Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия (на примере ООО "ПРОГРЕСС")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2012 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия, а так же разработка прогнозных показателей прибыльности и рентабельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 5
Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли и рентабельности……………………………………………………………. 8
1.1. Понятие прибыли, ее виды………………………………………… 8
1.2. Порядок формирования прибыли………………………………….. 13
1.3. Система показателей рентабельности торгового предприятия…. 21
Глава 2. Характеристика управления и предпринимательской деятельности ООО «ПРОГРЕСС»……………………….. 26
2.1. Характеристика финансово-экономического потенциала предприятия……………………………………………………………….. 26
2.2. Характеристика предпринимательской деятельности предприятия………………………………………………………………. 34
Глава 3. Управление прибыльностью и рентабельностью торгового предприятия ООО «ПРОГРЕСС»…..…………………….. 38
3.1. Анализ формирования прибыли………….………………………. 38
3.2. Оценка показателей рентабельности торгового предприятия…… 47
3.3. Прогнозирование (планирование) прибыли и пути повышения рентабельности…………………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 67
Список литературы………………………………………………………. 69

Вложенные файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Оценка финансовой устойчивости ООО «ПРОГРЕСС»

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1. Заемный капитал, тыс. руб.

15565

18709

29775

2. Собственный капитал, тыс. руб.

9865

11104

13086

3. Внеоборотные активы, тыс. руб.

24618

28451

38968

4. Собственные оборотные средства, тыс. руб.

1211

1364

1752

5. Оборотные активы, тыс. руб.

10677

12564

18441

6. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (не ниже 0,5…0,8)

0,11

0,11

0,09

7. Коэффициент маневренности собственных средств (в пределах 0…1,0)

0,12

0,12

0,13

8. Коэффициент автономии предприятия (не ниже 0,5)

0,63

0,59

0,44

 

Коэффициент маневренности собственных средств характеризует степень мобильности (гибкость) использования собственных средств предприятия и определяется как частное от деления собственных оборотных средств на сумму собственных средств (собственного капитала).

Коэффициент маневренности собственных средств в 2009г. и 2010г. составил 0,12, т.е. 12% собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности предприятия; в 2011г. данный коэффициент составил 0,13%.

Для нормально функционирующего предприятия этот показатель меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается положительно. Из таблицы 2 видно, что за 3 года коэффициент маневренности вырос на 0,01. Это говорит об улучшении финансовой стабильности предприятия.

Коэффициент автономии предприятия показывает долю собственников в общей сумме капитала, инвестированного в деятельность предприятия, т.е. характеризует его независимость от внешних источников финансирования. Данные таблицы 2 характеризуют достаточную независимость предприятия от внешних источников финансирования в 2009 и 2010 гг. (коэффициент автономии выше 0,5). В 2011 г. наметилась негативная тенденция, т.е. доля собственников в общей сумме капитала составляет лишь 44%. 

 

2.2. Характеристика предпринимательской деятельности         предприятия

 

ООО «ПРОГРЕСС» - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются:

удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;

организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

Цель коммерческой деятельности торгового предприятия – получение прибыли.

По масштабу деятельности ООО «ПРОГРЕСС» можно отнести к крупным розничным торговым предприятиям (среднесписочная численность работников 363 человека).

По товарной специализации ООО «ПРОГРЕСС» – универсальное торговое предприятие, располагает универсальным ассортиментом товаров.

По методу обслуживания покупателей предприятие применяет как самообслуживание, так и торговлю через прилавок.

Так как ООО «ПРОГРЕСС» занимается реализацией продуктов питания, то среди покупателей присутствуют практически все группы (слои) населения.

Основные показатели хозяйственной деятельности фирмы «ПРОГРЕСС» за 2009 – 2011гг. представлены в таблице 3.

Данные, приведенные в таблицах смотреть в приложениях 1 – 6.

По ООО «ПРОГРЕСС» за 2011 г. получено прибыли 7390 т.р. Вся эта сумма получена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 т.р. и часть ее, 794 т.р. - пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом, источники прибыли от прочих операций не только не дали прибыли, но и допустили убыток, образовавшийся в результате недостачи материальных ценностей в сумме 233 т. р. Также убыток образовался в результате уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и уплаты штрафов за несвоевременные платежи.

Часть прочих расходов в сумме 200 т.р. – были получены пени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в аренду автомобилей.

В 2011 г. прибыли было получено на 4173 т.р. больше чем в 2010 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации товаров.

 

Таблица 3

Основные экономические показатели финансово-хозяйственной

деятельности ООО «ПРОГРЕСС» за 2009 – 2011 гг. (в сопоставимых ценах)

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение по годам (+;−)

Темп роста
по годам (%)

2010г.

2011г.

2010г.

2011г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Товарооборот, тыс. руб.

99258

105258

182842

6000

77584

106,04

173,71

2. Валовой доход, тыс. руб.

12298

13480

24070

182

10590

109,61

178,47

3. Уровень валового дохода, %

12,39

12,81

13,16

0,42

0,35

4. Издержки обращения, тыс. руб.

9089

9990

15886

901

5896

109,91

139,02

5. Уровень издержек обращения, %

9,16

9,49

8,69

0,33

−0,8

6. Товарные запасы, тыс. руб.

4560

6203

9242,5

1643

3039,5

136,03

149,00

7. Товарооборачиваемость, дн.

17

21

18

4

−3

123,53

85,71

8. Среднесписочная численность
    работников, человек

357

365

363

8

−2

102,24

99,45

9. Затраты на оплату труда,
    тыс. руб.

2245

2940

3050

695

110

130,96

103,74

10. Производительность труда,
      тыс. руб.

278,03

288,38

503,70

10,35

215,32

103,72

174,67

11. Торговая площадь, м²

3598,7

3598,7

3598,7

0

0

12. Товарооборот на 1 м² торговой
      площади, тыс. руб.

27,58

29,25

50,81

1,67

21,56

106,06

173,71

13. Прибыль от реализации,
      тыс. руб.

3209

3497

8184

287

4688

108,94

234,1

14. Балансовая прибыль, тыс. руб.

2938

3218

7391

279

4173

109,50

229,72

15. Рентабельность продаж
      по прибыли от реализации, %

3,23

3,32

4,48

0,09

1,16

16. Рентабельность продаж
      по балансовой прибыли, %

2,96

3,06

4,04

0,1

0,98

 

Прибыль от реализации в 2011 г. − было получено сверх плана 1536 т.р. Общая сумма прибыли от реализации – 8184 т.р., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 т.р. получена, во-первых, – за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).

За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 т.р., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 т.р., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 т.р. получено прибыли 68,1 т.р. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 т.р.

В 2011 г. получено сверх плана валового дохода 1420 т.р. и доход составил 240070 т.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% –  12,43%).

Абсолютный перерасход издержек обращения в 2011 г. составил 6 т.р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2011 г. составляла 15886 т.р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже запланированного уровня на 0,07%.

Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2011 г. по сравнению как с 2010 г., так и с 2009г.

В 2011 г. в фирме увеличилась прибыль на 4688 т.р., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 т.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 т.р.

На 10583 т.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.

Издержки обращения за год по сравнению с 2010 г. увеличились на 5896 т.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.

Кроме прибыли от реализации, фирма «ПРОГРЕСС» получила прибыль от процентов к получению в размере 39 т.р., которая снизилась на 10 т.р.

Прибыль (убыток) от прочих операций определяется как сальдо прочих доходов и расходов. В 2011г. получен убыток от прочих операций в размере 235 т.р.

Фирмой была получена балансовая прибыль 7391 т.р., на 4173 т.р. больше чем в 2010г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2011г. по сравнению с 2010г. В сравнении с 2009г., в 2010г. балансовая прибыль увеличилась на 279 т.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.

Необходимо отметить, что за период с 2009г. по 2011г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2011г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 2010г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2011г. вырос на 21,56 тыс. руб. (в 2010г. на 1,67 тыс. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота.

 

Глава 3. Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия

 

3.1.  Анализ формирования прибыли

 

Целью анализа является оценка прошлой деятельности и  положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.

В экономической литературе отмечается возрастание роли и значения прибыли в современных условиях хозяйствования. Авторский коллектив под руководством Г.Б. Поляка дает наиболее полную, собирательную оценку значимости прибыли: «Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений»[]. Действительно, с прибылью прямо или косвенно связаны все другие экономические рычаги предпринимательской деятельности (финансы, кредиты, затраты, цены и т.п.), без которых невозможно «выжить» любому предприятию в рыночных условиях.

Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки.

Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым, уменьшая прибыль.

Наряду с вышеперечисленным следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная политика государства, развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, политическая стабильность в государстве.

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью торгового предприятия (на примере ООО "ПРОГРЕСС")