Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:37, курсовая работа
Целью исследования является обоснование методических подходов к проведению мониторинга неплатежеспособного предприятия.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
проанализировать сущность и природу мониторинга финансового состояния предприятий;
определить причины неплатежеспособности предприятия;
выявить специфику трансформации мониторинга финансового состояния в условиях переходной экономики;
исследовать теоретические предпосылки и методологические принципы механизма проведения мониторинга экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
4. Увеличение издержек производства из-за применения устаревшей технологии, отсутствие ресурсос6ерегающей техоологий, что влияет на конкурентоспособность продукции по ценам и приводит к снижению реализации и выпуска продукции, к росту издержек в себестоимости продукции и в конечном итоге к невозможности расплачиваться по долгам.
5. Неумелое руководство деятельностью организации:
Перечисленные причины, вызывающие несостоятельность отечественных предприятий, следует учитывать при разработке мер антикризисного управления предприятием.
Задача проведения мониторинга предприятий с целью анализа и оценки их финансового состояния была впервые возложена с 1994 года на Федеральное Управление по Делам о Несостоятельности (ФУДН) при Госкомимуществе РФ на основании постановления Правительства РФ от 20.05.94 г. 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» [11]. В целях предотвращения несостоятельности предприятий, управление приступило к ведению перечня платежеспособных организаций.
Распоряжением ФУДН от 12.08.94. 31-р были утверждены «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса». Предлагалось рассчитывать три основных показателя для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия:
Анализ баланса предприятия производился на основании баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца, представляемого руководством предприятия [13].
Основной целью проведения
предварительного анализа финансового
состояния предприятия являлось
обоснование решения о
Однако, в основном, деятельность
ФУДН была направлена на ускоренную приватизацию
государственных предприятий и
пакетов акций акционерных
Наблюдение за предприятиями по действующей методике оказалось недостаточно результативным, т. К. по трем показателям полно и объективно оценить финансовое положение предприятия не представлялось возможным. К тому же практика показала полную несостоятельность критериев, выбранных показателей. Нужен был более углубленный, комплексный анализ деятельности предприятия на основе дополнительной информации. Кроме того, в данной методике не учитывались отраслевые особенности предприятий. Поэтому, проведение мониторинга не способствовало ранней диагностике наступления состояния неплатежеспособности, целью которой является проведение финансового оздоровления предприятия, а являлось лишь средством для констатации факта неплатежеспособности для принятия решения о дальнейшей судьбе предприятия. В 2003 году постановление Правительства РФ 498 было отменено.
В 1997 году ФУДН было преобразовано в ФСДН (федеральную службу по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению). В соответствии с распоряжением ФСДН РФ от 31.03.1999 13-р «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» с 1999 года осуществлялся мониторинг финансового состояния крупных, экономически или социально значимых организаций.
В ФСДН представлялась годовая и квартальная бухгалтерская отчетность (формы 1, 2, 3, 4, 5). На основании полученных данных территориальными органами ФСДН по каждой организации формировались агрегированные формы финансовой отчетности. Затем на основе этих данных, ФСДН РФ определялись показатели, характеризующие состояние платежеспособности организации. Учет состояния платежеспособности осуществлялся в электронной форме путем ведения соответствующей базы данных [14].
Методика ФСДН, на основании
которой принимались решения
о признании структуры баланса
предприятия
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 года 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ФСДН была преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству – ФСФО России. ФСФО утвердила необходимость проведения мониторинга финансового состояния в отношении предприятий, включенных в перечень крупных, экономически или социально значимых организаций [15]. На основе данных годовой и ежеквартальной отчетности, поступивших от территориальных органов ФСФО России, в соответствии с методическими указаниями по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденными ФСФО России, рассчитывались показатели, характеризующие финансово – хозяйственную деятельность организации и состояние ее платежеспособности [12]. По результатам проводимого мониторинга финансового состояния организаций формировалась база данных мониторинга, содержащая по каждой организации, включенной в Перечень, учетную карту этой организации, а также ежеквартальные данные финансовой отчетности и расчетные показатели, характеризующие ее финансово – хозяйственную деятельность и состояние платежеспособности.
Учет платежеспособности организаций осуществлялся на основании оценки показателя, характеризующего степень платежеспособности организации по текущим обязательствам, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФСФО России.
В зависимости от значения показателя степени платежеспособности по текущим обязательствам, рассчитанным на основе данных за последний отчетный период, организации ранжировались на три группы:
платежеспособные организации, у которых значение указанного показателя не превышает 3 месяца;
неплатежеспособные
неплатежеспособные
Система мониторинга, разработанная на основании методических указаний ФСФО, содержит 26 финансовых показателей. Рассчитывать такое количество показателей достаточно проблематично, т. К. территориальные органы ФСФО России сталкивались с непредставлением предприятиями необходимой информации для расчета.
К тому же промежуток времени
между сбором ФСФО РФ квартальной
отчетности и выработкой каких-либо
рекомендаций был слишком велик,
составляя при самой
Проведение мониторинга
ФСФО оказалось мероприятием дорогим
и недостаточно результативным. Количество
убыточных и обанкротившихся
предприятий оставалось по-прежнему
высоким. В целом ФСФО России не обеспечивало
ведение мониторинга
В ходе реформы государственного аппарата была ликвидирована ФСФО России (в марте 2004 года). Министерству экономического развития и торговли РФ были переданы функции по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики в сфере банкротств. Уполномоченным органом, представляющим интересы государства как кредитора, стала Федеральная налоговая служба. В данный момент мониторинг финансово-экономического состояния предприятий осуществляется территориальными подразделениями Минэкономразвития РФ. Территориальные органы, проводящие мониторинг, используют и стандартную методику ФСФО и модифицированные методики.
Методика анализа финансового состояния предприятий, используемая ФСФО для мониторинга, тоже имела существенный недостаток. В основе расчета многих коэффициентов лежит К1- среднемесячная выручка, которая рассчитывается как отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде:
К1 = Валовая выручка организации
по оплате / Т.
Далее при расчете некоторых коэффициентов, использующих значение К1, происходит несоответствие значений, т. Е. не соотносятся периоды вычислений.
Например, степень платежеспособности общая (К4) определяется как частное от деления суммы заемных средств организации на среднемесячную выручку:
К4 = (стр.690 + стр. 590) / К1
Таким образом, в числителе содержится значение суммы заемных средств организации за отчетный период (например, 6 месяцев или 1 год), а в знаменателе значение выручки за 1 месяц. Вряд ли подобным образом вычисленные финансовые показатели могут позволить достоверно оценить и проанализировать финансовое состояние предприятия.
Структура долгов и способы
кредитования предприятия в соответствии
с вышеупомянутыми
Рассчитываемых показателей
финансового состояния
3.4. Мониторинг, проводимый ЦБ РФ
Анализ имеющегося опыта проведения внешнего мониторинга финансово-экономического положения предприятий свидетельствует о развитии данного процесса Центральным Банком РФ, который пошел по пути использования опыта других стран, где в основном мониторингом предприятий занимаются банки. С 2000 года Банком России осуществляется мониторинг финансового состояния предприятий с целью совершенствования денежно-кредитной политики на основе оценок тенденций и факторов экономического развития предприятий и осуществления анализа важнейших тенденций, как на региональном уровне, так и на уровне страны [10].
Информация о работе Формирование системы анализа и мониторинга неплатежеспособными предприятиями