Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:29, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине «Строение, функции и гигиена нервной системы»
1. Пояснительная записка…………………………………………………4-5
2. Лекция 1: Значение и строение нервной системы. Основные свойства нервных волокон………………………………………………...6-10
3. Лекция 2: Рефлекторная деятельность нервной системы. Функциональное значение отделов центральной
нервной системы…………………………………………………………..11-20
4. Лекция 3: «Структурно - функциональная организация коры головного мозга. Вегетативная нервная система……………………..21-26
5. Лекция 4: Основы учения о высшей нервной деятельности. Теория ВНД. Условия и механизмы образования условных рефлексов…...27-29
6. Лекция 5: Торможение, его роль. Виды торможения. Аналитико - синтетическая деятельность коры больших полушарий. Принцип доминанты…………………………………………………………………..30-33
7. Лекция 6: Типы высшей нервной деятельности человека. Особенности ВНД у детей. Нейрофизиологические и морфологические основы речи………………………………………….34-37
8. Лекция 7: Физиологические механизмы сна и бодрствования. Нарушение ВНД детей, их профилактика…………………………….38-42
12. Список литературы…………………………………………………….43
Государственное (бюджетное) образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Усманский профессиональный колледж
Методическая разработка:
Лекции по разделу: «Строение, функции и гигиена нервной системы».
Составитель: Куфаева И. В.
Название работы: Лекции по разделу: «Строение, функции и гигиена нервной системы».
Количество страниц: 43 страницы.
Содержание.
1. Пояснительная записка…………………………………………………4-5
2. Лекция 1: Значение и строение нервной
системы. Основные свойства нервных волокон………………………………………………...6-
3. Лекция 2: Рефлекторная деятельность нервной системы. Функциональное значение отделов центральной
нервной
системы………………………………………………………….
4. Лекция 3: «Структурно - функциональная организация коры головного мозга. Вегетативная нервная система……………………..21-26
5. Лекция 4: Основы учения о высшей нервной деятельности. Теория ВНД. Условия и механизмы образования условных рефлексов…...27-29
6. Лекция 5: Торможение, его роль. Виды
торможения. Аналитико - синтетическая
деятельность коры больших полушарий.
Принцип доминанты………………………………………………………
7. Лекция 6: Типы высшей нервной деятельности человека. Особенности ВНД у детей. Нейрофизиологические и морфологические основы речи………………………………………….34-37
8. Лекция 7: Физиологические механизмы сна и бодрствования. Нарушение ВНД детей, их профилактика…………………………….38-42
12. Список литературы…………………………………
Пояснительная записка.
Анатомия и физиология - это важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. В отличие от животных, для него свойственно развитое мышление, интеллект, наличие членораздельной речи. Знание анатомии и физиологии дает возможность разрабатывать гигиенические нормы, необходимые в быту и на производстве для сохранения здоровья человека. Для него характерны социальные условия жизни, общественные взаимоотношения. Труд и социальная среда оказали большое влияние на биологические особенности человека, существенно изменили их. Знание особенностей строения и функций человеческого организма полезно любому человеку, тем более что иногда, при непредвиденных обстоятельствах, может возникнуть потребность оказать первую медицинскую помощь.
Знания об
анатомии, физиологии и гигиене
объединены в один предмет,
который изучается студентами
третьего курса школьного
В изучаемый
предмет включены разделы: «
В данную
методическую разработку
Над лекцией студент работает на уроке под руководством преподавателя. При подготовке домашней работы, студенты должны ответить на предлагаемые вопросы теоретического и практического характера, которые имеются после каждой рассматриваемой темы. В качестве дополнительного материала предлагается список используемой литературы.
Для лучшего усвоения материала в лекции включены цветные рисунки.
Данная методическая разработка поможет студентам заочного отделения.
Лекции составлены на основе требований Государственного стандарта. Темы разработаны с учетом индивидуально- типологических особенностей студентов.
Лекция №1
Значение и строение нервной системы. Основные свойства нервных волокон.
Нервная система выполняет в организме ряд функций. Благодаря ее деятельности осуществляется связь с окружающей средой. На любое раздражение извне организм отвечает той или иной рефлекторной реакцией. Так, при ожоге руки она отдергивается, при действии пищи на слизистую оболочки полости рта отделятся слюна и желудочный сок, при приближении непосредственно к глазу постороннего предмета происходит мигание.
Нервная
система регулирует
К функциям нервной
системы относится также
Способность человека к абстрактному мышлению связана с деятельностью высшего отдела нервной системы - коры больших полушарий головного мозга.
2. Классификация нервной системы.
По расположению нервная система подразделяется
центральная нервная система периферическая нервная система
- спиной мозг;
- головной мозг
По функциям нервная система подразделяется на:
- соматическую нервную систему.
Подчинена воле человека, регулирует работу скелетных мышц и органов чувств.
- вегетативную нервную систему
Не подчинена
воле человека регулирует
3. Строение нервной ткани. Функции нейронов.
Нервная система образована нервной тканью. Нервная ткань образована нейронами и нейроглией. Клетки нейроглии выполняют опорную и защитную роль, принимают участие в питание нейронов. Нейрон является структурной единицей нервной системы. Форма нейронов разнообразная. Нейрон состоит из тела и отходящих от него отростков. Как и все клетки, нейроны имеют мембрану, покрывающую вязкую полужидкую цитоплазму с различными органоидами и ядро. В крупных ядрах нейронов ясно различимы одно два или несколько ядрышек. Следует особенно отметить наличие в нейронах тонких нитей - нейрофибрилл. От тела нервной клетки отходят отростки - дендриты и аксон. По дендритам нервные импульсы проводятся к телу нейрона, а по аксону - от него. Очень часто аксон, отойдя от тела нейрона, начинает ветвиться, посылая веточки к одной или нескольким нервным клеткам. Благодаря этому каждая клетка коры больших полушарий оказывается связанной с многими другими. Аксоны, достигающие во многих случаях значительной длины, входят в виде пучков в нервы. Аксоны и дендриты, входящие в состав нервов, называются нервными волокнами. В нерве могут содержаться тысячи нервных волокон. Отростки большинства нейронов одеты в жироподобные оболочки - миелин. На таких оболочках можно обнаружить перехваты Ранвье. Нервные волокна, покрытые миелиновыми оболочками, называются мякотными (миелинизированными), а лишенные оболочек - безмякотными (немиелинизированными). Нейроны, проводящие возбуждение от периферии к спинному или головному мозгу, называют афферентными или центростремительными. Возбуждение от центральной нервной системы к органам, находящимся на периферии, передается по нейронам, называемым эфферентными или центробежными. В некоторых случаях передача возбуждения происходит непосредственно с афферентных нейронов на эфферентные. Таков коленный рефлекс. Но гораздо чаще передача возбуждения с афферентных нейронов на эфферентные осуществляется через вставочные нейроны. Афферентные нейроны обычно имеют два отростка: длинный дендрит, входящий в состав нерва, и короткий аксон, по которому импульс поступает в центральную нервную систему. Эфферентные нейроны имеют несколько коротких дендритов и один длинный аксон, входящий в состав нерва. Концевые разветвления дендритов чувствительных нейронов называют рецепторами. Они воспринимают раздражения и преобразуют их в нервный импульс. Рецепторы подразделяют на:
- экстерорецепторы, которые воспринимают раздражения из внешней среды, располагаются в органах чувств.
- интерорецепторы, располагаются во внутренних органах.
- проприорецепторы, располагаются в мышцах, сухожилиях, суставах. Их функция заключается в сигнализации о положении тела в пространстве.
4. Синапсы.
Места контактов между двумя нейронами или нейроном и рабочим органом называют синапсами. В синапсах осуществляется передача возбуждения от клеток к клеткам химическим путем посредством веществ, называемых медиаторами. Количество синапсов у одного нервного волокна в ткани может достигать 10000. В синапсах периферических нейронов и центральной нервной системы электронно- микроскопически обнаружены три основных элемента: пресинаптическая мембрана, синаптическая щель и постсинаптическая мембрана. (Рис. 1 ). Пресинаптическая мембрана - тончайшее образование аксона, в котором вырабатывается и содержится в виде пузырьков возбуждающий или тормозящий медиатор. Постсинаптическая мембрана - специализированное окончание дендрита или мышечного волокна, с которым контактирует окончание аксона. Оно высоко чувствительно к медиатору. Синаптическая щель - пространство между пре- и постсинаптической мембраной. Она заполнена межтканевой жидкостью, напоминающей по химическому составу плазму крови. В нераздражаемом волокне медиатор находится в пузырьках. При раздражении, вследствие деполяризации пресинаптической мембраны, пузырьки лопаются, медиатор освобождается и проникает в синаптическую щель. Приблизившись к постсинаптической мембране, он взаимодействует с ней. При этом повышается проницаемость постсинаптической мембраны для ионов Na+ и К+, что увеличивает возбудительный постсинаптический потенциал. И как только он достигает критической величины, в участках постсинаптической мембраны возникают потенциалы действия, которые распространяются по мышечному или нервному волокну. Следовательно, механизм передачи возбуждения через синапсы зависит от взаимодействия медиатора с постсинаптической мембраной и от его количества. Скорость проведения импульсов через синапс ниже скорость проведения их по нерву. Это связано с работой медиатора.
5. Свойства нервных волокон.
- Закон физиологической
непрерывности. Обязательным
- Закон изолированного проведения возбуждения по нерву.
Периферические нервы состоят из большого числа волокон - чувствительных, двигательных и вегетативных, объединенных в каждом из них, но изолированных друг от друга миелиновой оболочкой. Благодаря этой оболочке нервные импульсы достигают своих «адресатов», не переходя на соседние волокна. Такая организация нервной системы позволяет человеку совершать массу точных и разнообразных движений, например, при игре на музыкальных инструментах, рисовании достигается высокая степень дифференциации частичного сокращения мышцы и целой группы мышц.
- Закон двустороннего проведения импульсов.
каждое нервное волокно
может проводить и
Вопросы и задания.
Лекция №2.
Рефлекторная деятельность нервной системы. Функциональное значение отделов центральной нервной системы.
1. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы, целого организма.
Приспособление процессов жизнедеятельности организма, его органов, тканей и систем к меняющимся условиям среды называется регуляцией. Нервная система, организм осуществляют свою деятельность по принципу рефлекса.
Регуляция по принципу рефлекса глубоко изучена и оформлена в учение нервизм И. М. Сеченовым, И. П. Павловым. Согласно их концепции, нервная система осуществляет свою деятельность по принципу рефлекса. И. П. Павлов создал теорию рефлекторной деятельности, в которой выделил три принципа:
Информация о работе Курс лекций по «Строение, функции и гигиена нервной системы»