Анализ безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение фактического и юридического положения безработных в Российской Федерации и защитой их от безработицы в современных условиях развития рынка труда.
При написании работы автором были поставлены следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть занятость населения в рыночной экономике
Во-вторых, проанализировать современную безработицу в России
В-третьих, рассмотреть основные направления по ликвидации безработицы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 4
1.1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПРИЧИНЫ 4
1.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЧИНЫ И МАСШТАБЫ ПРОЦЕССА ВЫСВОБОЖДЕНИЯ РАБОТНИКОВ 16
1.3. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО 20
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНЫМИ 34
2.1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 34
2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Вложенные файлы: 1 файл

101510.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Незанятость в пределах естественной безработицы обязательно требует  части ресурсов общества на пособия  по безработице, организацию бирж труда, переподготовку, проведение и финансирование общественных работ, разработку и реализацию программ социальной поддержки различных групп безработных и т.д. В условиях экономической и политической нестабильности в обществе политика занятости должна быть направлена на то, чтобы не допустить массовой безработицы, и одним из главных аспектов этой политики должно стать формирование эффективного рынка труда.

 

1.2. Социально-экономическое содержание, причины и масштабы процесса высвобождения работников

 

Высвобождение работников – это объективный  процесс перемещения рабочей силы, обусловленный ликвидацией или коренной реорганизацией рабочих мест. Двоякая обусловленность этого процесса предопределила его проявление в двух формах – относительной и абсолютной. Условное, или относительное, высвобождение работников представляет собой экономию живого труда вследствие роста его производительности без сокращения действующих рабочих мест. В целом, это сокращает число привлекаемых дополнительных трудовых ресурсов на предприятии.

Содержание  же абсолютного высвобождения работников остается предметом дискуссий. Одна из последних трактовок сводит его к ликвидации фактических рабочих мест на уровне отдельного предприятия, отрасли, региона. Представляется, однако, что абсолютное высвобождение имеет особое значение: являясь результатом интенсификации производства, оно в то же время оказывает влияние на дальнейшее состояние научно-технического прогресса. Можно сказать, что абсолютное высвобождение работников есть интенсивная форма перестройки структуры занятости и повышения эффективности использования трудовых ресурсов. А в условиях рыночных отношений именно абсолютное высвобождение становится преобладающей формой этого процесса.

В результате абсолютного высвобождения работников формируется категория незанятого населения, в которой можно выделить:

      • высвобожденных из производства под воздействием научно-технического прогресса;
      • высвобожденных с предприятий из-за смены формы собственности (акционирования);
      • высвобожденных вследствие окончания производственного или социального строительства, отработки природных ресурсов или окончания сезона работ;
      • высвобожденных с закрывающихся убыточных предприятий;
      • высвобожденных из армии по причине ее сокращения и др.

Такая классификация фактически предусматривает  деление всех высвобожденных на группы в зависимости от причин, приведших к вытеснению данных работников из производства.

Интенсификация  производства, повышая значение экономии всех видов ресурсов, включая трудовые, создает предпосылки для активизации  высвобождения работников с действующих предприятий, и в первую очередь, занятых неквалифицированным трудом. Как прогнозировалось ранее, к 2000 г. доля ручного труда в производственной сфере снизилась до 15-20%, что позволило освободить от малоквалифицированного труда свыше 20 млн. человек. А масштабы сокращения абсолютной численности занятого населения в этой сфере народного хозяйства составили 14-16 млн. человек.12

В экономической  науке выделяют несколько основных причин высвобождения рабочей силы:

Во-первых, - это снижение объемов производства. Наиболее угрожающими факторами массового высвобождения людей из производства стали развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения, а, следовательно, и сокращение числа рабочих мест и работающих.

Во-вторых, к таким причинам относят свертывание  производства на малоэффективных, убыточных  предприятиях и их ликвидация. Кроме  того, косвенно способствует высвобождению  занятых и либерализация цен, и постоянные изменения в налоговой политике. Либерализация цен, например, в условиях монополизма сокрушительно ударила по покупательной способности предприятий, что привело к сокращению занятых на 70% предприятий сферы услуг, торговли, общественного питания. Этому способствует и ориентация предприятий исключительно на прибыль (что требует экономии на всех видах ресурсов, в том числе и трудовых), а также тотальная дефицитность нашей экономики, которая ограничивает производственные ресурсы и затрудняет хозяйственную деятельность этих предприятий.13

В-третьих, процессы  высвобождения в условиях происходящего спада производства усиливает приватизация. Хотя в условиях нормального экономического роста  чаще возникает обратная ситуация, когда приватизированное предприятие, заменив неэффективных работников, увеличивает производительность труда, объемы производства и сбыта товаров и услуг и при этом предъявляет добавочный спрос на рабочую силу (опыт Китая).

В-четвертых, - это структурная перестройка  экономики. Реализация того или иного  варианта структурной политики сводится, в конечном счете, к переносу центра тяжести с поддержки отраслей, утративших сравнительное преимущество, на отрасли перспективные, обеспечивающие возможность решения поставленных социально-экономических задач. Необходимость структурной перестройки нашего народнохозяйственного копмлекса связана как с геополитической стратегией государства, приведшей к чрезмерному росту военно-промышленного комплекса, так и с серьезными просчетами в размещении производительных сил. Намеченные структурные сдвиги неизбежно вызывают за собой существенное высвобождение работников из отраслей, которые перешли в разряд неприоритетных.

Однако  процесс высвобождения наблюдается  и на предприятиях тех отраслей, которые выделены как приоритетные (производство товаров народного потребеления, жилищное и дорожное строительство, топливно-энергетический комплекс и др.). Это обусловлено тем, что основные инструменты структурных преобразований – налоговая и инвестиционная политика – практически не задействованы. Напротив, отмечается наличие дефицита инвестиционных ресурсов и жесткий налоговый прессинг.

Заметным  фактором высвобождения рабочей  силы из производства является плохо  организованный процесс конверсии, когда крайне медленны темпы  перепрофилирования предприятий на выпуск гражданской продукции. При резком уменьшении государственных инвестиций, уменьшении военных закупок регионы с огромным военно-промышленным производством оказались в очень тяжелом положении.

И, наконец, к важной причине высвобождения  работников относят расширение прав предприятий в части регулирования режимов труда и рабочего времени. Снятие устанавливаемых централизованно ограничений на сверхурочные работы, несомненно, приведет к значительному высвобождению рабочей силы, так как в условиях инфляционного роста стоимости жизни борьба за вышеоплачиваемые рабочие места будет способствовать вытеснению из производства наименее эффективно работающих работников.

Таким образом, российская рыночная экономика  характеризуется постепенным увеличением  масштабов высвобождения рабочей силы. Причем, этот процесс в большей степни затронул работающих женщин. Кроме того, следует отметить, что избыточная численность персонала на первых порах сокращалась преимущественно за счет  двух категорий работников: недобросовестных и недисциплинированных, которые увольнялись по инициативе администрации или трудового коллектива (как отмечают специалисты, их доля по предприятиям составляла 7-10% от всех высвобожденных, а также служащих, специалистов ИТР, деятельность которых становилась для предприятий ненужной). Именно эти группы высвобождаемых в условиях формирования рынка труда столкнулись с наибольшими трудностями при новом трудоустройстве.

Итак, анализ социально-экономического содержания, причин, форм и общих тенденций  высвобождения рабочей силы позвляет сделать следующие выводы:

  1. Процесс вытеснения части рабочей силы из действующего производства неизбежен. Причины, порождающие его, весьма разнообразны, но в последнее время среди них на первое место выдвигаются факторы, которые явились следствием общего кризисного состояние отечественной экономики, спада общественного производства, нарушения хозяйственых связей и т.д.
  2. Однако процессы высвобождения и перераспределения рабочей силы имеют более широкое народно-хохяйственное значение. Они способствуют повышению эффективности использования работников, производственных мощностей, совершенствованию профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, дальнейшему развитию сферы услуг и периферийных экономических районов.
  3. И, наконец, процессы высвобождения и последующего перераспределения рабочей силы способствуют преодолению социальной ограниченности труда, росту мобильности рабочей силы, возвращению труду его реальной цены и т.п. Следует отметить, что у работников появляется возможность выбора любой формы занятости в рамках многообразия собственности и хозяйствования, любой профессии, места жительства.

Раскрывая  сущностное содержание процесса высвобождения  рабочей силы необходимо коснуться  такого важного социально-экономического явления, как безработица. Именно высвобождение порождает объективные предпосылки безработицы и становится доминирующей ее причиной.14

1.3. Правовой статус безработного

 

Закон РФ «О Занятости  населения в Российской Федерации», принятый 19 апреля 1991г., введен в действие на территории России с 1 июля 1991г. Именно с этого времени на территории Росси граждане стали признаваться безработными

Применение Закона о занятости поставило ряд  вопросов, выявило проблемность некоторых  положений, а также неточности, требующие своего внимания и рассмотрения.

Права и обязанности  безработного гражданина составляют основу его правового статуса. Помимо прав и обязанностей в содержание правового  статуса входит правосубъективность (праводиеспособность) безработного гражданина, гарантии его прав и обязанностей, ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Поскольку элементы правового статуса взаимосвязаны, поэтому рассмотрение прав и обязанностей безработного гражданина проводится в  тесном единстве со всеми его элементами.

На основании  ст. 3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в  органах службы занятости в целях  поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Трудовым законодательством признается возникновение  трудовой праводееспособнсоти с 15-летнего возраста. Это соответствует требованиям конвенции МОТ №138 «Минимальный возраст», согласно которой минимальный возраст приема на работу устанавливается не ниже возраста окончания обязательного школьного образования. Федеральным законом от 13 января 1996г. «Об образовании» (ст.19) признано, что требование обязательности основного общего образования сохраняет свою силу до достижения гражданином возраста 15 лет.

Однако согласно п.3 ст 3 Закона граждане, не достигшие 16-летнего возраста, не могут быть признаны безработными. Предоставление трудовым законодательством права на вступление в трудовые отношения с  15 лет должно быть обеспечено соответствующими гарантиями, а именно предоставлением права на защиту от безработицы. Существующее в настоящее время положение свидетельствует, что граждане от 15 до 16 лет лишены этого права, чем нарушается положение ст. 37 Конституции РФ в связи с этим рассматриваемое положение п. 3 ст. 3 Закона нуждается в изменении.

Закрепляя, что  безработными признаются граждане, не имеющие работы и заработка, Закон  о занятости вместе с тем делает исключение для граждан, которым  производится выплата выходного  пособия и сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства при увольнении из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата. Данная категория граждан независимо от получения ими среднего заработка на период трудоустройства признается безработными с правом получения пособия по безработице. Таким образом, гражданину одновременно предоставляются гарантии социальной защиты от работодателя и органа службы занятости.

Следует ли сохранять  за гражданином права на получение одновременно двух видов гарантий – от работодателя и от органа службы занятости

Возложение на работодателя обязанности выплатить  работнику средний заработок  но период трудоустройство, не наделяя  его правом выяснить причину трудоустройства уволенного работника, не обеспечивает достижение цели гарантировать гражданина определенное материальное обеспечение но период поиска работы.

Поскольку трудовые отношения прекращены, предоставление гарантии со стороны работодателя в  виде сохранения среднего заработка на период трудоустройство, по нашему мнению, нецелесообразно.

В настоящее  время предоставление материальной поддержки безработному на пери од поиска работы - это обязанность  органа по вопросам занятости Представляется, что потерю работы по экономическим причинам необходимо компенсировать работнику выплатой выходного пособия величину которого следует поставить в зависимость от длительности работы лицо в данной организации и получаемого заработка) Аналогичным образом решается вопрос в законодательстве Франции Испании, Португалии, Италии.

Материальная  поддержка интересов высвобожденных работников возможна путем включения  соответствующих положений в  соглашения, коллективные договоры Так, в тарифном соглашении между Московским, городским областным комитетом «Электропрофсоюз» и АО «Мосэнерго» на 1996-1997 годы закрепляется, что высвобожденным работникам ставшим безработными, обеспечивается выплата не менее 30 процентов от сумм полагающегося пособия по безработице в течение двух месяцев со дня получения ими статуса безработного.

Требует внимания вопрос о  присвоении статуса безработного беременным женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до трех лет, одиноким матерям  при наличии у них ребенка  в возрасте до 14 лет, а ребенка-инвалида - до 16 лет, при увольнении их в связи с истечением срочного трудового договора

Информация о работе Анализ безработицы в России