Факторный аналыз прибыли от продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

На формирование прибыли оказывают воздействие производственные и финансовые факторы, а также содержание учетной политики в области ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Отчет о прибылях и убытках в современной аналитической практике рассматривается как источник информации об уровне экономической эффективности хозяйственной деятельности организации, используется для выявления и анализа тенденций формирования показателей финансовых результатов и оценки управленческих решений за отчетный период.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, типы и задачи факторного анализа. 5
2. Цель, задачи и информационное обеспечение анализа прибыли 11
3. Оценка методик факторного анализа прибыли от продаж 15
4. Факторный анализ прибыли от продаж способом цепных подстановок 22
5. Факторный анализ прибыли от продаж по методу маржинального дохода 27
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

КР-Факторный анализ прибыли от продаж.docx

— 66.95 Кб (Скачать файл)

- оценка динамики и  структуры показателей прибыли  за анализируемый период;

- факторный анализ прибыли;

- анализ прочих доходов  и расходов;

- оценка динамики показателей  рентабельности продаж и капитала;

- факторный анализ рентабельности  продаж и капитала;

- анализ затрат, произведенных  предприятием, и оценка затрат  на один рубль продукции;

- выявление резервов роста  прибыли и рентабельности.

Информационное обеспечение  анализа и принятие решений по финансовым результатам формируется  за счет внешних и внутренних источников информации.

К внешним источникам информации относят показатели, характеризующие:

- общеэкономическое развитие  страны. Система показателей данной  группы служит основой анализа  и прогнозирования условий внешней  среды функционирования предприятия.  Это необходимо при разработке  политики управления прибылью, осуществления  инвестиционной деятельности, выявления  резервов роста прибыли; 

- конъюнктуру рынка. Система  показателей этой группы является  необходимой для оценки, анализа  и принятия решений в области  ценовой политики, привлечения капитала  из внешних источников, определения  затрат по обслуживанию дополнительно  привлеченного капитала, формирования  портфеля долгосрочных финансовых  вложений, осуществления краткосрочных  финансовых вложений;

- деятельность конкурентов  и контрагентов. Система показателей  данной группы используется для  осуществления оперативного анализа  и регулирования отдельных аспектов  формирования и использования  прибыли.

К внутренним источникам относятся:

- показатели финансового  учета предприятия. На основе  этих показателей осуществляется  анализ, прогнозирование и текущее  планирование прибыли. Преимуществами  показателей финансовой отчетности  является их унифицированность, что позволяет использовать типовые методики анализа и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным вопросам формирования и использования прибыли;

- показатели управленческого  учета, формирующих информационную  базу оперативных управленческих  решений. Управленческий учет  может быть структурирован:

- по центрам ответственности  (центрам затрат, доходов, прибыли,  инвестиций);

- по видам деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная);

- по видам ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и нематериальных) и т.д. 

В процессе построения системы  информационного обеспечения анализа  и управления прибылью в управленческом учете формируются показатели, отражающие объем деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов;

- нормативно-справочные показатели. Основу этой системы показателей  составляют различные нормы и  нормативы, разработанные в рамках  самого предприятия – нормативы  затрат времени, нормативы удельных  расходов сырья и материалов  и т.д. Данная система показателей  дополняется различными справочно-нормативными  показателями, действующими в целом  по стране или в отрасли:  нормы амортизационных отчислений, ставки налогов и т.д.

Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых  из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии  целенаправленную систему информационного  обеспечения, ориентированную на принятие не только стратегических решений, но и на эффективное текущее и  оперативное управление формированием  и использованием прибыли.

Анализ прибыли представляет собой исследование механизма формирования конечного финансово-хозяйственного результата во всем многообразии причинно-следственных связей и зависимостей в целом по предприятию, а также по отдельным ее видам в зависимости от направления изучения. Управление прибылью - это процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам образования, распределения, использования и планирования прибыли на предприятии, основанный на проведенном ранее анализе. Анализ и управление прибылью следует рассматривать в единстве их целей и задач, приоритетными из которых являются:

1) изучение возможности  получения и роста прибыли  в соответствии с имеющимися  ресурсами, достигнутым организационно-технологическим  уровнем, качеством выпускаемой  продукции и конъюнктурой рынка;

2) контроль плановых показателей  реализации, себестоимости, прибыли;

3) определение влияния  объективных и субъективных факторов  на финансовые результаты, количественная  и качественная их оценка;

4) выявление и оценка  резервов увеличения прибыли;

5) разработка управленческих  решений по реализации возможностей  роста прибыли.

Информационной базой  анализа прибыли служат соответствующие  разделы бизнес-плана предприятия, накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности - форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

 

  1. Оценка методик  факторного анализа прибыли от продаж

Важнейшим показателем финансово-хозяйственной деятельности предприятия является финансовый результат, который выражается прибылью или убытком. Естественно, что деятельность любой коммерческой организации направлена на получение положительного финансового результата, т. е. прибыли, что подтверждает Гражданский кодекс Российской Федерации.

Прибыль необходима для дальнейшего  развития предприятия, привлечения новых покупателей, поставщиков, кредиторов и инвесторов. В условиях сложившейся кризисной ситуации коммерческие организации получают не только положительные, но и отрицательные результаты (убытки) от своей деятельности, при этом считают приоритетным выжить. Отрицательный результат – тоже результат. Он мотивирует, побуждает предприятие к лучшей работе, организованности и достижению лучших результатов.

Несомненно, актуальным является систематический экономический анализ финансовых результатов и, прежде всего финансовых результатов от обычных видов деятельности. Определенный смысл для предпринимателя имеет факторный анализ прибыли (убытка) от продаж. Нельзя не согласиться с В. В. Ковалевым, который отмечает, что «…проводя факторный анализ, необходимо помнить одно правило: анализ важен не сам по себе, а лишь тогда, когда он действенен, т. е. идентификация и оценка факторов имеют смысл только в том случае, если этими факторами можно управлять хотя бы частично».

Результативность факторного анализа во многом определяется качеством построения детерминированных и стохастических факторных моделей. К сожалению, иногда модели строятся формальными методами, в результате чего многие факторы не имеют экономической интерпретации, а сами модели – практической значимости. Неправильно построенная модель может привести к логически неоправданным и неверным результатам, поэтому исключительно важным этапом факторного анализа выступает построение экономически обоснованной факторной модели.

Достаточно широкое распространение, особенно в рамках традиционного ретроспективного анализа, приобрели детерминированные модели факторного анализа. Отметим некоторые особенности их использования:

– модель полностью замкнута на ту систему факторов, которые поддаются объединению в данную модель;

– невозможно разделить результаты влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели. Таким образом, аналитик условно абстрагируется от действия других факторов, а все изменения результативного показателя приписываются влиянию факторов, включенных в модель.

Можно построить значительное количество детерминированных факторных моделей прибыли от продаж, что объясняет существование различных методик ее факторного анализа. Рассмотрим методики факторного анализа прибыли от продаж, наиболее часто предлагаемые в экономической литературе, и оценим их практическую значимость.

Прибыль от продаж (П) представлена в отчете о прибылях и убытках следующими слагаемыми:

– выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (т. е. за вычетом НДС и др.) (В),

– себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг (С),

– коммерческие расходы (КР),

– управленческие расходы (УР).

Взаимосвязь этих слагаемых  можно выразить с помощью формулы

П = В –  С – КР – УР.         

Тогда влияние каждого  фактора можно вычислить методом  балансовых увязок:        ΔП = ΔВ – ΔС – ΔКР – ΔУР                  

Другими словами, величина влияния  каждого фактора будет равна  его абсолютному отклонению, скорректированному на знак, стоящий перед данным фактором в модели:

– влияние изменения выручки  от продаж на прибыль:

ΔП (В) = ΔВ      

– влияние изменения себестоимости  продаж:

ΔП (С) = –  ΔС     

– влияние изменения коммерческих расходов:

ΔП (КР) = –  ΔКР    

– влияние изменения управленческих расходов:

ΔП (УР) = –  ΔУР    

Таким образом, если в исследуемом  периоде выручка увеличится, например, на 100 000 руб., аналитик сделает вывод, что на аналогичную величину возрастет прибыль от продаж (т. е. влияние фактора можно будет оценить положительно). Однако такой вывод, безусловно, является неграмотным, поскольку:

а) прибыль – это разница  между доходами и расходами, а  следовательно, в случае продажи рентабельной продукции 1 рубль выручки будет содержать лишь некоторое количество копеек прибыли (например, 5 коп.). Тогда увеличение выручки на 100 000 руб. (при неизменной структуре продаж) принесет предприятию дополнительно прибыли не 100 000, а только 5 000 руб. (100 000 * 0,05);

б) если обычная деятельность предприятия убыточна (например, 1 рубль реализации приносит предприятию убыток в размере 1 коп.), то увеличение выручки от продаж на 100 000 руб. (при неизменной структуре продаж) принесет предприятию убыток в размере 1 000 руб. (100 000*

(–0,01));

в) все факторы рассматриваются  независимо друг от друга и вне  связи объема продаж и себестоимости.

Частично названные недостатки устраняются при использовании  методики факторного анализа прибыли  от продаж, рассматриваемой Л. В. Донцовой и Н. В. Никифоровой. Она основана на использовании уровней (удельных весов) расходов и прибыли от обычных видов деятельности в выручке от продаж. Так, уровень себестоимости (Ус) рассчитывается по формуле:

Ус = С / В × 100%    

Следует отметить, что уровень  прибыли от продаж (Уп) в выручке есть рентабельность продаж (Rп):

Уп = П / В × 100% = Rп      

Методика факторного анализа  прибыли от продаж строится по следующей схеме:

1. Определяется изменение  прибыли от продажи (ΔП) в отчетном  периоде по сравнению с базисным (абсолютное отклонение).

2. Определяется влияние  выручки от продажи. Выручка  от продажи может измениться, прежде всего, из-за изменения цен на реализованную продукцию (ц) и изменения объема (количества) реализованной продукции (к).

Поэтому влияние на прибыль  фактора «выручка от продаж» раскладывается на две части:

1) влияние цен на реализованную  продукцию:

– рассчитывается выручка  от продаж в сопоставимых ценах:

В′ = В1 / iц,       

где В′– выручка от продаж отчетного периода в сопоставимых ценах (в ценах базисного периода),

В1 – выручка от продаж отчетного периода (в действующих ценах),

iц – индекс цен;

– определяется изменение  выручки под влиянием изменения  цены (ΔВ(ц)):

                   ΔВ(ц) = В1 – В′,      

– рассчитывается влияние  изменения цены на прибыль от продаж (ΔП(ц)):

ΔП(ц) = ΔВ(ц) × Rп0 / 100,            

где Rп0 – рентабельность продаж в базисном периоде.

2) влияние объема продаж (количества проданной продукции):

– определяется изменение  выручки от продаж под влиянием изменения объема (количества) реализованной продукции (ΔВ(к)):

                 ΔВ(к) = В′ – В0 ,     

где В0 – выручка от продаж в базисном периоде,

– рассчитывается влияние  изменения объема продаж на прибыль  от продажи (ΔП(к)):

                ΔП(к) = ΔВ(к) × Rп0 / 100     

3. Определяется влияние  себестоимости проданной продукции  (ΔП(с)):

                ΔП(с) = В1 × (– ΔУс) / 100,     

где ΔУс – изменение уровня себестоимости в выручке от продаж.

4. Определяется влияние  коммерческих расходов (ΔП(кр)):

               ΔП(кр) = В1 × (– ΔУкр) / 100,    

где ΔУкр – изменение уровня коммерческих расходов в выручке от продаж.

5. Определяется влияние  управленческих расходов (ΔП(ур)):

              ΔП(ур) = В1 × (– ΔУур) / 100,    

где ΔУур – изменение уровня управленческих расходов в выручке от продаж.

Основной недостаток данной методики состоит в том, что, как  и предыдущая, она построена на использовании только данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности. Ее результаты позволяют указать только общие направления в разработке управленческих решений, а зависимость финансового результата от изменения объемов продаж и цены каждого наименования продукции, структуры продаж не учитывается.

Расчет влияния указанных  выше факторов на прибыль от основной деятельности можно провести на основе следующей факторной модели:

П = Σ[VРПобщ. × Удi × (цi – Зi)],     

где VРПобщ. – объем всей реализованной продукции в натуральном выражении,

Удi – доля i-го вида продукции в общем объеме продаж,

цi – средняя цена единицы i-го вида продукции,

Зi – полная себестоимость единицы i-го вида продукции.

Однако данную модель можно  применить только в ситуации, если производится и реализуется однородная продукция, что позволяет определить общий объем продаж в натуральном выражении. В большинстве случаев это сделать невозможно.

Информация о работе Факторный аналыз прибыли от продаж