Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа
Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к производственным запасам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Поэтому для предприятия все возможные способы рационального расходования средств, одним из которых является определение оптимальной величины производственных запасов приобретают все большую значимость.
Целью данной работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала конкретных предложений по повышению эффективности управления производственными запасами ОАО "Восток".
Ввведение 4-5
1 Запасы в экономической системе предприятия 6
1.1 Понятие, сущность и виды материальных запасов 6-8
1.2 Необходимость существования запасов на предприятии 9-11
1.3 Зарубежный опыт управления запасами 11-14
2 Методика моделирования системы управления запасами предприятия 15
2.1 Нормирование запасов 15-18
2.2 Системы контроля за состоянием запасов 18-25
2.3 Методика проектирования логистической системы управления запасами 25-28
3 Разработка системы управления запасами ОАО «Восток» 29
3.1 Анализ состояния запасов 29-31
3.2 Нормирование запаса двигателей ЯМЗ 238 31-33
3.3 Обоснование необходимости задела по двигателям ЯМЗ 238 33-35
Заключение 36-37
Список использованных источников 38
Приложения 39-46
Необходимость оптимизации системы управления запасами возникает еще и потому, что на предприятии за последние годы накопились значительные объемы запасов так называемых «материалов без движения». Свое название данные материалы получили вследствие того, что по ним не осуществлялось операций расходования в течение определенного периода времени.
Проанализируем объемы и динамику запасов, отнесенных к категории «материалов без движения по складу» № 102. Для упрощения расчетов воспользуемся средствами программного продукта MS Excel.
Так на складе № 102 на 25.04.01 г. общая сумма «материалов без движения» составляла 420873,94 руб. (см. приложение А).
Из них материалы, которые не использовались в производстве в течение 40 месяцев и выше составляют 36645,76 рублей (или 8,71% от их общей величины) (см. приложение Б).
Материалы, которые не использовались от 20 до 40 месяцев, в денежном выражении составляют 27303,93 руб. (6,49% от общей величины «материалов без движения» по складу № 102) (см. приложение В).Материалы, которые не использовались от 1 года до 19 месяцев, составляют запасы на сумму 169022,3 руб. (40,16% от общей величины «материалов без движения» по складу № 102) (см. приложение Г). Представим наглядно соотношение «материалов без движения» по времени хранения, а также их доле в общей величине.
Рис. 8. Соотношение «материалов без движения» по времени хранения на складе № 102 в процентах к общей стоимости материалов по данному складу
Таким образом, видно, что наибольшая
часть «материалов без
Для нахождения затрат, связанных с хранения материалов рассчитаем цену капитала предприятия:
Определим структуру капитала предприятия.
На конец 2000 г. уставный капитал предприятия составлял 44941 тыс. руб. При этом 4601,8 тыс. руб. приходится на привилегированные акции; 40339,6 тыс. руб. получены за счет размещения обыкновенных акций.
Капитал, образованный за счет прибыли предприятия, составлял в 2000 г. 110621,5 тыс. руб.
В 2000 г. предприятие располагало заемными средствами на сумму 119857 тыс. руб.
В среднем за 2000 г. предприятие располагало пассивами на сумму 275419,5 тыс. руб.
Таким образом, доля каждого вида пассивов в валюте баланса составляет:
Привилегированные акции – 1,67 %;
Простые акции – 14,65 %;
Капитал, образованный за счет прибыли – 40,17 %;
Краткосрочные и долгосрочные пассивы – 43,52 %.
В 2000 г. средний процент за кредиты был равен (45 + 45 +45 + 39 + 36 + + 35 + 31 +30 + 30 +29 +27 + 26) / 12 = 34,83%.
Доходность привилегированных акций составляла 10 %, простых – 1 %. Цену капитала, образованного за счет прибыли примем равным 1 %.
Средняя плата за финансовые ресурсы, которые использует предприятие, в данном случае равна:
WACC = (10 * 1,67 + 1 * 14,65 + 1 * 40,17 + (34,83 * (1 0,3)) * 43,52) / 100 = 11,57 %.
В результате получим, что за владение запасами, которые хранились на складе № 102 более одного года и не использовались в производстве, предприятие уплатило собственникам и кредиторам в 2000 г. - 232971,99 * 11,57 % = 26954,86 руб. При этом платежи в бюджет в виде налога на имущество должны составить по данным материалам за 2000 г. – 232971,99 * 2 % = 4659 руб.
Таким образом, процесс управления запасами материальных ценностей нуждается в существенной доработке.
Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
3.2 Нормирование запаса двигателей ЯМЗ 238
В настоящее время предприятие испытывает трудности в процессе снабжения двигателями ЯМЗ 238, при этом велик риск продолжительных простоев производства. При этом высоки издержки по хранению запасов данных двигателей (большой объем средств замораживаемый в запасах). Стоимость двигателей составляет довольно значительную величину от общей стоимости комплектующих необходимых для производства агрегатов. Спрос на продукцию, для производства которой используются двигатели ЯМЗ 238 имеет большую степень неопределенности.
Вследствие этого для управления запасами двигателе ЯМЗ 238 необходимо применить систему контроля уровня запасов с фиксированным размером заказа.
Рассчитаем месячную потребность в двигателе. Так, в 2001 намечено производить следующее количество электростанций, для производства которых используются двигатели ЯМЗ 238:
Таким образом, планируемая общая годовая потребность предприятия в двигателях ЯМЗ 238 составляет 563 шт. Отсюда усредненная месячная потребность равна 47 (46,9) шт.
Рассчитаем рациональный размер заказа.
Транспортные издержки на доставку 12 – 14 шт. составляют 120000-130000 руб. Таким образом, на одну единицу приходится около 1000 руб.
Издержки на хранение условно составляют: цена двигателя * неполученный из-за замораживания капитала процент (банковский депозит). Таким образом, на 1.05.2001 они равны 70400 * 10 % = 7040 руб. в год., либо 20 руб в день.
Однодневный расход равен месячной потребности, деленной на 30. Значит однодневный расход данного вида комплектующих равен 47/30 =2 (1,56) шт.
Таким образом, оптимальный размер заказа равен:
S опт =
В результате получаем текущий складской запас равным 14 шт.
Страховой запас определим в размере 50 % текущего запаса:
СЗ = 14 * 0,5 = 7 шт.
Совокупная норма, таким образом, равна 14 +7 =21 шт.
Время доставки составляет 1 – 2 в случае использования автомобильного транспорта и 4 – 5 железнодорожного. Таким образом, в среднем, время доставки составляет 3 дня. Отсюда следует, что точка заказа равна однодневный расход * время доставки = 2 *3 = 6 шт.
Представим полученные результаты на графике
Рис. 9. Динамика запасов двигателей ЯМЗ 238 на ОАО «Восток»
Таким образом, величина заказываемой партии двигателей соответствует реальному размеру заказа, производимого предприятием (14 шт).
<p class="dash041e_0441_043d_Информация о работе Управление товарно-материальными запасами на предприятии