Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 17:29, реферат
Предмет физиологии Физиология (от греч. physis -- природа, logos -- учение) -- наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Рассмотрение частных функций подчиняется при этом задаче целостного понимания причин, механизмов, закономерностей взаимодействия организма с окружающей средой, его поведения в различных условиях существования, происхождения и становления в процессе эволюции, а также индивидуальною развития.
Введение
1. Биологическое значение и основное функции сенсорных систем
2. Общий план строений сенсорных систем
3. Классификация и механизм возбуждения рецепторов
4. Зрительная сенсорная система. Фоторецепторы. Проводящие пути и корковое представительство
5. Острота зрения, поле зрение, цветовое зрение, механизм цветовосприятий
6. Значение зрительной сенсорной системы для спортивной деятельности
Список литературы
Поле зрения определяет границы поля зрения при проекции их на сферическую поверхность (при помощи периметра). Поле зрения -- пространство, воспринимаемое глазом при неподвижном взгляде. Зрительное поле является функцией периферических отделов сетчатки; его состоянием в значительной мере определяется возможность человека свободно ориентироваться в пространстве.
Цветовое зрение, цветовосприятие, способность глаза человека и многих видов животных с дневной активностью различать цвета, т. е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов.
В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высокочувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.
В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимум чувствительности которых приходится на красный, зелёный и синий участок спектра, то есть соответствует трем «основным» цветам. Они обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета (эффект метамерии).
Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, также вызывает ощущение белого цвета.
В основе цветового восприятия лежит свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.
Цвета разделяют на хроматические и ахроматические. Хроматические цвета обладают тремя основными качествами: цветовым тоном, который зависит от длины волны светового излучения; насыщенностью, зависящей от доли основного цветового тона и примесей других цветовых тонов; яркостью цвета, т.е. степенью близости его к белому цвету. Различное сочетание этих качеств дает большое разнообразие оттенков хроматического цвета. Ахроматические цвета (белый, серый, черный) различаются лишь яркостью. При смешении двух спектральных цветов с разной длиной волны образуется результирующий цвет. Каждый из спектральных цветов имеет дополнительный цвет, при смешении с которым образуется ахроматический цвет белый или серый. Многообразие цветовых тонов и оттенков может быть получено оптическим смешением всего трех основных цветов красного, зеленого и синего. Количество цветов и их оттенков, воспринимаемых глазом человека, необычайно велико и составляет несколько тысяч.
6. Значение зрительной
сенсорной системы для
Выполнение спортивных движений постоянно регулируется с помощью обратных связей, которые постоянно поступают от проприорецепторов и корректируются зрительною информацией взаимное расположение частей тела, а так же соперников на площадке, оценкой расстояния до объекта, которые приближаются или отдаляются. Например, точность броска в баскетболе зависит от чувствительности кинетической сенсорной системы, которая усовершенствуется на протяжении многочисленных повторений, а так же от способности определить расстояние, траекторию полета мяча с помощью зрительной сенсорной системы. Во время выполнения движений человек до 90% информации об изменениях в окружающей среде получает с помощью зрительной системы.
Пространственная оценка взаимного распределения предметов связан с бинокулярным зрением, который характеризуется положением зрительных осей, которые позволяют определить величину смещения изображения разно отдаленных предметов на сетках правого и левого глаза.
Оптимальное состояние баланса зрительной мускулатуры (ортофория) характерно только для спортсменов, двигательная деятельность которых связана с постоянной зрительной оценкой пространственных характеристик движения. С повышением спортивного мастерства ортофория улучшается. В видах спорта со значительными физическими напряжениями (тяжелая атлетика, бокс, борьба и т.д.) наблюдается нарушения ортофории. В игровых видах спорта (баскетбол, волейбол) нарушения ортофории сопровождается снижением точности бросков в корзину и точности ударов и приема мяча.
Предметы, которые двигаются, но не спроектированы на центральную ямку глазного яблока, воспринимаются периферическими элементами сетчатки. Периферическое зрение имеет большое значение в тех видах спорта, которые связаны с постоянным зрительным анализом (спортивные игры, слалом, единоборства). Зрительная оценка неподвижного предмета происходит путем установления головы и глаз в такое положение, при котором предмет проектируется в центральной ямке.
Эффективность выполнения многих физических упражнений зависит от возможностей зрительной сенсорной системы.
Сенсорные системы организма берут участие в регуляции движения. Зрительная вестибулярная сигнализация имеет наиболее важное значение для ориентации организма спортсмена в окружающей среде. Для выполнения точных движений главное значение имеет проприорецептивная афферентация от рецепторов мышц, сухожилий, связок.
Список литературы
1. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. - М.: Медицина, 2002.
2. Ровный А.С. Сенсорные механизмы управления точными движениями человека. - Харьков ХаГАФК, 2001
3. Физиология человека: Учебная
литература для студентов