Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение информации по теме: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1.Подобрать информационные источники по данной теме.
2.Проанализировать информацию, структурировать её в соответствии с содержанием.
3.Оформить контрольную работу в соответствии с требованиями.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический раздел 4
1.1 Сущность осознанного отношения к формированию осанки 4
1.2 Возрастные особенности формирования осанки 5
Глава II. Нарушение осанки 6
2.1 Причины нарушения осанки 6
2.2 Виды нарушений осанки 8
2.3 Профилактика нарушений осанки 10
Заключение 13
Список информационных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика нарушений осанки.docx

— 265.26 Кб (Скачать файл)

Нарушения в переднезадней плоскости связаны с отклонением от нормы физиологической кривизны позвоночника - увеличением или уменьшением.

     При увеличенных изгибах позвоночника могут наблюдаться:

- сутулость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

- круглая спина (сильно выраженная сутулость). Характерными признаками служит дугообразная спина, наклоненная вперед голова, свисающие вперед плечи, лопатки отстоят от позвоночника, живот выпячен. Человек с такой осанкой стоит обычно с чуть согнутыми в коленях ногами, иногда согнутыми в локтях руками (прил. рис.2б);

- кругло-вогнутая спина - все изгибы позвоночника в переднезаднем направлении увеличены, также увеличен наклон таза. В верхней половине туловища изменения аналогичны наблюдаемые при круглой спине (уплощенная грудная клетка, свисающие и наклоненные вперед плечи и т. д.), в нижней же половине тела происходят противоположные изменения (прил. рис.2г).

     Изгибы позвоночника тесно связаны между собой, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Вместе с позвоночником деформируются грудная клетка и ребра, что вызывает изменения мышц самого позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища. Дыхание становится поверхностным, затрудняется работа сердца. Из-за недостаточного поступления кислорода могут быть головные боли, малокровие, сниженный аппетит, нарушение сердечной деятельности, ухудшение зрения. Ухудшение сердечной деятельности может привести к застою крови в области черепа, брюшной полости и таза. Слабость мышц может содействовать нарушениям пищеварения и местного кровообращения, опущению внутренней брюшной полости.

     Поэтому при малейшем подозрении на нарушение правильной осанки ребенка нужно показать врачу-ортопеду, чтобы, вовремя установить характер и степень нарушения и назначить курс лечебной физкультуры. Чем раньше обнаружено нарушение осанки, тем легче его исправить.

     Таким образом, дефекты осанки способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках - остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей. Болезни позвоночника - одна из основных причин ухудшения качества жизни.

2.3 Профилактика  нарушений осанки у детей дошкольного  возраста

 

     На рост и формирование осанки у детей дошкольного возраста оказывают влияние условия окружающей среды, поэтому необходимо контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

      Большое  значение имеют: своевременное правильное питание, свежий воздух, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещённость, привычка правильно переносить тяжёлые предметы, привычка правильно сидеть за столом, расслаблять мышцы тела, следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом. Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание. Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.

С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

     Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты. Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к осанке.

     Одним из современных методов профилактики и коррекции нарушений осанки является фитбол-аэробика и фитбол-гимнастика для детей и подростков. Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации помогает расширить возможности воздействия на организм ребенка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах, позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.

     Массаж в детском возрасте является эффективным методом профилактики нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно.

      Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. Для  старших детей акцент делается на мышцы спины, груди и брюшного пресса. Дети дошкольного возраста включают приемы самомассажа со вспомогательными средствами - роликовые массажеры, массажные дорожки, массажные мячи, которые используются в сочетании с физическими упражнениями.

     Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность ребёнка – основа профилактики нарушений осанки, сколиоза и других дефектов опорно-двигательного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Анализ литературы  показал, осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека в вертикальном положении (стоя). Формируется осанка в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека.

     Правильная  осанка характеризуется симметричным  развитием правой и левой частей  тела. Неправильная осанка - различные  асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища  и позвоночника.

     Неправильная  осанка - это не только заболевание  опорно-двигательного аппарата, но  и начальный этап сбоя в  работе различных жизненно важных  органов. Нарушения осанки, особенно  в период роста, могут вызвать  стойкие деформации костного  скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные  боли, повышение утомляемости и  нарушение деятельности всех  органов и систем организма.

     Формированию  правильной осанки способствуют  правильно организованный двигательный  режим, активная и разнообразная  физическая деятельность детей  в детском саду и дома.

     Таким образом, между осанкой и здоровьем  существует прямая связь, правильная  осанка - это не только залог  красоты, но и крепкого здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список информационных источников

 

1. Алямовская  В.Г. Программа «Здоровый ребёнок». Как воспитать здорового ребенка / Журнал «Дошкольное воспитание»  № 11-12, 1993.

2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.; Мозаика - синтез, 2006.

3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М.: Т. Ц. сфера, 2004.

4.Кабанов А.Н, Чебовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1975.

5. Нарушение осанки. Типичные ситуации. Сборник под редакцией Мирской Н. М.: Чистые пруды, 2005.

6. Федянина Н.В. Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений/ Журнал «Управление ДОУ» №1-2006 г.

7. Фросин П.В.; Фросина В.Н. Русская Азбука - Зарядка. Книга 1«Тело человека». Оздоровительно - познавательное пособие, Санкт - Петербург, 2001 г.

8. Харитонова Н. Лечебная физкультура / Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Рис.1. Отделы позвоночника и его физиологические изгибы

 

 

 

 

Рис. 2. Виды нарушения осанки

 

 

 

 

 


Информация о работе Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста