром как предметом ВТД считается движимое имущество, отнесенное к недвижимому имуществу: суда – воздушные, морские, внутреннего и смешанного (река – море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. При этом в качестве товара не рассматриваются транспортные средства, используемые по договорам международных перевозок.
Указанным
определением сняты некоторые прежние
разночтения в понимании
• минеральное сырье и топливо (к этой товарной группе можно отнести также электроэнергию и другие виды энергии);
• сельскохозяйственные, продовольственные и лесные товары (включая рыбные и морские продукты);
• непродовольственные потребительские товары (ткани, одежда, обувь, мебель, посуда и другие предметы домашнего обихода, лекарственные средства, парфюмерно-косметические изделия и т.д.);
• машины и оборудование (разрозненное и комплектное, причем в этой группе нередко обособляются транспортные средства, электронное оборудование, бытовая техника и некоторые другие виды машинно-технических изделий);
• другие
готовые изделия и
2. Внешняя торговля услугами– оказание услуг (в том числе выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг и доставку услуг (работ). Оказание услуг осуществляется следующими способами:
• с территории РФ на территорию иностранного государства;
• с территории иностранного государства на территорию РФ;
• на территории РФ иностранному заказчику услуг;
• на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
• российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
• иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;
• российским исполнителем
услуг путем коммерческого
• иностранным исполнителем
услуг путем коммерческого
Из этого определения вытекает три основных способа оказания услуг:
• трансграничные поставки услуг с территории одной страны на территорию другой страны, причем поставщик и потребитель определенной услуги (юридические или физические лица) находятся по разные стороны таможенной границы (например, посредством современных средств связи сообщаются необходимые сведения иностранному заказчику в другой стране);
• предоставление услуг (медицинских, туристских и др.) на территории одной страны потребителям из других стран;
• предоставление услуг (консультационных, банковских и др.) поставщиком одной страны, присутствующим постоянно или временно на территории другой страны.
Таким образом, в
международной торговле могут перемещаться
из страны в страну не только сами услуги,
но также производители и
3. Внешняя торговля информацией – внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях.
Таким образом, внешняя
торговля информациейможет осуществляться
двояким образом: информация выступает
либо в качестве самостоятельного объе
• если информация является составной частью реализуемых товаров, это считается внешней торговлей товарами;
• если передача информации
осуществляется как передача прав на
объекты интеллектуальной собственности,
это относится к внешней
• в других случаях расценивается как внешняя торговля услугами.
Информация, необходимая
для использования
4. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.
В понятие «интеллектуальная собственность» заложено исключительное право собственника распоряжаться результатами своей интеллектуальной деятельности. К ним относятся научно-технические изобретения и открытия, новые технологии, «ноу-хау», программные продукты, произведения литературы и искусства, реализуемые в виде лицензий, патентов, авторских прав.
Купля-продажа указанных объектов интеллектуальной собственности может осуществляться на условиях простогосоглашения (без предоставления покупателю исключительного права на использование объекта интеллектуальной собственности) или путем предоставления покупателю исключительного права использовать такой объект на договорной территории.
Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД – хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции, а также содействующих им организаций.
В последние годы
часто упоминается ВЭД
Выделим следующие характерные особенности ВЭД.
Во-первых, она является составной частью общеэкономической деятельности. Через каналы внешней торговли обеспечивается реализация на внешнем рынке производимой в стране экспортной продукции и за счет импорта более полно удовлетворяются внутренние потребности в разнообразных товарах производственного и потребительского назначения.
Во-вторых,
ВЭД тесно связана с
В третьих, ВЭД в ипостаси коммерческой деятельности на внешнем рынке существенно отличается от подобной работы на внутреннем рынке. Внешнеэкономические связи явились катализатором экономических преобразований в России. Они активно воздействуют на формирование в стране рыночных структур и механизмов, способствуют первоначальному накоплению капитала, созданию конкурентной среды и определению рыночной мотивации в отечественном бизнесе, приобщению его к зарубежному опыту предпринимательства. Поворот к рыночной экономике открытого типа, ликвидация государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность позволили сделать более доступным внутренний рынок для конкуренции иностранных товаров и капиталов, и, в принципе, создали возможности для осуществления прогрессивных сдвигов в российской экономике, ее реальной интеграции в мировое хозяйство. Однако на практике эти возможности реализуются непоследовательно и противоречиво, положительные тенденции переплетаются с негативными, по сути дела, отодвигающими сроки решения проблемы экономического роста в целом на долгие годы.
Внешний сектор является продолжением национальной экономики. Избыточность и недостаточность ресурсов вызывает международный обмен ими. Для изучения движущей силы внешнеэкономических отношений и международной специализации стран необходимо провести сопоставление динамики их экономического развития. При изучении внешнеэкономические отношений особенно важен платежный баланс. Для формирования общей картины сопоставимости секторов экономики необходимо обеспечение информационной базы, для чего целесообразно применение экономического инструментария и осуществление прогноза систем показателей внешнеэкономических отношений.
В данной работе рассматривается расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности, что является одним из важных факторов, оказывающих влияние на развитие внешнеэкономических связей России. Особенностью России среди стран переходной экономики является то, что широкая либерализация экономической жизни пока сопровождается падением производства. Свобода предпринимательской деятельности не смогла компенсировать потерь, вызванных "шоковой терапией". Инерция унаследованной государственной экономики оказалась слишком сильной.
Среди немногих секторов российской экономики, имевших в 1991-1995 г.г. положительную динамику, особое место занимает внешнеэкономическая деятельность. Прежде всего, это касается экспорта. В условиях уменьшения внутреннего спроса поставки на внешний рынок выступают одним из важных условий выживания промышленности. Реализация принципов открытой экономики обусловила резкое возрастание значения внешнеэкономической деятельности для субъектов РФ. Однако из-за структурных особенностей народного хозяйства они сильно различаются по объемам экспорта хозяйства, вовлеченности во внешнеэкономические связи в целом. В условиях переноса центра тяжести экономических реформ в регионы и расширения их полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности развитие внешнеэкономических связей России во многом зависит от деятельности регионов. Все эти проблемы являются особо актуальными для России на данном этапе развития её внешнеэкономических связей.
Именно более подробному рассмотрению всех этих факторов и будет посвящена данная работа, целью которой является изучение факторов, определяющих внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи Российской Федерации.
Для достижения цели данной работы поставлены следующие задачи:
- экономико-статистический
анализ особенностей и
- рассмотрение
Российской Федерации по
- выделение типообразующих факторов и описание групп однородных объектов России;
- анализ эффективности
использования Российской
Основой всей ВЭД является внешняя торговля, включающая экспорт и импорт разнообразных товаров в материально-вещественной форме, товарообменные операции, оказание различных услуг, выполнение тех или иных работ при взаимодействии с иностранными контрагентами и т.д. Остановимся вкратце на других видах (формах) ВЭД, которые известны в нашей стране и считаются перспективными.
Информация о работе Сущность понятия «внешнеэкономическая деятельность», ее особенности