Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:22, реферат
Целью работы является её рассмотрение как одного из множества источников развития туризма в России. То есть Вышневолоцкую водную систему и её окрестности посещают множество туристов, на основе их поездок складываются различные статистические данные по поводу развития туризма в Тверской области и в России в целом. Так же хочется рассмотреть, как же создаются такие знаменательные и долгодействующие системы на воде и для чего вообще они создаются.
Введение……………………………………..…………………………..……….…3
Глава I. История Вышневолоцкой водной системы от момента создания до наших дней……………………………..……………………………….…...…...……4
Глава II. Каналы Вышневолоцкой водной системы. Особенности судоходства на Вышневолоцком водном пути...........................................................15
Глава III. Биография М.И. Сердюкова - генератора идей ………………….21
Заключение. ……………………………………..…………………………..…24
Литература…….…………………………………………………….………….25
Приложение 1. ………………………………………….……………..……...26
Приложение 2. ….……………………………………….………….…....…...28
Через канал перекинуты три мостика. Буйная зелень, склонившиеся к воде деревья, камыши, пустившие корни у гранитного берега, цветная мозаика ряски – то неповторимое очарование русской природы, которое всегда привлекает художников и туристов.
Особенности судоходства на Вышневолоцком водном пути.
Вышневолоцкий водный путь состоял из следующих частей:
А. Взводная часть длиною 524 версты, в состав которой входили:
1. Волга между Рыбинском и Тверью.
2. Тверца от устья до Тверецкого канала.
Б. Раздельный бьеф, питаемый водой из Заводского водохранилища, имел длину 4,43 версты и заключал в себе :
1. Тверецкий канал
2. реку Цну
3. Цнинский канал в обход заграждающей реку плотины.
В. Спускная часть длиною 795,5 версты; в состав которой входили:
1. река Цна;
2. озеро Мстино;
3. река Мста от истока до Сиверсова канала;
4. Параллельные обводные приильменские каналы: Сиверсов и Вишерский;
5. река Волхов;
6. Ладожский канал;
7. река Нева от устья Ладожского канала до Рожковской пристани.
Полная протяженность Вышневолоцкий водной системы от Рыбинска до Петербурга составляла 1309,4 версты, а по Сиверсову каналу 1323,9 версты.
Суда из Рыбинска поднимались по Волге и по Тверце исключительно бечевой тягой, причём на каждую барку полагалось от 9 до 12 лошадей с 2 и 3 (на Тверце 4-мя) коноводами; на судне имелись 1 или 2 коренных рабочих и лоцман, которые следовали за судном всю путину.
Лоцман – действовал
рулем, чтобы управлять ходом
барки и распоряжаться
В Вышнем Волочке судоходство из подъемного становились сплавным. Поэтому суда, введенные из Тверцы в вышневолоцкие каналы, для сплава по Мсте и Волхову переоснащались. Если при подъемном судоходстве на судно ставилось дерево (мачта) и навешивалась губа (руль), то при сплавном сачта и руль снимались и по концам барки устанавливались для управления 4 потеси (9-ти саженные еловые бревна, обтесанные в виде весел). Также устраивались четыре помоста и полати, на которые становились лоцман и судорабочие для действия потесями.
Для сквозного движения
по Вышневолоцкой системе
Барка имела:
длину не более 17 сажен
ширину - 4 сажени
высоту борта - 2 аршина
Полубарка имела:
длину не более 12 сажен
ширину - 4 сажени
высоту борта - 1-1,5 аршина
Грузоподъемность барки:
От 6 до 6,5 тыс. пудов при осадке – 12 вершков
От 7 до 7,5 тыс. пудов при осадке – 14 вершков
От 7,5 до 8 тыс. пудов при осадке – 15 вершков
Барки строились на одну путину и по прибытии в Санкт-Петербург продавались на дрова и отчасти на постройки. Полубарки служили два, три года, возвращаясь обратно через Мариинскую систему. Полубарки были гораздо в меньшем употреблении и к пятидесятым годам XIX столетия перестали использоваться.
И последнее. Вышневолоцкая водная система не допускала непрерывного следования судов во весь период навигации, а позволяла движение караванами в определённое время, при посредстве попусков воды из искусственных водохранилищ. Караваны распределялись в течение навигации на три главных отдела: весенний, летний и осенний.
Время, необходимое для прохода каравана от Твери до Петербурга:
По Волге от Рыбинска
до Твери
По Тверце от Твери до Вышнего Волочка от 25 до 30 дней.
По вышневолоцким каналам и озеру Мстино 3 дня.
По Мсте до Новгорода
По Волхову
По Ладожскому каналу
По Неве
Всего же
ГЛАВА III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русской Венецией называют Вышний Волочёк. Реки, каналы, озёра, водохранилище – главная примета города. Вышневолоцкие набережные протянулись на 32 километра, а через каналы и реки перекинуто около 30 мостов. Этот город достопримечателен своими великолепными памятниками и нельзя не отметить его огромнейшую и красивую Вышневолоцкую водную систему.
«Ум часто пробуждается воспитанием, но гений бывает врождённым», - писал о М.И. Сердюкове французский посланник при дворе Екатерины ІІ граф Л.Ф. Сегюр. Известный в начале 21 века экономист и географ К.И. Арсеньев заметил. Говоря о видном деятеле и гидротехнике петровского времени Г.Г. Скорнякове-Писареве, что тот «был бесконечно ниже не учёного, простого, но гениального Сердюкова». Гений!.. Так оценивали деятельность М.И. Сердюкова, создавшего первую в России Вышневолоцкую искусственную водную систему, которая «огромностью и сложностью своих средств и пользою превосходит все подобные пути на свете»
Созданная 305 лет назад гением великого преобразователя России Петра I и его сподвижника М.И. Сердюкова, Вышневолоцкая водная система живёт и поныне, действует и продолжает служить людям.
В этой работе было рассмотрена система как один из множества источников развития туризма в России. То есть Вышневолоцкую водную систему и её окрестности посещают множество туристов, на основе их поездок складываются различные статистические данные по поводу развития туризма в Тверской области и в России в целом. Так же было рассмотрено, как же создаются такие знаменательные и долгодействующие системы на воде и для чего вообще они создаются.
Данную проблему можно рассматривать с каждым годом всё больше и больше потому что система хоть сейчас и не так востребована как во времена Петра I, она живёт и поныне, действует и продолжает служить людям и с каждым десятилетием она преобразуется и меняется.
Литература.