Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:37, доклад
Одной из базовых категорий института банкротства является «процедура банкротства» - обязательная составляющая конкурсного процесса. Между тем законодательство понятия процедуры банкротства не предусматривает. В ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) даны определения только каждой из предусмотренных данным законом процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения.
Одной из базовых категорий института банкротства является «процедура банкротства» - обязательная составляющая конкурсного процесса. Между тем законодательство понятия процедуры банкротства не предусматривает. В ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) даны определения только каждой из предусмотренных данным законом процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения.
В основу определения каждой из процедур банкротства Закон о банкротстве положил их цели (ст. 2 Закона о банкротстве): для процедуры наблюдения это обеспечение сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов, для финансового оздоровления – восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности, для внешнего управления - восстановление платежеспособности должника, для конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов, а для мирового соглашения - прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Таким образом, именно цель введения процедуры банкротства является, по мнению законодателя, ее основополагающим отличительным признаком.
Анализ положений законодательства о банкротстве позволяет выделить иные квалифицирующие признаки процедуры банкротства.
Прежде всего, представляя из себя протяженный во времени процесс, процедура банкротства объективно должна иметь:
- законодательно закрепленные
основания введения и
Таким образом, процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом в ходе разбирательства дела о банкротстве комплекс предусмотренных законодательством о банкротстве последовательных действий и правовых мер, устанавливающих особый правовой статус должника, его кредиторов и иных лиц для достижения определенной законом цели.
Признаки процедур банкротства в отечественном законодательстве - комплекс обязательных правовых характеристик, которые являются критериями отграничения процедуры банкротства от иных мер, применяемых к должнику:
- введение и прекращение актом арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника;
- установление законом
оснований введения и
- определенный законом срок проведения;
- осуществление контроля
проведения со стороны
- определенное законом содержание, которое можно охарактеризовать как совокупность обязательных последовательных действий, совершаемых участниками конкурсных правоотношений в связи с введением процедуры;
Особенности маркетинга при осуществлении процедуры банкротства связаны со спецификой объектов, задач и направлениями маркетинга. Объектами маркетинга могут являться продукция организации; продукция ее поставщиков (сырье, материалы, входящие готовые изделия); имущественный комплекс организации.
Задачами антикризисного маркетинга являются ускорение притока денежных средств и замедление их оттока. Как первая, так и вторая решаются, исходя из спроса на продукцию, путем выбора оптимального соотношения цены, выпуска и качества продукции.
Основное направление маркетинга при проведении санации предприятия – сбыт продукции и ценных бумаг. При осуществлении ликвидационных процедур фокус маркетинговой деятельности смещается на реализацию активов, включая неликвидные.
Особенности мероприятий плана финансового оздоровления в процессе реализации процедур признания предприятия-должника банкротом
Исследуя сферы применения плана финансового оздоровления в антикризисном управлении, следует отметить, что он может разрабатываться на этапах как досудебной санации, так и наблюдения финансового оздоровления и внешнего управления, т. е. в рамках процедуры признания предприятия-должника банкротом. И если цель планов, разработанных на разных этапах антикризисного управления, одна – восстановление платежеспособности предприятия и повышение его конкурентоспособности, то содержание планов финансового оздоровления на этих этапах антикризисного управления различно.
На этапе досудебной санации собственник предприятия в случае финансовых проблем, в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)», обязан применять превентивные меры по предупреждению его банкротства, которые могут быть сформулированы в плане финансового оздоровления и связаны в основном с санированием (оказанием финансовой помощи) предприятия кредиторами или другими инвесторами на определенных условиях. На данном этапе меры по финансовому оздоровлению, как правило, не отличаются от решений, принимаемых руководителем на нормально функционирующем и платежеспособном предприятии и предполагают:
1) оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и их оценка;
2) получение финансовой поддержки от инвесторов, в том числе от государства (санация);
3) привлечение инвестиций, в том числе путем эмиссии ценных бумаг;
4) поиск новых видов деятельности, новой продукции и рынков сбыта;
5) свертывание нерентабельных производств;
6) сдачу в аренду неиспользованных зданий, помещений и земельных участков;
7) продажу излишних основных средств, в том числе оборудования, непроизводственных основных средств, объектов незавершенного строительства;
8) снижение себестоимости продукции и услуг;
9) повышение качества продукции (услуг);
10) совершенствование системы управления предприятием;
11) переподготовку персонала.
Если финансовые проблемы на предприятии являются временными и могут быть устранены, то реализация указанных выше мер позволит финансово оздоровить предприятие и нормализовать кредиторскую задолженность. Если меры, принятые на первом этапе, не дали положительного результата, вступает в силу второй этап – наблюдение.
На этапе «наблюдение» временный управляющий в соответствии с Законом обязан провести анализ финансового состояния предприятия и дать предложения по восстановлению его платежеспособности.
Согласно Закону целью анализа финансового состояния предприятия-должника на данном этапе являются определение достаточности принадлежащего предприятию-должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия-должника.
Учитывая, что данные, получаемые в результате наблюдения, будут использоваться арбитражным судом для принятия решения о дальнейшей судьбе предприятия, эти предложения должны быть глубоко аргументированы, обоснованы и представлены в виде документа, отражающего финансовое состояние предприятия. Действия руководства предприятия по восстановлению платежеспособности предприятия и сроки мероприятий по финансовому оздоровлению лучше всего изложить в форме плана финансового оздоровления предприятия.
На этапе «наблюдения» план может включать: меры, которые были изложены выше; дополнительные мероприятия по финансовому оздоровлению несостоятельного предприятия:
1) реорганизацию предприятия (в форме слияния, выделения или присоединения) при условии заключения мирового соглашения;
2) акционирование предприятия;
3) продажу неэффективных пакетов акций и долей в уставных капиталах других предприятий;
4) перепрофилирование предприятия;
5) оптимизацию численности персонала в соответствии с реальной производственной программой и др.
На втором этапе процедуры признания предприятия-должника банкротом (финансовое оздоровление) в соответствии с Законом орган управления должника должен разработать и реализовать план финансового оздоровления и график погашения кредиторской задолженности. План и график должны быть одобрены кредиторами и утверждены арбитражным судом. На данном этапе административный управляющий призван контролировать ход выполнения перечисленных документов и информировать об этом кредиторов и арбитражный суд.
На третьем этапе «внешнее управление» Законом арбитражному управляющему предписана разработка плана внешнего управления предприятием, вторая часть которого – план финансового оздоровления несостоятельного предприятия. Утверждение этого плана внешнего управления имеет важные правовые последствия для арбитражного управляющего и дальнейшей судьбы предприятия. Если план утверждается собранием кредиторов, то внешний управляющий продолжает работать в своей должности и реализует этот план. В случае если план не утвержден, то появляется основание для снятия арбитражного управляющего с должности и его замены, а также стагнации кризисного состояния предприятия на неопределенное время.
Платежеспособность несостоятельного предприятия за период внешнего управления считается восстановленной, если отсутствуют признаки несостоятельности, т. е. предприятие-должник к концу периода внешнего управления приобретает способность:
– удовлетворять требования кредиторов с учетом процентов, начисленных за период моратория;
– исполнять обязанности по уплате обязательных платежей в течение срока не менее чем три месяца;
– вносить текущие платежи по налогам, коммунальным услугам, заработной плате и пр.
Для погашения кредиторской задолженности с пенями и штрафами, а также процентами, которые начисляются в период внешнего управления на «замороженную» задолженность, предприятию-должнику предоставляется шесть месяцев после периода внешнего управления.
Итак, перед внешним управляющим стоят две главные задачи:
1) организовать деятельность несостоятельного предприятия таким образом, чтобы иметь возможность рассчитываться с кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами по текущим платежам (за весь период внешнего управления);
2) аккумулировать на счете предприятия денежные средства, необходимые для того, чтобы в течение шести месяцев после окончания срока внешнего управления рассчитаться с кредиторской задолженностью (в том числе обязательной кредиторской задолженностью), имевшейся на момент введения внешнего управления.
Необходимость решения перечисленных выше задач обусловливает состав и содержание плана финансового оздоровления на этапе внешнего управления, в который могут включаться все мероприятия, сформулированные выше для первых трех этапов антикризисного управления – досудебной санации, финансового оздоровления и наблюдения.
Кроме того, дополнительно возможна реализация следующих мероприятий по реформированию предприятия:
1) инвентаризация имущества и обязательств;
2) аудиторская проверка;
3) формирование новой команды управленцев;
4) финансовый анализ, выявление и контроль действующих (в том числе скрытых) финансовых потоков;
5) внедрение на несостоятельном предприятии системы маркетинга;
6) разработка и реализация оптимального производственного плана в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
7) выпуск новой продукции (услуг), пользующейся спросом на рынке;
8) реструктурирование предприятия в соответствии с новой производственной программой (без применения реорганизационных процедур);
9) создание новой системы управления предприятием;
10) реструктурирование дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
11) пересмотр действующих арендных договоров;
12) поиск новых источников инвестиций;
13) внедрение системы финансового управления на предприятии (в том числе подсистем оптимального налогового планирования и экономии текущих затрат предприятия);
14) замещение активов;
15) продажа предприятия.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволяет внешнему управляющему обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности.
Срок, в течение которого планируется осуществлять данные мероприятия, как правило, составляет 18 месяцев. Он определяется в основном периодом внешнего управления, на который суд назначает внешнего управляющего. Для крупных предприятий сроки могут быть увеличены.
Процедуры банкротства позволят привлечь необходимые для развития производства инвестиции, сменить не справляющееся со своими обязанностями руководство, проводить здоровую маркетинговую, техническую и кадровую политику. Кредиторы получат возможность спасти свои деньги, общество получит структуру экономики, приспособленную к рынку, потребители — нужные товары и услуги.
Информация о работе Анализ положений законодательства о банкротстве