Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 01:23, реферат
Опорно-двигательная система - комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве. Опорно-двигательная система состоит из мышечной и костной систем.
Возрастные особенности скелета человека
Позвоночник.
Процесс окостенения позвоночною столба происходит в строго определенном порядке: ядра окостенения сначала появляются в грудных позвонках (уже на 2 месяце внутриутробного развития), и
Введение……………………………………………………………..….3
Возрастные особенности скелета человека…………………..…..3
Возрастные особенности скелетной мускулатуры…………….....5
Координация…………………………………………………………….6
Развитие и совершенствование двигательных способностей подростков……………………………………………………………....6
Развитие двигательных качеств у детей………………………..…9
Методика развития двигательных качеств…………………..…..11
Список литературы……………………………………………….....15
В шестилетнем возрасте происходят
существенные изменения в развитии
двигательных качеств. Дети могут выполнять
движения в различном темпе, с
разной амплитудой, демонстрируя хорошие
скоростно-силовые способности
Конечно, шестилетние дети еще не обладают достаточной выдержкой, умением быстро бегать, ловко передавать и другими навыками и качествами, необходимыми в командных играх, однако они проявляют к таким играм значительный интерес. И, что не мало важно, именно здесь они могут испытывать чувство ответственности за команду и перед ней, научиться объективно оценивать свои и чужие действия.
Дети этого возраста проявляют интерес не только к процессу игры, но и конечному результату.
В то же время, к числу основных источников психического развития прибавляется учение (его элементарные формы в более ранних возрастах не обладают такой значительностью). У детей зарождается бескорыстный, “теоретический” интерес к новым знаниям и умением – безотносительного к их практической полезности, складываются обобщенные формы к познаниям.
Это приводит к своеобразной интеллектуализации всех психических процессах (восприятие, памяти, внимания и др.), что, в свою очередь, определяет новый уровень развития произвольного поведения.
Все это сказывается и на психических особенностях движений детей шести-семи лет.
Методика развития двигательных качеств
Основными физическими качествами
человека принято считать ловкость,
быстроту, гибкость, равновесие, глазомер,
силу, выносливость. При выполнении
любого упражнения в той или иной
степени проявляются все
В дошкольном возрасте преимущественное
внимание должно быть уделено развитию
ловкости, быстроты, глазомера, гибкости,
равновесия, но не следует забывать и о
соразмерном развитии силы и выносливости.
Ловкость — это способность человека
быстро осваивать новые движения, а также
перестраивать их в соответствии с требованиями
внезапно меняющейся обстановки.
К развитию ловкости приводит
систематическое разучивание с детьми
новых упражнений. Обучение повышает пластичность
нервной системы, улучшает координацию
движений и развивает способность овладевать
новыми, более сложными упражнениями.
Развитию ловкости способствует выполнение
упражнений в изменяющихся условиях. Так,
в подвижных играх детям приходится непрерывно
переключаться от одних движений к другим,
заранее не обусловленным; быстро, без
всякого промедления решать сложные двигательные
задачи, сообразуясь с действиями своих
сверстников.
Ловкость развивается при выполнений
упражнений, проводимых в усложненных
условиях, требующих внезапного изменения
техники движения (бег между предметами,
подъемы на лыжах на горку и спуски с нее
и др.), с использованием различных предметов,
физкультурного инвентаря, оборудования;
с допол нительными заданиями, при коллективном
выполнении упражнений с одним предметом
(обруч, шнур).
Быстрота — способность человека
выполнять движения в наикратчайшее время.
Высокая пластичность нервных процессов,
сравнительная легкость образования и
перестройка условнорефлекторных связей
у детей создают благоприятные условия
для развития у них быстроты.
Быстрота развивается в упражнениях,
выполняемых с ускорением (ходьба, бег
с постепенно нарастающей скоростью),
на скорость (добежать до финиша как можно
быстрее), с изменением темпа (медленный,
средний, быстрый и очень быстрый), а также
в подвижных играх, когда дети вынуждены
выполнять упражнения с наивысшей скоростью
(убегать от водящего).
Развитию быстроты способствуют
скоростно-сйловые упражнения: прыжки,
метание (толчок при прыжке в длину и в
высоту с разбега, бросок при метании совершается
с большой скоростью). Для развития быстроты
целесообразно использовать хорошо освоенные
упражнения, при этом учитывать физическую
подготовленность детей, а также состояние
их здоровья.
Глазомер — способность человека
определять расстояние с помощью зрения
и мышечных ощущений.
Развить глазомер можно при
выполнении любых упражнений: при ходьбе
дети должны уметь правильно ставить ногу,
соблюдать направление; в прыжках — точно
попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись,
совершить полет в нужном направлении,
а затем приземлиться в определенном месте;
при построениях в колонну по одному нужно
на глаз измерить расстояние до впереди
стоящего ребёнка; в метании на дальность
и особенно в цель — расстояние до цели
и т. д. Важно при выполнении упражнений
учить детей измерять расстояние на глаз,
проверяя затем его шагами.
Гибкость — способность достигать
наибольшей величины размаха (амплитуды)
движений отдельных частей тела в определенном
направлении.
Гибкость зависит от состояния
позвоночника, суставов, связок, а также
эластичности мышц. Гибкость развивается
при выполнении физических упражнений
с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.
У детей дошкольного возраста опорно-двигательный
аппарат обладает большой гибкостью. Следует
стремиться к сохранению этой естественной
гибкости, не злоупотребляя упражнениями
на растягивание, которые могут привести
к необратимым деформациям отдельных
суставов (например, коленного).
Упражнения на гибкость целесообразно
сначала выполнять с неполным размахом,
например сделать 2—3 полунаклона, а потом
уже полный наклон, 2—3 полуприседания,
затем — глубокое приседание.
Равновесие — способность человека
сохранять устойчивое положение во время
выполнения разнообразных движений и
поз на уменьшенной и приподнятой над
уровнем земли (пола) площади опоры.
Это качество необходимо человеку,
чтобы передвигаться в помещении и на
улице, не задевая предметы, друг друга,
успешно справляться с обязанностями,
необходимыми при разных работах (верхолаз
и др.).
Равновесие зависит от состояния
вестибулярного аппарата, всех систем
организма, а также от расположения общего
центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников
ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее
сохранить равновесие. При выполнении
упражнений, смене положений центр тяжести
тела смещается и равновесие нарушается.
Требуется приложить усилия, чтобы восстановить
нужное положение тела.
Равновесие развивается в большей
степени в упражнениях, выполняемых на
уменьшенной и приподнятой площади опоры
(катание на коньках, велосипеде, ходьба,
бег по скамейке), также в упражнениях,
требующих значительных усилий, чтобы
сохранить устойчивое положение тела
(метание на дальность, прыжок в длину
с места и с разбега и др.).
Сила — степень напряжения
мышц при их сокращении.
Развитие силы мышц может быть
достигнуто благодаря увеличению веса
предметов, применяемых в упражнениях
(набивной мяч, мешочки с песком и др.);
использованию упражнений, включающих
поднятие собственной массы (прыжки), преодоление
сопротивления партнера (в парных упражнениях).
В детском саду следует использовать
разнообразные упражнения для развития
силы всех групп мышц, уделяя преимущественное
внимание мышцам-разгибателям.
Учитывая анатомо-физиологические
особенности дошкольников, не следует
стремиться к максимальным результатам
и превышать нормы для прыжков в длину,
в высоту, так как это може отрицательно
повлиять на развитие костной системы,
а также внутренних органов. Не рекомендуются
упражнения, вызывающие задержку дыхания,
большое напряжение организма.
Интенсивность выполняемых
упражнений, масса предметов (мешочков
с песком и др.), дозировку физической нагрузки
следует повышать постепенно.
Выносливость — способность
человека выполнять физические упражнения
допустимой интенсивности возможно более
длительное время.
Развитие выносливости требует
большого количества повторений одного
и того же упражнения. Однообразная нагрузка
приводит к утомлению, и дети теряют интерес
к этому упражнению. Поэтому лучше всего
применять разнообразные динамические
упражнения, особенно на свежем воздухе:
ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание
на коньках, санках, велосипеде, плавание
и др. Полезны также подвижные игры, которые
вызывают положительные эмоции и снижают
ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки
(пешие, на лыжах), во время которых упражнения
чередуются с отдыхом.
Дозировка упражнений и длительность
занятий от группы к группе увеличиваются.
И это также способствует развитию выносливости.
Список литературы
http://ds82.ru/doshkolnik/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.wikiznanie.ru
http://formedik.narod.ru
http://www.bibliotekar.ru
http://forum.conten.ru/