Антикизисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.
Неплатежес

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ПОНЯТИЕ И ТИПЫ КРИЗИСОВ
6
КРИЗИС ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФАЗЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
11
МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
17
ДИАГНОСТИКА КРИЗИСНОСТИ СИТУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СТРОЙЗАКАЗ»
20
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
34
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление преприятием.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ТЕМА: «Антикризисное управление предприятием» 
 
 
 
 
 
 
 

2008

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ПОНЯТИЕ И ТИПЫ КРИЗИСОВ

6

КРИЗИС  ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФАЗЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

11

МЕХАНИЗМ  АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

17

ДИАГНОСТИКА КРИЗИСНОСТИ СИТУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СТРОЙЗАКАЗ»

20

ОЦЕНКА  ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

34

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

49

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 52
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Переход от плановой к рыночной экономике  поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.

     Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.

     На  решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление».

     В последнее время в связи с  обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.

     Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.

     В некоторых учебных пособиях авторами рассматривается более широкое  понятие антикризисного управления, которое должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Возможно, это и так, однако, в таком случае любое вновь создаваемое предприятие изначально будет нуждаться в антикризисном управляющем, поскольку данное предприятие в стратегическом плане рассматривается как испытывающее какие-либо трудности, которые необходимо решать.

     Рассмотрение  антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития предприятия на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) предприятие из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия. В случае положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.

     Итак, антикризисное управление – это:

    • диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;
    • комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;
    • бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;
    • выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

     Проблема  антикризисного управления несостоятельным  предприятием вытекает из самой природы  проводимых в России экономических  реформ. Воздействие на предприятие  с помощью института банкротства  позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей. Банкротство неэффективно работающих и финансово слабых производств является основой структурной перестройки российской экономики. В этом заключается актуальность проблемы антикризисного управления.

     Задачи  исследования:

  • Определить понятие кризиса и антикризисного управления, типы кризисов;
  • Выявить причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии и последствия;
  • Изучить существующие механизмы антикризисного управления;
  • Рассмотреть существующие способы реструктуризации и финансового оздоровления предприятий, систему механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации, создание моделей восстановления платежеспособности.

     Методы, использованные в данной курсовой работе: теоретический метод, метод анализа документов, метод сбора данных и информации и их дальнейшая обработка.

     Информационной  базой являются учебники по антикризисному управлению, нормативно-правовые документы, информационные ресурсы сети Интернет. 

  1. Виды кризисов
 

     Кризис  – крайнее обострение противоречий развития; нарастающая опасность  банкротства, ликвидации; рассогласование  в деятельности экономической, финансовой и др. систем; переломный момент в  процессах изменений.

     Практика  показывает, что кризисы неодинаковы не только со своих причин и последствий, но и по самой своей сути. Необходимость в классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управление ими. Если есть типология и понимание характера кризиса появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.

     Существуют  общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают социально-экономическую систему, локальные – только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления. Обычно, он носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования.

     По  проблематике можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису свойственны достаточно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис охватывает только отдельную проблему или группу проблем.

     Особенностью  кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микро- кризисом, как цепочная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органичное взаимодействие всех элементов, и проблемы не появляются отдельно. Однако это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет средств локализации кризиса и снижения его остроты или наоборот, когда осуществляется обдуманная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

     По  структуре отношений в социально-экономической  системе и дифференциации проблематики его развития можно выделить отдельные  группы экономических, социальных, психологических, технологических кризисов.

     Экономические кризисы отображают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и др.

     В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей фирмы. Эти кризисы денежного выражения экономических процессов.

     Социальные  кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов разных социальных групп или образований, работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей работников разных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения экологических проблем, из патриотических чувств.

     Особое  положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это – кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов разных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, касаются всех сторон развития общества и переходят в кризисы экономические. Организационные кризисы выявляются как кризисы разделения и интеграции подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм. В организационном строе любой социально-экономической системы могут обостряться организационные отношения. Это проявляется в деловых конфликтах, в возникновении путаницы, безответственности, сложности контроля и др., что бывает при слишком быстром росте социально-экономической системы, изменении условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции организации или организационной перестраховке, что порождает бюрократические тенденции. Психологические кризисы также нередки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, который приобретает массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, недовольством работой, правовой защищенностью и социальным положением. Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости продукции или кризис отторжения новых технологических решений. В наиболее обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса- обострения противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. По непосредственным причинам возникновения кризисы делятся на природные, общественные и экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы порождают кризисы. Причиной кризиса могут быть общественные отношения во всех видах их проявления. В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношений человека с природой – экологических. Кризисы также могут быть предсказуемыми и внезапными. Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами нагромождения факторов, связанные с возникновением кризиса могут возникнуть потребности в реструктуризации производства, изменение структуры интересов под влиянием научно-технического прогресса.

     Внезапные кризисы часто бывают либо результатом грубых ошибок в управлении, либо каких-нибудь природных явлений, или экономической зависимости, что способствует расширению и распространению локальных кризисов. Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко выявляются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны. Вся совокупность возможных кризисов делится также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они являются последствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сути и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

     Рассмотрим  классификацию по целям предприятия находящимся под угрозой в связи с кризисом:

     Стратегический  кризис – угроза потенциалу развития предприятия или его потеря;

     Кризис  результатов – угроза целям, результатам деятельности предприятия или потеря их;

     Кризис  ликвидности – опасность потери ликвидности и\или возникновение дефицита бюджета;

     Банкротство – неликвидность и\или дефицит бюджета предприятия.

     О кризисе стратегий/стратегическом кризисе речь идет тогда, когда потенциал  развития предприятия (инновационной  потенциал), который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно поврежден, исчерпан и/или нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, к примеру, это упущенное технологическое развитие, или отставание от него, не адекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.

     Кризис  результатов/результативный кризис, или  еще возможно его назвать оперативный  кризис, описывает состояние, при  котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса/превышения пассивов над активами. Примером причин вызывающих кризис результатов могут являться: потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия (инновационного потенциала), недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать, для повышения доходов потенциал развития предприятия.

     При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся  убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнении к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса/превышения пассивов над активами.

Информация о работе Антикизисное управление предприятием