Физиология и гигиена сна детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

Гомер говорил о нем – «брат смерти», Аристотель – «слуга жизни», Уильям Шекспир – «бальзам для души», И.П. Павлов «выручатель» нервной системы, Зигмунд Фрейд – «царская дорога в бессознательное». Все эти красивые метафоры, произнесенные великими людьми, подразумевают одно и тоже. Это сон.

Содержание

Введение 1стр.
Понятие нарушения сна и их профилактика 2стр.
Рекомендации по организации сна детей дошкольного возраста дома и условиях ДОУ 5стр.
Заключение 10стр.
Литература 12стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по анатомии.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Воспитатели и родители должны бережно относиться ко сну ребенка и обеспечить ему возможность спокойного и достаточного длительного сна. Дошкольники до 5 лет нуждаются кроме ночного сна (10-11ч) – в двухчасовом дневном сне, старшие (до 7 лет) – в часовом – полуторачасовом дневном сне или спокойном лежании.

     Во время дневного  сна воспитатель, наблюдая за  детьми, поднимает их по мере  пробуждения и обеспечивает таким  образом полный отдых каждого  ребенка.

     Из выше сказанного  мы понимаем, что жизненная важность этих химических процессов, которые происходят во время сна, диктует необходимость создания благоприятных гигиенических условий для этих процессов.

     На первом месте  следует поставить чистоту воздуха, которым ребенок дышит во время  сна. Под спальни следует отводить светлые, просторные, хорошо вентилируемые комнаты; в обстановке не должно быть ничего возбуждающего – никаких картин и ярких украшений.

     Каждый ребенок должен  иметь отдельную кровать; ни в  семье, ни в тем более в общественном  воспитании недопустимо совместное спанье ребенка не только со взрослыми, но и с детьми. Кровать должна быть достаточно просторной. Необходимо иметь, в виду, что в первые годы

7

жизни кровать является не только местом сна, но и ареной активной деятельности. Отсутствие стеснения, простор и свобода на этой арене имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Кровать лучше ставить подальше от батареи и других нагревательных приборов. Не нужно обильно кормить детей перед сном. Ужин нужно давать за час – полтора до сна. Постельные принадлежности должны периодически проветриваться. Помимо часов, отводимых для сна, обычно чрезвычайно подвижный и активный ребенок нуждается в периодах относительного покоя. Такие периоды прежде всего должны иметь место каждый раз перед сном.

     После сильного возбуждения (например, после прогулок, подвижных  и увлекательных игр, яркой беседы) дети, в особенности впечатлительные, плохо засыпают. Живучесть впечатлений у ребенка большая и более наглядно зрительная, чем у взрослых. Вследствие этого необходимо позаботиться о том, чтобы сну предшествовал промежуток времени (29-30минут) для спокойных, невозбуждающих занятий. Никакого нового материала, ни каких новых тем не следует вводить в это время.

     Преобладание у детей  возбуждения над торможением требует от воспитателя большого внимания, чтобы вовремя переключать детей с одного вида деятельности на другой и этим предотвратить чрезмерное утомление тех или иных участков головного мозга. Деятельность детей надо распределять таким образом, чтобы игры, занятия, труд, требующие значительного напряжения и активности, приходились на часы наибольшего нарастания энергии; занятия же с меньшей затратой усилий и внимания целесообразно проводить в часы, когда у ребенка понижена энергия.

     Недостаточный дневной сон и избыточная деятельность детей к концу дня вызывает у них утомление, сопровождающееся изменениями некоторых физиологических функций (дыхания, сердечно – сосудистой

8

системы, газообмена и электрической активности головного мозга). Утомление во время бодрствования ухудшает сон детей – как дневной, так и ночной. Не надо разрешать ребенку по утрам, после того как он проснется, долго лежать в постели, это расслабляет его, нарушает общий режим дня.

Следующие рекомендации помогут организовать режим сна у детей дома:

  1. Ребенок должен ложиться и вставать в определенное время. Если перед сном он становится очень беспокойным – можно перенести время его укладывания, чтобы приблизится к биологическому времени засыпания ребенка. Следует убедиться, что ребенок действительно хочет спать, т.к. родители укладывая малыша, руководствуются не его потребностями, а своими собственными убеждениями. Например, некоторые дети могут быть «совами» и иметь более поздние биологические часы засыпания, поэтому и засыпают с трудом, если их рано укладывать.
  2. Обеспечьте комфортные условия для засыпания. Убедитесь, что условия, в которых спит ребенок, комфортные. Лучше всего засыпать в прохладной и темной комнате, в спокойной обстановке. Не рекомендуется устанавливать в комнате ребенка телевизор. Вечерние игры должны быть спокойными и приятыми для малыша. Следует ограничивать время для принятия ванны и чтения книг для ребенка. Свет в комнате ребенка должен быть не ярким. Его следует всегда выключать, когда ребенок остается один.
  3. Если ребенок не может уснуть и встает, не следует подходить к нему каждый раз. Если ребенок не может уснуть и встает, не следует подходить к нему каждый раз. Нужно определить количество сказок или книг, которые ему читают на ночь. Рекомендуется подходить к ребенку определенное количество раз, после того как уложите его в постель.

9

  1. Следует обратиться к доктору в случае, если у ребенка:

- имеются проблемы с дыханием (шумное дыхание, храпы, дыхание с  открытым ртом, дневная сонливость; симптомы гиперактивности, нарушения внимания и импульсивности);

- появились ночные страхи или  необычные пробуждения во сне;

- проблемы с качеством сна, которые  отражаются на его дневном  поведении – гиперактивность  или сонливость, утренние головные  боли, если ребенок не может уснуть длительное время (более 40минут и до одного часа).

 

Заключение

     Вот я и подошла  к подведению итогов по моей  контрольной работе, в которой  я рассматривала нарушения сна. Теперь я могу сделать некоторые  основные выводы.

     Нарушений сна существует огромное количество. Их подразделяют на диссомнии, парасомнии и болезни сна.

      Диссомнии – расстройства, связанные с трудностями инициации  и поддержания сна, или с избыточной  дневной сонливостью, среди которых  выделяют нарушения сна – инсомнии (бессонницы ) и нарушения бодрствования – гиперсомнии.

     Парасомнии – отдельная  группа нарушений сна, в которую  входят двигательные, поведенческие  или вегетативные феномены, которые  возникают в специфической связи  с процессом сна.

     Нарушения сна могут  быть вызваны очень многими причинами, также существует ряд факторов риска для каждого нарушения.

     При лечении инсомнии  и парасомний главное понять  причину нарушения и при возможности  устранить её, особенно это касается  различных стрессовых, психотравмирующих факторов. Если этот подход

не результативен, то используют фармакотерапию.

10

     При лечении гиперсомний  обычно применяют медикаменты, но  исключением является апния –  для её лечения используют  метод продолжительного положительного  давления воздуха или же хирургические операции.

     Для сохранения здорового  сна и предупреждения многих  нарушений существует некоторый  ряд правил. Основными из них  являются регулярный режим дня, расслабление и успокоение перед сном.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Литература:

  1. Е.А. Аркин -Ребенок в дошкольные годы - 1968год
  2. Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток, И.Н. Алферова- Основы медицинских знаний- 1986год
  3. М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов- Анатомия и физиология человека-1999год
  4. М.М. Курепина, Г.Г. Воккен- Анатомия человека. М., 1979-304с.
  5. А.М. Вейн- Нарушения сна и бодрствования. М., 2002-246с.
  6. Инсомния. Медицинские справочники- Режим доступа: http://smed.ru/guides/.
  7. Нарушения сна. Медицинский центр «Невромед»- Режим доступа: http://www.nevromed.ru/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12


Информация о работе Физиология и гигиена сна детей дошкольного возраста