Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 15:32, контрольная работа
Среди главных проблем экономики многие экономисты выделяют дефицит денежных средств на предприятиях для осуществления ими своей текущей и инвестиционной деятельности. Однако при ближайшем рассмотрении данной проблемы выясняется, что одной из причин этого дефицита является, как правило, низкая эффективность привлечения и использования денежных ресурсов, ограниченность применяемых при этом финансовых инструментов, технологий и механизмов. Поскольку финансовые инструменты и технологии всегда опираются на разработки финансовой науки и практики, то их применение особенно актуально при недостатке финансовых ресурсов. С другой стороны, управление денежными потоками входит в состав финансового менеджмента и осуществляется в рамках финансовой политики предприятия, понимаемой как общая финансовая идеология, которой придерживается предприятие для достижения общеэкономической цели его деятельности. Задачей финансовой политики является построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение стратегических и тактических целей деятельности предприятия.
Введение………………………………………………………………………………………3
1 Финансы: понятие, структура, назначения………………………………………………...4
2 Денежные расходы и доходы предприятия, их характеристика и классификация….….6
3 Основные направления и методы устранения дефицита финансовых средств………..13
Заключения…………………………………………………………………………………..17
Список использованных источников……………………………………………………….18
5 Классификация по объектам затрат осуществляется в зависимости от производимых предприятием товаров, услуг, работ, на которые падают эти затраты. Основа классификации - картотека продукции предприятия, объект затрат - каждое изделие, вид услуг, вид работ, предназначенных для реализации. При серийном, непрерывном производстве, а также при изготовлении продукции по отдельным заказам в качестве объекта затрат выступает заказ. На основе этой классификации составляется калькуляция полной себестоимости продукции.
6 По способу отнесения на себестоимость объектов затраты делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, которые можно прямо отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы из которых изготавливаются конкретные изделия). К косвенным относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах. Затем, в конце отчетного периода, они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих, или прямым материальным затратам).
7 В финансовом планировании часто используется классификация расходов по направлениям деятельности предприятия: основная (обычная), инвестиционная и финансовая.
8 В целях налогообложения налогом на прибыль в Налоговом кодексе РФ также предусмотрена классификация расходов на прямые и косвенные. К прямым относятся материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизация. Остальные расходы классифицируются как косвенные. Прямые расходы формируют производственную себестоимость готовой продукции и распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством, а косвенные - включаются в себестоимость реализованной продукции в конце отчетного (налогового) периода. В Налоговом кодексе РФ нс предусмотрен учет себестоимости единицы изделий (продукции, работ, услуг), а только "котловой" метод формирования совокупных затрат предприятия за налоговый (отчетный) период. Поэтому пользоваться классификаторами, данными в Налоговом кодексе РФ, для целей планирования и управления предприятием нельзя. Их следует использовать только для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль [ 3 ст.118 ].
Классификация позволяет применять методы управления расходами, которые подразделяются на административные и экономические. Административными методами можно предотвратить необоснованные, несанкционированные расходы, хищения, злоупотребления. К экономическим методам управления затратами относят планирование и бюджетирование. Планирование расходов на производство и реализацию продукции осуществляется разными методами. Выбор их зависит от общеэкономических условий, размеров предприятия, масштабов его деятельности, возможностей бухгалтерского и управленческого учета.
При учете затрат по постоянным и переменным расходам планирование осуществляется в отношении переменных затрат. Планируемая сумма переменных затрат С определяется как произведение удельных затрат на единицу продукции Н на планируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении В:
С = Н · В.
Постоянные расходы принимаются в фактической величине.
В планировании применяется метод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому элементу осуществляются разработки и планируются затраты исходя из потребностей производства с учетом использования факторов снижения себестоимости. Совокупность затрат по элементам формирует валовые затраты(всего затраты на производство). Из этих затрат исключаются затраты, списываемые на непроизводственные счета. Это затраты, связанные с обслуживанием хозяйства или выполнением и оказанием услуг, отдельно возмещаемых сверх цены товарной продукции. Из затрат также вычитается сумма изменений остатков по счетам "незавершенное производство" и "расходы будущих периодов". В результате формируется производственная себестоимость продукции. Но это еще не окончательная себестоимость. Предприятие также несет расходы по продвижению товара до покупателя. Такие расходы называются коммерческими. Они включают в себя упаковку, маркировку, транспортировку продукции, ее сертификацию, паспортизацию, рекламу и другие расходы, связанные со сбытом.
Вместе с производственной себестоимостью коммерческие расходы образуют полную себестоимость. На себестоимость оказывают влияние различные факторы. Если в структуре себестоимости большой удельный все имеют материальные затраты, значит, производство материалоемкое и в управлении затратами следует направить свои усилия на снижение материальных затрат. Если оплата труда с начислением взносов на социальное страхование занимает наибольший удельный вес в себестоимости, то это трудоемкое производство и следует заниматься повышением производительности труда, что приведет к удельному снижению себестоимости. Если амортизация основных фондов составляет значительную долю в структуре себестоимости, то это производство фондоемкое [ 4 ст.201 ].
Следует изучить степень эффективности использования основных фондов, загруженность производственных мощностей и принять меры к улучшению использования имеющихся основных фондов. Тогда доля амортизации на единицу продукции уменьшится и себестоимость снизится.
Классификация доходов предприятия:
1 Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала. Как и расходы, доходы бывают от обычных видов деятельности и прочие.
2 Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
К прочим доходам относятся:
- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
- штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления в возмещение причиненных организации убытков;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженностей, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).
К прочим доходам также относятся поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. [ 5 ст.187 ].
Доходы классифицируются в зависимости от направлений деятельности предприятия:
- доход от основной деятельности - выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
- доход от инвестиционной деятельности - финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;
- доход от финансовой деятельности - результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является основным источником финансовых потоков на предприятии. Понятие "выручка от реализации" и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей. В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации: по отгрузке - метод начислении и по оплате - кассовый метод. Все организации, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Малые предприятия могут отражать в учете выручку от реализации по мере ее оплаты. На величину выручки от реализации влияют цена реализуемых товаров и объем продаж в натуральном выражении.
3 Основные направления и методы устранения дефицита финансовых средств
Причины возникновения дефицита денежных средств можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся те, что зародились на самом предприятия и обусловлены его спецификой. Внешние причины возникновения дефицита денежных средств не зависят от предприятия. Для преодоления дефицита денежных средств существует два основных пути, которые желательно реализовывать в комплексе: увеличение притока и уменьшение оттока денежных средств.
Последствия дефицита денежных средств могут быть для предприятия весьма неприятными, а в некоторых случаях - плачевными. Некоторые из них перечислены ниже.
1 Задержки в выплате заработной платы сотрудникам предприятия.
2 Рост кредиторской задолженности перед контрагентами (в частности, перед поставщиками и подрядчиками), банками и иными финансово-кредитными организациями.
3 Рост кредиторской задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также по иным обязательным платежам.
4 Заметное снижение ликвидности активов предприятия.
5 Увеличение производственного цикла из-за несвоевременной поставки сырья, материалов и комплектующих вследствие неплатежей (или задержки платежей) поставщикам и подрядчикам.
Причины возникновения дефицита денежных средств можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним причинам относятся те, что зародились на самом предприятия и обусловлены его спецификой.
Наиболее распространенные из них - это:
1 Потеря одного или нескольких крупных покупателей продукции (работ, услуг), отсюда заметное снижение объемов реализации.
2 Недостатки в планировании и управлении ассортиментом продукции предприятия, что также может вызвать падение объемов продаж.
3 Слабая реализация финансового планирования на предприятии либо отсутствие финансового планирования.
4 Отсутствие оптимальной организационной структуры финансовых служб предприятия.
5 Отсутствие управленческого учета. В настоящее время только бухгалтерского учета явно недостаточно для эффективного управления предприятием.
6 Потеря контроля над затратами предприятия.
7 Нерациональное использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
8 Низкая квалификация персонала предприятия, в первую очередь - специалистов бухгалтерского, финансового и управленческого учета.
Внешние причины возникновения дефицита денежных средств не зависят от предприятия. Среди них могут быть следующие:
1 Жесткая конкуренция со стороны других производителей аналогичных товаров (работ, услуг).
2 Возникновение кризиса неплатежей.
3 Распространение неденежных форм расчетов (бартерные операции, зачеты взаимных требований и т. д.).
4 Дефицит или значительный рост цен на энергоносители.
5 Потери от экспорта продукции, вызванные снижением обменного курса валюты.
6 Противоречивость налогового законодательства, давление со стороны налоговых органов.
7 Высокая стоимость кредитных и иных привлеченных средств.
8 Инфляция.
Для преодоления дефицита денежных средств существует два основных пути, которые желательно реализовывать в комплексе: увеличение притока и уменьшение оттока денежных средств [ 6 ст.87 ].
Как увеличить поступление денежных средств?
Одним из наиболее распространенных способов увеличения поступления денежных средств на предприятие является продажа или сдача в аренду внеоборотных активов. При этом продажа дает сиюминутный и единичный приток денежных средств (за исключением случаев, когда внеоборотные активы продаются в рассрочку), а аренда обеспечивает постоянное поступление денег в течение всего периода аренды. Достаточно эффективным способом увеличения притока денежных средств является оптимизация и рационализация ассортимента выпускаемой продукции. Это выглядит вполне логично: зачем выпускать товары (выполнять работы, оказывать услуги), которые не пользуются спросом на рынке или пользуются ограниченным спросом? Следует переориентировать производство на более актуальный ассортимент.
В условиях неплатежей или чрезмерного распространения неденежных форм расчетов для увеличения притока денежных средств можно использовать механизм полной либо частичной предоплаты. В таком случае покупателям и заказчикам выдвигается жесткое условие: продукция предприятия будет поставляться только после поступления предоплаты на расчетный счет либо в кассу предприятия. Предоплату можно использовать в комплексе с еще одним эффективным способом увеличения притока денежных средств - разработкой и внедрением системы скидок для покупателей и заказчиков (чем больше сумма предоплаты, тем больше скидка). Без предоплаты лучше ничего не отпускать или отпускать с дополнительной наценкой. Для решения актуальных финансовых проблем можно использовать механизм краткосрочного финансирования в банке либо другом финансово-кредитном учреждении. Во многих случаях более удобным является не привлечение кредита, а открытие кредитной линии. При предоставлении предприятию кредита на расчетный счет перечисляются все деньги по договору. Через определенный период времени предприятие должно возвратить банку эту сумму с уплатой процентов. Что касается кредитной линии, то в данном случае денежные средства на расчетный счет предприятия не перечисляются. При необходимости компания имеет возможность в любой момент взять требуемую сумму и перечислить ее по назначению.