Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 09:00, реферат
Анатомия традиционно и вполне заслуженно относится к числу фундаментальных дисциплин, в русле которых формируются материалистические представления о единстве человека с животным миром, о его связях с окружающей средой, о целостности организма и многообразии проявлений его жизнедеятельности, о развитии структурно-функциональных особенностей в онтогенезе и т.п. Чисто описательная анатомия с длиннейшим перечнем латинских названий многочисленных анатомических структур, как справедливо отмечал крупнейший русский анатом П. Ф. Лесгафт, «приносит мало пользы занимающемуся и только обременяет его, не давая ему никакого понятия о значении этих форм».
Введение
1. Этапы развития анатомии как науки
2. Роль древних ученых в развитии анатомии
3. Роль отечественных ученых в развитии анатомии
Заключение
Список литературы
Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник - участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.
Выдающимся исследователем
в области функциональной анатомии
и теории физического воспитания
был П.Ф. Лесгафт (1837-1909) - автор фундаментального
труда “Основы теоретической
анатомии”. П. Ф. Лесгафт является основоположником
теоретической анатомии в России.
Он описал закономерности перестройки
костного вещества под влиянием мышечной
тяги, сформулировал принципы развития
кровеносных сосудов и их взаимоотношений
в зависимости от строения и функции
органов, показал значение анастомозов
между артериями в
Известными представителями киевской анатомической школы были В. А. Бец (1834-1894), изучавший строение мозгового вещества надпочечников, а также коры головного мозга и описавший большой пирамидный нейрон (клетка Беца); ученик Д. Н. Зернова М. А. Тихомиров (1848-1902) - автор монографии “Варианты артерий и вен” (1900); Ф.А. Стефанис (1865-1917), изучавший лимфатическую систему тела человека.
В Харькове работал известный анатом А. К. Белоусов (1848-1908) - исследователь иннервации сосудов, автор одного из методов инъекций анатомических препаратов, учитель Г. М. Иосифова и В. П. Воробьева.
После Октября 1917 г., особенно
в двадцатые годы, появились медицинские
институты на окраинах страны: Тбилисский
(1918), Азербайджанский (Баку, 1919), Иркутский
(1919), Ташкентский (1920), Минский (1921), Ереванский
(1922) и др., в которых были организованы
кафедры анатомии. Были открыты специализированные
морфологические (анатомические) научно
- исследовательские учреждения (институты
и лаборатории). Успешно разрабатывались
методы научных исследований, новые
перспективные научные
В области экспериментальной
анатомии плодотворно работал основатель
ленинградской школы анатомов В.
Н. Тонков (1872-1954), в течение многих
лет возглавлявший кафедру
Выдающимся представителем
харьковской школы анатомов был
В. П. Воробьев (1876-1937) - исследователь
вегетативной нервной системы, автор
методов изучения нервов. В. П. Воробьев
описал нервные сплетения сердца
и желудка у человека, одним
из первых начал изучение иннервации
методом электростимуляции
Вместе с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина.
Основоположником школы отечественных лимфологов является Г. М. Иосифов (1870-1933) - профессор анатомии вначале Томского, а затем Воронежского медицинского институтов. Широко известен его труд “Лимфатическая система человека с описанием аденоидов и органов движения лимфы” (1914). Разработке учения об индивидуальной изменчивости органов и систем человека посвятил свои исследования В. Н. Шевкуненко (1872-1952).
В двадцатые годы кафедру анатомии Московского университета (до 1930 г.) возглавлял ученик Д. Н. Зернова П. И. Карузин (1864-1939), организатор кафедр анатомии в ряде медицинских институтов (Астрахань, Минск, Смоленск, Тбилиси), автор “Руководства по пластической анатомии” (1921) и “Словаря анатомических терминов” (1928). Преемником П. И. Карузина по кафедре в Московском университете (с 1930 г. - I Московский медицинский институт) был ученик В. Н. Тонкова Г.Ф. Иванов (1893-1955), автор книг “Хромаффинная и интерреналовая системы человека” (1930), “Нервы и органы чувств сердечно-сосудистой системы” (1945), двухтомного руководства по анатомии (1949).
Большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической системы человека и животных внес ученик Г. М. Иосифова Д.А. Жданов (1908-1971), профессор анатомии Горьковского, затем Томского медицинских институтов, Ленинградского санитарно-гигиенического, а с 1956 г. - I Московского медицинского института, воспитавший многочисленных учеников. За монографию “Хирургическая анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища” (1945) он удостоен Государственной премии СССР. В 1952 г. вышла его монография “Общая анатомия и физиология лимфатической системы”.
Значительный след в истории
анатомии оставил М.Ф. Иваницкий (1895-1969),
работавший в области динамической
и проекционной анатомии, возглавлявший
кафедру анатомии в Московском институте
физической культуры. Известным исследователем
лимфатической системы был
С середины XX в. успешно развивается
ряд перспективных научных
Во второй половине XX в. в анатомию внедряется ряд новых современных методов. Успешно используется микроскопическая и ультрамикроскопическая техника, авторадиография, рентгеновский и биометрический методы, которые дали возможность, наряду с традиционными, обогатить анатомическую науку новыми оригинальными и ценными для биологии и медицины данными.
Заключение
Знание анатомии необходимо не только врачам. Это актуально и для биологов, и для учителей, и для психологов. В силу характера своей профессиональной деятельности учителя и психологи способны оказывать влияние на психику ребенка или взрослого, именно опираясь на знания о нервной системе, полученных из курса анатомии, поэтому, ознакомившись с ее основами, они должны в дальнейшем самостоятельно углублять знания в этой области.
Большой коллектив российских
анатомов на кафедрах медицинских институтов,
в морфологических лабораториях
успешно изучает
Список литературы
1. Глухих Ю.Н., Серебряков
Г.Н. Основы динамической
2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Терра-Спорт, 2003.
3. Козлов В.Н. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры. - М., 1987.
4. Лысов П.К., Никитюк Б.Д., Сапин М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии): Учебник для физкультурных вузов. - М.: Медицина, 2003.
5. Синельников Ф. Атлас анатомии человека. Т. 1, 2, 3. - М., 1974.