Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 13:18, доклад
Понятие, назначение уголовного судопроизводства.
Уголовное судопроизводство – урегулированная нормами уголовно-процессуального права деятельность органов дознания, следователей, прокуроров и судов по уголовным делам о преступлениях, то есть деятельность по возбуждению уголовного дела, его расследованию, судебному разбирательству, вынесению приговора (иного решения по делу), пересмотру
Понятие, назначение уголовного судопроизводства.
Уголовное судопроизводство – урегулированная нормами уголовно-процессуального права деятельность органов дознания, следователей, прокуроров и судов по уголовным делам о преступлениях, то есть деятельность по возбуждению уголовного дела, его расследованию, судебному разбирательству, вынесению приговора (иного решения по делу), пересмотру решения в вышестоящих судах, исполнению вступившего в законную силу судебного решения.
В узком смысле – только стадия судебного разбирательства.
Назначение:
1. Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.
2. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.
3. Уголовное преследование и назначение справедливого наказания. Отказ от уголовного преследования невиновных лиц, освобождение их от наказания. Реабилитация лиц, незаконно подвергшихся уголовному преследованию.
Источники уголовно-процессуального права.
Исходя из ст.1 УПК РФ, основным источником уголовно-процессуального права в России является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, основанный, в свою очередь, на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ.
Нормы уголовно-процессуального права содержатся также в иных федеральных конституционных и федеральных законах ("О судебной системе РФ", "О прокуратуре РФ", "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", "Об оперативно-розыскной деятельности" и пр.).
Определенную роль играют, но не являются источниками уголовно-процессуального права некоторые постановления и итоговые определения Конституционного Суда, содержащие разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ, приказы и инструкции Генеральной прокуратуры РФ.
Уголовно-процессуальное право, виды норм, особенности санкций.
Норма уголовно-процессуального права (А.Александров) – это правило поведения участников уголовного судопроизводства, которое регулирует их поведение путем указания на условия возникновения соответствующего правового отношения (гипотеза), определения его субъектов, установления их прав и обязанностей (диспозиция), а также санкции за ненадлежащее поведение (санкция).
Виды норм уголовно-процессуального права:
1. Управомочивающие (право потерпевшего знакомиться с материалами уголовного дела).
2. Обязывающие (обязанность прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению виновных в его совершении).
3. Запрещающие (запрет на применение насилия, угроз и иных незаконных мер при производстве следственных действий).
Санкция может находится в другом положении уголовно-процессуального закона (санкция за неисполнение нормы второго предложения ч.2 ст.303 УПК РФ находится в п.10 ч.2 ст.381 УПК РФ).
Санкция уголовно-процессуальной номы носит преимущественно не карательный (в отличие от норм материального уголовного закона), а правообеспечительный и правовосстановительный характер, их задача – обеспечить нормальный ход и развитие уголовного процесса.
Обычно санкции за неисполнение уголовно-процессуальной нормы также носят уголовно-процессуальный характер (например признание недопустимым доказательства, добытого с нарушением уголовно-процессуального закона), также встречаются санкции, носящие уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой характер.
Роль постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений Верховного Суда РФ, приказов, инструкций Генеральной прокуратуры РФ. Постановления Конституционного Суда
Все более заметную роль в формировании уголовно-процессуального права приобретают постановления Конституционного Суда России, к компетенции которого относится разрешение дел о соответствии федеральных законов Конституции РФ, в том числе и норм УПК.Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд вправе признать какой-то закон (в том числе регламентирующий уголовное судопроизводство) полностью или частично противоречащим Конституции РФ. Это означает, что закон в целом или его часть не подлежат применению. Решения (постановления) Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории страны для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Так, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Они, как правило, основываются на результатах изучения массы уголовных дел, рассмотренных судами в различных регионах страны, а также на анализе статистических показателей судебной работы. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ источником норм права не являются. В них формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по конкретным вопросам применения действующего закона при производстве по уголовным делам. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательны для всех судов, органов и должностных лиц, применяющих закон.
Аналогичное юридическое значение имеют также адресованные органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры ведомственные акты: приказы и указания Генерального прокурора РФ, министра внутренних дел и руководителей других министерств и ведомств страны, правомочных возбуждать и расследовать уголовные дела. Главная их особенность состоит в том, что они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководителями министерств (ведомств) в пределах предоставленных им полномочий. Эти полномочия закреплены в актах, которые определяют основы организации и деятельности конкретного ми
Судебные издержки. Порядок исключения возмещения, взыскания.
Процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, в том числе суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым на покрытие их расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием, суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд, вознаграждение, выплачиваемое эксперту, переводчику, специалисту, суммы, выплачиваемые адвокату по назначению, суммы, ихрасходованные на хранение и пересылку вещественных доказательств, производство судебной экспертизы в судебных учреждениях.Процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета.Процессуальные издержки, связанные с участием в уголовном деле переводчика, всегда возмещаются за счет средств федерального бюджета.Если подозреваемый, обвиняемый заявил об отказе от защитника, но отказ не был удовлетворен и защитник участвовал в уголовном деле по назначению, то расходы на оплату труда адвоката возмещаются за счет средств федерального бюджета.В случае реабилитации лица все процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета.Процессуальные издержки взыскиваются с осужденного, кроме случаев его имущественной несостоятельности, либо если это существенно отразится на материальном положении лиц, находящихся на иждивении осужденного. По уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних можно возложить на их законных представителей.При оправдании подсудимого по уголовному делу частного обвинения суд вправе взыскать процессуальные издержки с лица, по жалобе которого было начато производство по данному уголовному делу.При прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон процессуальные издержки взыскиваются с одной или обеих сторон.
Уголовно-процессуальные функции. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства.
Хоть этот вопрос и был спорным, сейчас федеральный законодатель в УПК РФ склонился к тому, что есть 4 уголовно-процессуальные функции, которые выполняются соответствующими участниками уголовного судопроизводства:Разрешение уголовных дел по существу – суд.
1. Обвинение, уголовное преследование – прокурор, следователь, дознаватель, начальник следственного отдела, орган дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.
2. Защита – обвиняемый, подозреваемый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель.
3. Вспомогательные и технические функции – свидетель, переводчик, эксперт, понятые, специалист, секретарь судебного заседания.
Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. Отводы.
Судья не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу, участвовал в нем в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, дознавателя, следователя, прокурора, является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу, ранее рассматривал данное уголовное дело (например, при кассационном рассмотрении был судьей по данному делу, когда оно рассматривалось по первой инстанции), имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела.При наличии оснований для отвода судья обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу (самоотвод), отвод ему могут заявить подозреваемый, обвиняемый, его законный представитель, защитник, государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители. Отвод судье заявляется до начала судебного следствия, а в случае рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей – до формирования коллегии присяжных заседателей. В ходе дальнейшего судебного заседания заявление об отводе допускается лишь в случае, когда обоснование для него ранее не было известно соответствующей стороне. Отвод судье разрешается судом в совещательной комнате с вынесением определения или постановления. Если отвод заявлен одному судье из коллегии, такой судья не участвует в совещании, но вправе до удаления остальных судей в совещательную комнату публично изложить свое объяснение по поводу заявленного ему отвода. Отвод, заявленный нескольким судьям коллегии или всему составу суда, разрешается тем же судом в полном составе большинством голосов. Отвод, заявленный единоличному судье, разрешается этим же судьей.Прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем по данному уголовному делу, участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика в производстве по данному уголовному делу, является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу, имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что прокурор, следователь, дознаватель лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела.Решение об отводе прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу принимает вышестоящий прокурор, а в ходе судебного производства – суд, рассматривающий уголовное дело. Решение об отводе следователя, дознавателя принимает прокурор.Аналогичные основания (личная заинтересованность, родственные отношения, участие в деле до этого) и субъекты отвода применяются по общему правилу и для отвода иных участников уголовного процесса. Решение об отводе секретаря судебного заседания принимает суд (председательствующий при рассмотрении с коллегией присяжных заседателей). Переводчика еще можно отвести за некомпетентность, это могут дополнительно сделать свидетель, эксперт, специалист. Эксперта и специалиста, помимо некомпетентности и общих оснований, можно отвести, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей. Решение об их отводе принимает суд (председательствующий при рассмотрении с коллегией присяжных заседателей).Защитник, представитель потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика не вправе участвовать в производстве по уголовному делу, если он ранее участвовал в производстве по данному уголовному делу в качестве судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика или понятого, является близким родственником или родственником судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, принимавшего или принимающего участие в производстве по данному уголовному делу, или лица, интересы которого противоречат интересам участника уголовного судопроизводства, заключившего с ним соглашение об оказании защиты, оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им подозреваемого, обвиняемого или представляемого им потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика. Решение об их отводе принимает суд (председательствующий при рассмотрении с коллегией присяжных заседателей).
Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени, по кругу лиц.
Независимо от места совершения преступления производство по уголовному делу на территории РФ, включая воздушные, морские или речные суда, приписанные к РФ, ведется в соответствии с УПК РФ, если международным договором РФ не установлено иное.При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено в УПК РФ. Уголовно-процессуальный закон не имеет обратной силы.Действие уголовно-процессуального закона при производстве по уголовному делу в РФ распространяется на всех лиц, включая иностранных граждан (кроме обладающих дипломатических иммунитетом) и лиц без гражданства. При этом надо учитывать особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в силу их субъективных признаков (в частности, несовершеннолетние) или служебного иммунитета (в частности, депутаты).
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.
Результаты оперативно-розыскной деятельности – сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п.361 ст.5 УПК РФ).
Совместным приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Службы внешней разведки РФ от 13 мая 1998 года №175/226/336/201/286/410/56 утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
Представление результатов осуществления оперативно-розыскной деятельности осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов. Предоставленные в таком порядке материалы оперативно-розыскной деятельности после определения их относимости и значимости для уголовного дела могут быть приобщены к нему.
Конституционный Суд РФ в п.4 мотивировочной части своего определения от 4 февраля 1999 года №18-О по жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" указал: "Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона", то есть тех или иных процессуальных (прежде всего, следственных) действий (например, допрос лица, осуществлявшего оперативно-розыскные мероприятия, в качестве свидетеля).