Экологические права и обязанности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:40, дипломная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым государством. Определяющим принципом правового государства является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который раскрывается в статье 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Одним из наиболее значимых нововведений Конституции РФ является закрепление экологических прав в ряду прав и свобод человека и гражданина.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологические права и обязанности граждан.docx

— 27.96 Кб (Скачать файл)

                                      Экологические права и обязанности граждан

ВВЕДЕНИЕ

 

      Конституция  Российской Федерации провозглашает  Российскую Федерацию правовым  государством. Определяющим принципом  правового государства является  принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина, который раскрывается в статье 2 Конституции РФ: «Человек, его права  и свободы являются высшей  ценностью». Одним из наиболее  значимых нововведений Конституции  РФ является закрепление экологических  прав в ряду прав и свобод  человека и гражданина.

      Экологические  права граждан – это закрепленные  в законе и гарантированные  системой права возможности в  сфере охраны окружающей среды,  обеспечения экологической безопасности, использования естественной среды.  Обеспечение экологических прав  является основой экологической  политики государства и целью  ее осуществления. Экологические  права обусловлены жизненными  потребностями человека, необходимостью  гарантировать экологически безопасные  условия жизни человека как  наивысшей социальной ценности.

      Состояние  окружающей среды и организация  рационального природопользования  становятся все более актуальной  проблемой современности, особенно  в промышленно развитых и густонаселенных  странах. В конституциях и иных  законодательных актах государств  получают отражение экологические  проблемы и основные способы  регулирования отношений человека, государства, общества с окружающей  природной средой, предупреждения  её деградации.

      В настоящее  время, несмотря на предпринимаемые  меры со стороны государственных  структур и общества, экологическая  безопасность граждан России  снижается, что наиболее остро  проявляется в ухудшении качества  среды обитания человека, снижении  продолжительности жизни, увеличении  заболеваемости, смертности и ухудшении  генофонда населения; в образовании  все новых обширных зон экологического  бедствия; истощении невозобновимых природных ресурсов; возрастании риска крупных техногенных катастроф и т.д.

      В то же  время центральное место среди  принципов экологического права  занимает приоритет охраны жизни  и здоровья человека. В связи  с этим важнейшей особенностью  современного экологического права  является становление и развитие  института экологических прав  граждан в качестве одного  из определяющих в его системе.

      В данной  работе я подробнее раскрою  основные экологические права  и обязанности граждан.

 

      1. Общая  характеристика экологических прав  граждан

 

      По мнению  большинства специалистов в данной  области вопрос об экологических  правах гражданина является одним  из ключевых в современном  экологическом праве, поскольку,  согласно ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются  высшей ценностью».

      Впервые  в российском законодательстве  экологические права человека  были закреплены в Законе РСФСР  от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей  природной среды», а затем - в  Конституции РФ, принятой всенародным  голосованием 12.12.1993 г. и Федеральном  законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об  охране окружающей среды».

      М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой[1].

      По мнению  О.Л. Дубовик, экологические права  граждан - это совокупность закрепленных  в международных актах, Конституции  РФ, специальном экологическом и  смежном с ним законодательстве  прав индивида, т.е. человека и  гражданина, реализуемых в процессе  взаимодействия с окружающей  средой и обеспечивающих удовлетворение  его основных потребностей в  этой сфере[2].

      Экологические  права человека относятся к  группе фундаментальных естественных (неотчуждаемых) прав человека, возникающих  с рождением и прекращающихся  со смертью индивида, наряду с  такими основополагающими правами,  как право на жизнь, свободу  слова и вероисповедания, личную  неприкосновенность, свободу передвижения, выбора места жительства и  др.

      Статья 42 Конституции  РФ закрепляет три, по существу, самостоятельных, но тесно связанных  между собой экологических права  человека:

      1) право  на благоприятную окружающую  среду;

      2) право  на достоверную информацию о  ее состоянии;

      3) право  на возмещение ущерба, причиненного  здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.

      Содержание  экологических прав граждан состоит  из трех частей:

      1) возможность  действовать определенным образом  в своих интересах;

      2) право  требовать от субъектов исполнения  их юридических обязанностей (совершать  те или иные действия или  воздерживаться от их совершения;

      3) обращаться  за защитой нарушенного права  к государственным органам.

      Конституция  впервые наделила понятие права  на благоприятную окружающую  среду высшей конституционной  легитимностью. Право на благоприятную  окружающую среду конкретизировано  в ст. 11 Закона РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

      Окружающая  среда является благоприятной,  если ее состояние соответствует  нормативам, касающимся ее чистоты,  ресурсоемкости, неистощимости, экологической  устойчивости, видового разнообразия  и эстетического богатства.

      Конституцией  РФ также предусмотрено право  граждан на достоверную информацию  о состоянии окружающей среды.  Достоверной является заведомо  неискаженная информация об окружающей  среде, которой располагают специально  уполномоченные государственные  органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля.

      Третье экологическое  право, закрепленное в ст.42 Конституции  РФ,- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу  экологическим правонарушением.

      В Законе  «Об охране окружающей среды», который занимает центральное  место в системе экологического  законодательства РФ, приняты основные  положения следующего содержания:

      Статья 11 Закона  провозглашает права и обязанности  граждан в области охраны окружающей  среды.

      1. Каждый  гражданин имеет право на благоприятную  окружающую среду, на ее защиту  от негативного воздействия, вызванного  хозяйственной и иной деятельностью,  чрезвычайными ситуациями природного  и техногенного характера, на  достоверную информацию о состоянии  окружающей среды и на возмещение  вреда окружающей среде.

      Согласно  ст. 1 Федерального закона «Об  охране окружающей среды» благоприятная  окружающая среда - это окружающая  среда, качество которой обеспечивает  устойчивое функционирование естественных  экологических систем, природных  и природно-антропогенных объектов. В литературе высказывается мнение, что законодательное определение  благоприятной окружающей среды  имеет существенные изъяны, поскольку  не содержит юридических критериев  благоприятного состояния среды.

      В широком  смысле под благоприятной окружающей  средой понимают такое состояние  среды обитания человека, которое  соответствует нормативам, касающимся  ее чистоты, ресурсоемкости, экологической  устойчивости, видового разнообразия, способности удовлетворять потребности  граждан в отдыхе, туризме, лечении,  а также включать в себя  эталонные участки природы, не  тронутой человеческой деятельностью.

      Право на  благоприятную окружающую среду  является разновидностью субъективных  прав граждан, которому корреспондируют  обязанности органов публичной  власти по поддержанию окружающей  среды в благоприятном состоянии,  а также проведению различных  мероприятий по устранению отрицательных  воздействий неблагоприятной среды  на жизнь и здоровье людей.

      2. Граждане  имеют право создавать общественные  объединения, фонды и иные некоммерческие  организации, осуществляющие деятельность  в области охраны окружающей  среды.

      Порядок  создания таких некоммерческих  объединений предусмотрен в ГК  и иных федеральных законах.  Так, порядок создания общественных  объединений указан в Федеральном  законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об  общественных объединениях».

      В развитых  странах мира общественные экологические  объединения являются внушительной  политической силой, побеждая  на выборах и получая значительное  количество мест в представительных органах государственной власти и органах местного самоуправления.

      3. Право  направлять обращения в органы  государственной власти РФ, органы  государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным  лицам о получении своевременной,  полной и достоверной информации  о состоянии окружающей среды  в местах проживания, мерах по  ее охране.

      Под экологической информацией понимается любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а, кроме того, о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды[3].

      Указанной  информацией располагают, в первую  очередь, специально уполномоченные  органы государства в области  охраны окружающей среды. Такую  информацию о состоянии окружающей  среды они получают посредством  мониторинга (наблюдения за качественным  состоянием окружающей среды). Однако  если речь идет о размере  и характере вредного воздействия  хозяйствующего субъекта, то по  запросу общественного экологического  объединения соответствующую информацию  обязан предоставить его руководитель.

      4. Принимать  участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями,  референдумах по вопросам охраны  окружающей среды и в иных  непротиворечащих законодательству  РФ акциях.

      Данная норма  конкретизирует предоставленную  ст. 31 Конституции гражданам возможность  собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и  демонстрации, шествия и пикетирование.  При осуществлении данного права  не допускается нарушение прав  и свобод других лиц, а также  использование этого права для  насильственного изменения конституционного  строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти,  для пропаганды насилия и войны.  В Российской Федерации действует  уведомительный порядок реализации  права на проведение публичных  мероприятий, Т.е. для их проведения  не требуется специального разрешения  властей.

      5. Выдвигать  предложения о проведении общественной  экологической экспертизы и участвовать  в ее проведении в установленном  порядке;

      6. Оказывать  содействие органам государственной  власти РФ, органам государственной  власти субъектов РФ, органам  местного самоуправления в решении  вопросов охраны окружающей среды.

      7. Обращаться  в органы государственной власти  РФ, органы государственной власти  субъектов РФ, органы местного  самоуправления и иные организации  с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны  окружающей среды, негативного  воздействия на окружающую среду,  и получать своевременные и  обоснованные ответы.

      8. Предъявлять  в суд иски о возмещении  вреда окружающей среде.

      Экологические  правонарушения могут причинять  вред окружающей среде, который,  в свою очередь, может как повлечь, так и не повлечь причинение вреда здоровью и имуществу граждан. Например, уничтожение лесных массивов в отдаленных районах непосредственно вреда здоровью и имуществу граждан не причиняет, но вред экологическому состоянию лесов очевиден. Пункты 1 и 2 ст. 11 Закона об охране окружающей среды предоставляют гражданам право на судебную защиту благоприятного качества окружающей среды независимо от того, причинен ли непосредственно правонарушением вред их здоровью и имуществу или нет.

      В случае  причинения такого вреда ст. 79 Закона об охране окружающей  среды и гражданское законодательство  предусматривают порядок возмещение  вреда, причиненного здоровью  и имуществу граждан в результате  нарушения законодательства в  области охраны окружающей среды.  Обязанности по предъявлению  исков в суд по возмещению  вреда окружающей среде возложены  также на специально уполномоченные  государственные органы в области  охраны окружающей среды.

Информация о работе Экологические права и обязанности граждан