Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:40, дипломная работа
Подводя итог исследования причин возникновения коррупции, выделим основные из них:
- непомерное разрастание бюрократического аппарата чиновников
- криминализация властных отношений (зависимость власти от частного капитала)
- низкий уровень заработной платы госслужащих
- отсутствие общественного контроля за деятельностью органов государственной власти
- несовершенство законодательства, регулирующего отношения власти и капитала.
Введение
Глава 1. Понятие, явление и сущность коррупции в РФ.
Характеристика понятия коррупция.
Исторический аспект антикоррупционной деятельности.
Современное состояние законодательства о коррупции.
Глава 2. Федеральный закон «О противодействии коррупции»
2.1 Характеристика ФЗ «О противодействии коррупции»
2.2 Реализация законодательства о противодействии коррупции.
Глава 3.Основные направления борьбы с коррупцией в государственном аппарате.
Заключение.
Федеральным законом устанавливаются:
- основные принципы
- правовые и организационные
основы предупреждения
Тем самым данный закон
можно определить как основной законодательный
акт в системе мер
В ФЗ «О противодействии коррупции» даны:
а) определение понятий "коррупция" как социально-юридического явления, "коррупционное правонарушение" как отдельного проявления коррупции, влекущего за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и "противодействие коррупции" как скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий;
б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:
специальные требования к
лицам, претендующим на замещение должностей
судей, государственных должностей
РФ и должностей государственной
службы, перечень которых определяется
нормативными правовыми актами РФ,
предусматривающие в том числе
и контроль над доходами, имуществом
и обязательствами
развитие института
совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ;
возложение на государственных
и муниципальных служащих обязанности
уведомлять о ставших им известными
в связи с выполнением своих
должностных обязанностей случаях
коррупционных или иных правонарушений,
а также привлечение к
в) определение основных
направлений государственной
совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;
разработку системы мер,
направленных на совершенствование
порядка прохождения
сокращение категорий
лиц, в отношении которых
введение антикоррупционных
стандартов, то есть установление для
соответствующей области
обеспечение справедливой и
равной для всех доступности правосудия
и повышение оперативности
развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.
2.2 Реализация
законодательства о
Важной причиной, порождающей
и стимулирующей коррупцию, является
несовершенное
Препятствием в борьбе
с коррупцией является и то, что
российское законодательство не обеспечивает
открытости правотворческой деятельности.
Процесс лоббирования принятия нормативных
решений в представительных органах
не урегулирован нормами права. Законы
о законодательной деятельности
и регламенты представительных органов
не требуют обязательного
Недостаточно эффективно
способствует борьбе с коррупцией уголовное
право. В Уголовном кодексе РФ
есть две главы, одна из которых предусматривает
ответственность за преступления против
интересов государственной
Нормы отечественного уголовного права не охватывают своими составами деяния, признаваемые коррупционными в международном праве. Так, не считаются коррупцией принятие решения в условиях конфликта интересов, незаконное обогащение должностного лица и подкуп иностранного должностного лица. Коррупция лиц, выполняющих управленческие функции на государственных (муниципальных) предприятиях, отнесена к категории дел частного, а не публичного обвинения, что позволяет им уходить от ответственности. Правовая ответственность за подкуп не применяется к юридическим лицам. Отечественные исследователи отмечают , что в российском уголовном праве отсутствуют такие составы преступлений, как коррупционный лоббизм, коррупционный фаворитизм, внесение тайных взносов на политические цели, внесение взносов в избирательные фонды с целью получения впоследствии государственных должностей, закрытое проведение приватизации, залоговых аукционов, незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот (в том числе неприменение санкций за нарушение норм налогового, таможенного, хозяйственного права), переход государственного служащего на работу в частную компанию, которая находилась в его ведении во время несения государственной службы.
Со второй половины 90-х
годов ситуация с законодательством
постепенно стала меняться в лучшую
сторону. Вместе с тем, процесс принятия
новых законов был
Российское законодательство содержит сегодня большой коррупционный потенциал в силу значительного завышения требований норм права, обилия дискреционных полномочий чиновника, огромного количества отсылочных норм. Так, например, из-за того, что налоговое законодательство предполагает сегодня избыточное налоговое бремя, оно способствует росту взяток и поборов чиновниками.
Россия стала сегодня страной с одной из самых монополизированных экономик, а нынешнее антимонопольное законодательство не позволяет установить факт сговора монополистов, например, по подъему цен на бензин, металл, электроэнергию, на услуги автострахования и т.д. Более того, предполагая в качестве санкций низкие штрафы за монопольную деятельность, такое законодательство способствует захвату рынков монополистами.
Значительные коррупционные
нормы права содержатся в законе
«О конкурсах на размещение заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных
нужд». Чиновник, например, может использовать
предварительный отбор
В этой связи следует заметить,
что проблема состоит не только во
взяткоемкости
Таким образом, слабость государства, неразвитость гражданского общества, сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство и взяткоемкость законодательства являются главными причинами и условиями рождения и масштабного развития коррупции в России. Чтобы устранить данные причины, победить коррупцию как систему общественных отношений, необходима активная антикоррупционная деятельность, как государства, так и общества, нужен национальный план по борьбе с коррупцией.
Глава 3.Основные направления борьбы с коррупцией в государственном аппарате.
Как правильно отмечали М.Левин и Г. Сатаров, «коррупция проявляется там, где есть власть, т.е. право принимать решения и распоряжаться ресурсами. Это могут быть бюджетные средства, государственные заказы или льготы либо, наоборот, - штрафы, запреты, те или иные наказания. К властным ресурсам относятся право разрешения или запрета, право принять решение или уклониться от него. Не следует полагать, что речь идет только о государственной власти. Должностное лицо в фирме или общественной организации также обладает властью и возможностью распоряжаться ресурсами. Значит, и здесь есть возможность для коррупции.»5
С этой точки зрения интерес
представляет позиция экспертов
Всемирного банка, которые полагают,
что волна коррупции
Нечетко сформулированные правила,
чрезмерное регулирование и повсеместный
контроль дают должностным лицам
исключительную власть, создают широкие
возможности для взяточничества
и присвоения принадлежащих обществу
материальных ценностей. Неразвитость
в некоторых странах
Обладание административной
властью представляет широкие возможности
для злоупотребления ею, будь то
в форме протекционизма, незаконного
приобретения различных социальных
благ и разного рода привилегий,
коррупции и т.д. это вытекает
из самой сущности административной
власти, характеризующейся
Об обоснованности этих доводов
свидетельствует практика осуществления
первоначального накопления капитала
многими теперешними лидерами российского
бизнеса. Оно происходит в форме
злоупотребления при