Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:25, реферат
Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».
Во второй половине XX в. важную роль прибрело военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами, о котором лишь сравнительно недавно стали появляться открытые публикации. В 1998 г. был принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами», в котором ВТС определено как «деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения».
В областях научно-технического и научно-производственного сотрудничества с зарубежными партнерами отметим производственное кооперирование, создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, проведение разнообразных исследований и разработок, в том числе уникальных, предоставление высокотехнологичных услуг (включая космические услуги по выведению на орбиту спутников иностранного производства, продажу в иностранные государства аэрофотоснимков их территорий, сделанных с советских спутников высокоточной аппаратурой, создание новых материалов в условиях невесомости), торговлю лицензиями, патентование изобретений, регистрацию товарных знаков.
Строительные и проектно-строительные услуги включают строительство объектов за рубежом при содействии российских организаций и на территории нашей страны с участием иностранных фирм, чему могут предшествовать проектно-изыскательские работы, а также модернизацию ранее построенных объектов, предоставление инженерно-консультационных услуг (инжиниринг) и др.
В последнее время все большую актуальность приобретает инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами – привлечение иностранных инвестиций (капиталовложений в российскую экономику) и инвестирование за рубежом, куда можно включить также создание совместных предприятий (СП), международных объединений и других организаций.
С этим тесно связано сотрудничество в валютно-финансовой и кредитной сферах, включающее получение и предоставление кредитов, финансирование различных проектов, осуществление платежно-расчетных и страховых операций.
Все более значимую роль приобретает лизинг. К этому виду ВЭД относится, с одной стороны, сдача в аренду российскими арендодателями (лизингодателями) различной машинотехнической продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам (лизингополучателям), а с другой стороны, аренда российскими участниками ВЭД технических и иных изделий у иностранных лизингодателей, в том числе на условиях финансового лизинга.
Сотрудничество в области транспорта включает международные
перевозки экспортных и импортных грузов,
транзитные перевозки иностранных грузов,
транспортно-экспедиторское обслуживание.
С этим видом ВЭД все теснее переплетается
сотрудничество в области связи и информатики с использованием современных
электронных средств, СМИ, включая ТВ,
радиовещание, газетно-журнальную и документально-
Весьма обширен диапазон социально-культурных услуг, которыми обмениваются российские участники ВЭД с иностранными партнерами. Сюда входит розничная торговля, общественное питание, гостиничное хозяйство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, торговля авторскими правами и т.д.
Самостоятельным видом
ВЭД можно считать еще издатель
В связи с бурным развитием мирового рынка туристских услуг в качестве самостоятельного вида ВЭД можно выделитьиностранный туризм – экспорт и импорт туристских услуг. Экспорт туристских услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных туристов в нашей стране, а импорт влечет расходы на оплату выезда туристов из России и их пребывания в зарубежных странах.
Внешнеэкономическая реклама используется в целях продвижения российской продукции на зарубежные рынки и реализации иностранной продукции на территории нашей страны. Она обеспечивает приток солидных доходов от зарубежных и российских рекламодателей при размещении рекламы на телевидении и в других СМИ, использовании наружной, печатной и других видов (средств) рекламы.
Для нашей страны, имеющей огромный опыт мореплавания и рыболовства, весьма актуально международноесотрудничество в области рыбного хозяйства. Этот вид сотрудничества включает лов рыбы российскими судами в морских экономических зонах зарубежных стран и иностранными судами в российских территориальных водах по соглашениям с соответствующими странами, а также реализацию морской продукции в России и за рубежом.
Необходимо упомянуть и такие особые формы ВЭД, как прибрежная и приграничная торговля, имеющие весьма важное значение для многих регионов и субъектов РФ.
На практике довольно сложно провести четкую грань между видами и формами ВЭД. При разработке классификации видов ВЭД немалую роль играет субъективный фактор.
Формы ВЭД характеризуются большим многообразием и подвижностью. По мере интенсификации мирохозяйственных связей появляются все новые формы ВЭД, которые со временем могут стать и ее самостоятельными видами, тогда как сущность основных видов ВЭД в целом остается вполне стабильной.
Многообразная
внешнеэкономическая
ВЭК включает следующие звенья:
• государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);
• хозяйственные комплексы, отрасли (подотрасли) и отдельные предприятия, производящие экспортную продукцию и потребляющие импортную продукцию;
• хозяйствующие
субъекты (юридические и физические
лица), совершающие экспортно-
• организации, содействующие ВЭД;
• заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.
Высшие органы государственной власти
Высшим
уровнем ВЭД следует считать
деятельность главных органов
Президент РФ, являющийся главой государства, осуществляет общее руководство государственной внешней (в том числе и внешнеэкономической) политикой. Президенту подчинены его уполномоченные в семи округах страны.
Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, разрабатывает и принимает федеральные законы.
Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 19 июня 2004 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, осуществляет общее руководством таможенным делом, регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, международного научно-технического и культурного сотрудничества.
Федеральные
законы и правительственные
Это достигается путем заключения двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений торгово-экономического характера, участия России в различных международных экономических организациях, международных товарных соглашениях, работы в смешанных российско-иностранных межправительственных комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и обеспечения контроля за соблюдением заключенных международных договоров.
Правительству подчинены отраслевые и региональные органы, в сферу полномочий которых входят вопросы ВЭД. Эти государственные органы можно назвать соответственно отраслевым и региональным компонентами управленческого звена ВЭК.
Отраслевые органы
В структуре органов исполнительной власти в последние годы нет специального внешнеэкономического ведомства. Но целый ряд федеральных органов исполнительной власти ведают конкретными вопросами ВЭД в пределах своей компетенции, установленной Правительством РФ.
Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. наделено, в частности, следующими функциями: выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ВЭД, таможенного дела, инвестиционной деятельности. Министерство выдает лицензии и иные разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспорта бартерных сделок.
Федеральная таможенная служба (ФТС),преобразованная из Государственного таможенного комитета и переданная в ведение Минэкономразвития России, осуществляет функции контроля и надзора в области таможенного дела, агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Определенные
полномочия в области ВЭД имеют Министерст
Центральный банк (ЦБ) возглавляет банковскую систему страны. В нее входят Внешторгбанк, Внешэкономбанк и Российский экспортно-импортный банк. ЦБ лицензирует ведение валютных операций российскими коммерческими банками.
Деятельность
ряда федеральных органов
Teppumopuaльныe(региональные) органы
Минэкономразвития руководит деятельностью своих территориальных органов в округах и отдельных регионах РФ, а также региональных управлений Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекции).
ФТС имеет региональные таможенные управления, которые руководят работой сотен таможен и таможенных постов на всей территории страны. Эти территориальные таможенные организации постоянно взаимодействуют с администрацией субъектов РФ и представителями Президента РФ в соответствующих округах.
Некоторые подразделения Минфина имеют региональные представительства.
На всей территории страны функционируют территориальные главные управления (филиалы) ЦБ и расчетно-кассовые центры.
В последнее десятилетие как относительно самостоятельный сложился региональный управленческо-оперативный компонент ВЭК. Во внешнеэкономическую деятельность активно включились субъекты РФ в лице их органов представительной и исполнительной власти, а также муниципальные органы. Субъекты РФ наделены многими полномочиями в области ВЭД, причем некоторые вопросы ВЭД являются предметом совместного ведения федеральных органов и субъектов РФ. Во многих регионах в составе местной администрации были образованы управления (департаменты, отделы) внешнеэкономических связей (внешнеэкономического сотрудничества), а в некоторых достаточно крупных субъектах РФ –министерства внешнеэкономических связей. Администрация крупного субъекта РФ может предоставлять муниципальным образованиям определенные права в области ВЭД.
Хозяйственные комплексы, отрасли и предприятия, включенные в ВЭД
К ВЭК тесно примыкают все отрасли российской экономики и многие предприятия, входящие в различные хозяйственные комплексы, например топливно-энергетический комплекс (ТЭК), машиностроительный комплекс (МСК), агропромышленный комплекс (АПК), лесохозяйственный комплекс (ЛХК), рыбохозяйственный комплекс (РХК), транспортный комплекс (ТК) и др.
Совокупный производственный потенциал страны можно считать фундаментальной основой ВЭК. Предприятия различных отраслей экономики обеспечивают производство товаров для экспорта (изготовление, заготовку, доработку, упаковку, маркировку) и подготовку их к отправке за границу. Значительная часть ввозимых из-за границы товаров перерабатывается или дорабатывается (расфасовывается, рассортировывается, переупаковывается) также на отечественных предприятиях для снабжения российских потребителей (обеспечения их производственных или личных нужд). Однако другая часть импортной продукции реализуется в стране (самими импортерами или через торгово-сбытовую посредническую сеть) без переработки.
Информация о работе Сущность понятия «внешнеэкономическая деятельность», ее особенности