Система управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:21, реферат

Краткое описание

Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Например, в Таможенном Кодексе Таможенного Союза (далее – ТК ТС) риск, определен как степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза.
Управление риском представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по сокращению рисков в разных сферах деятельности - экономической, научно-технической, военной, и конечно же в таможенной деятельности.

Содержание

Введение 3
Основные понятия СУР. 4
Система управления рисками: цели, задачи, принципы 7
СУР в Таможенном деле Российской Федерации и Таможенном Союзе 12
Реализация применения СУР в таможенных органах 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

реф сур.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное бюджетное


образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Санкт-Петербургский национальный

исследовательский университет информационных технологий, механики

и оптики»

 

 

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Институты административного и таможенного права регулирующие деятельность таможенных органов»

 

на  тему: «Система управления рисками».

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент  гр. № 2440:

Толкачев Павел

 

 

Научный руководитель: Андреев К.А.

Должность: доцент кафедры правовых

дисциплин ИМБиП

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные  цели и методы исследования риска. Например, в Таможенном Кодексе Таможенного Союза (далее – ТК ТС) риск, определен как степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза.

Управление  риском представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по сокращению рисков в разных сферах деятельности - экономической, научно-технической, военной, и конечно же в таможенной деятельности.

Актуальность данной темы заключается в том, что, во-первых, в современных условиях регулирования международного обмена товарами и услугами управление может быть с успехом применено в управленческой деятельность в таможенных органах, а во-вторых, что одним из путей совершенствования управления в таможенной системе является анализ рисков.

Целью работы является рассмотрение основных правовых норм, связанных с системой управления рисками, и изучение мероприятий  по упрощению таможенных процедур.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия  СУР.

 

При осуществлении  таможенного контроля, таможенный орган зачастую руководствуется принципом выборочности, ограничиваясь только совершением тех форм контроля, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства. При этом широко используется система управления рисками, целью которой является минимизация совершения неправомерных действий участниками ВЭД, которые могут нанести существенный ущерб торговым интересам государства.

В настоящее  время в отечественной и зарубежной литературе существует множество определений  понятия «риск». Риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза.1

В 1999 г. в рамках Киотской конвенции были впервые  на мировом уровне предусмотрены  упрощения таможенного контроля с использованием принципа оценки риска, разработанные под эгидой WCO (Всемирной Таможенной Организации). Ранее в европейских государствах осуществлялся только выборочный контроль, то есть досконально досматривались 10-15% от всего товаропотока.

Таким образом, возникла система таможенного контроля, при которой сотрудники таможенных органов должны заранее знать о том, какие грузы, на каких направлениях и в каких объемах должны быть проверены. Немаловажным моментом является применение автоматизации и информационных технологий в этом вопросе.

Среди наиболее очевидных примеров проявления рисков можно назвать контрабанду. В рамках действующей СУР, таможенными органами широко используется перечень товаров, попадающий в группы "риска" и "прикрытия", под видом которых зачастую ввозится контрабанда. Таможенный контроль таких товаров осуществляется в обязательном порядке.

 

Практика анализа  рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс  сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленной на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени.

В таможенных органах  в части изучения проблемы управления и анализа рисков используются следующие  основные понятия:

Анализ риска - систематическое использование  имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;

Выявленный  риск - факт, свидетельствующий о  том, что нарушение таможенного  законодательства таможенного союза  и (или) законодательства государств - членов таможенного союза уже  произошло и таможенные органы имеют  информацию о данном факте;

Индикаторы риска - определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

Потенциальный риск - риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения  существуют;

Профиль риска - совокупность сведений об области  риска, индикаторах риска, а также  указания о применении необходимых  мер по предотвращению или минимизации  рисков;

Область риска - отдельные сгруппированные объекты  анализа риска, в отношении которых  требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;

Оценка риска - систематическое определение возможности  возникновения риска и последствий  нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения;

Товары прикрытия - товары, которые с достаточной  степенью вероятности могут декларироваться  вместо товаров риска;

Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых  выявлены риски или есть потенциальные риски;

Управление  риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации  рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением  таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;

Уровень риска - определяется в зависимости от вероятности возникновения риска  и возможных последствий риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система управления рисками: цели, задачи, принципы

 

Порядок сбора  и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками  устанавливается законодательством  государств-членов Таможенного союза. Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция).

Основными элементами системы управления рисками являются:

  • Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС.
  • Сбор и обработка всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС.
  • Выявление и анализ рисков.
  • Определение совокупности условий и факторов, влияющих на риски; объектов анализа; критериев и параметров риска и пр.
  • Разработка и реализация мер по управлению рисками.
  • Прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер, а также вероятности наступления этих последствий.
  • Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.
  • Контроль за применением предпринятых форм таможенного контроля, анализ их эффективности, и корректировки в случае необходимости.

К объектам анализа риска, согласно ст. 129 ТК ТС, относятся:

  1. товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  2. транспортные средства международной перевозки;
  3. сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
  4. сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
  5. деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
  6. результаты применения форм таможенного контроля.

Гибкая система  управления рисками является основой  современных методов таможенного контроля, который позволяет эффективно контролировать процессы таможенного оформления на тех участках, где существует наибольший риск их проявления.

 

Цели применения системы управления рисками.

Согласно статье 128 ТКТС таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Стратегия и  тактика применения системы управления рисками определяется законодательством  государств-членов таможенного союза.

Целями применения системы управления рисками являются:

  1. обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;
  2. сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
  3. ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.
  4. выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза:
  • имеющих устойчивый характер;
  • связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;
  • затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

Таможенные  органы осуществляют взаимный обмен  информацией о применяемых мерах  по минимизации рисков, а также  иной информацией, способствующей повышению  эффективности проведения таможенного  контроля, в порядке, установленном международным договором государств-членов таможенного союза.

Комиссия таможенного  союза может определить область  рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают  и применяют меры по их минимизации.

Задачи СУР.

Основными задачами системы управления рисками являются:

  1. создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;
  2. разработка методик (программ) по выявлению рисков;
  3. определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
  4. выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
  5. оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;
  6. определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;
  7. разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
  8. разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
  9. контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
  10. оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
  11. накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

Информация о работе Система управления рисками