Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:21, реферат
Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Например, в Таможенном Кодексе Таможенного Союза (далее – ТК ТС) риск, определен как степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза.
Управление риском представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по сокращению рисков в разных сферах деятельности - экономической, научно-технической, военной, и конечно же в таможенной деятельности.
Введение 3
Основные понятия СУР. 4
Система управления рисками: цели, задачи, принципы 7
СУР в Таможенном деле Российской Федерации и Таможенном Союзе 12
Реализация применения СУР в таможенных органах 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
исследовательский университет информационных технологий, механики
и оптики»
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ПРАВА
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Институты административного и таможенного права регулирующие деятельность таможенных органов»
на тему: «Система управления рисками».
Выполнил студент гр. № 2440:
Толкачев Павел
Научный руководитель: Андреев К.А.
Должность: доцент кафедры правовых
дисциплин ИМБиП
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Например, в Таможенном Кодексе Таможенного Союза (далее – ТК ТС) риск, определен как степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза.
Управление риском представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по сокращению рисков в разных сферах деятельности - экономической, научно-технической, военной, и конечно же в таможенной деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что, во-первых, в современных условиях регулирования международного обмена товарами и услугами управление может быть с успехом применено в управленческой деятельность в таможенных органах, а во-вторых, что одним из путей совершенствования управления в таможенной системе является анализ рисков.
Целью работы является рассмотрение основных правовых норм, связанных с системой управления рисками, и изучение мероприятий по упрощению таможенных процедур.
При осуществлении таможенного контроля, таможенный орган зачастую руководствуется принципом выборочности, ограничиваясь только совершением тех форм контроля, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства. При этом широко используется система управления рисками, целью которой является минимизация совершения неправомерных действий участниками ВЭД, которые могут нанести существенный ущерб торговым интересам государства.
В настоящее
время в отечественной и
В 1999 г. в рамках Киотской конвенции были впервые на мировом уровне предусмотрены упрощения таможенного контроля с использованием принципа оценки риска, разработанные под эгидой WCO (Всемирной Таможенной Организации). Ранее в европейских государствах осуществлялся только выборочный контроль, то есть досконально досматривались 10-15% от всего товаропотока.
Таким образом, возникла система таможенного контроля, при которой сотрудники таможенных органов должны заранее знать о том, какие грузы, на каких направлениях и в каких объемах должны быть проверены. Немаловажным моментом является применение автоматизации и информационных технологий в этом вопросе.
Среди наиболее очевидных примеров проявления рисков можно назвать контрабанду. В рамках действующей СУР, таможенными органами широко используется перечень товаров, попадающий в группы "риска" и "прикрытия", под видом которых зачастую ввозится контрабанда. Таможенный контроль таких товаров осуществляется в обязательном порядке.
Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленной на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени.
В таможенных органах в части изучения проблемы управления и анализа рисков используются следующие основные понятия:
Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;
Выявленный риск - факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;
Индикаторы риска - определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
Потенциальный риск - риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;
Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;
Область риска
- отдельные сгруппированные
Оценка риска
- систематическое определение
Товары прикрытия
- товары, которые с достаточной
степенью вероятности могут
Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;
Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;
Уровень риска
- определяется в зависимости от
вероятности возникновения
Порядок сбора
и обработки информации, проведения
анализа и оценки рисков, разработки
и реализации мер по управлению рисками
устанавливается
Основными элементами системы управления рисками являются:
К объектам анализа риска, согласно ст. 129 ТК ТС, относятся:
Гибкая система
управления рисками является основой
современных методов таможенног
Цели применения системы управления рисками.
Согласно статье 128 ТКТС таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств-членов таможенного союза.
Целями применения системы управления рисками являются:
Таможенные
органы осуществляют взаимный обмен
информацией о применяемых
Комиссия таможенного союза может определить область рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации.
Задачи СУР.
Основными задачами системы управления рисками являются: