Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Антикризисное регулирование существует как на макро- так и на микроуровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном национального хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благоприятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потерями. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава I «Теоретические аспекты регулирования кризисных ситуаций»..
1.1 Роль и функции антикризисного регулирования …………………….
1.2 Классификация кризисов………………………………………………….
Глава II «Виды регулирования кризисных ситуаций»…………………
2.1 Государственное регулирование кризисных ситуаций………………
2.2 Законодательное регулирование банкротства……………………….
2.3 Финансовое регулирование……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

КУРОСВАЯ по антикризисному управлению.docx

— 46.09 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

филиал федерального  государственного бюджетного

образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

Воронежский государственный

архитектурно-строительный университет»

в городе Борисоглебске

 

 

кафедра экономики и управления строительством

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Антикризисное управление»

Тема: «Государственное регулирование  кризисных ситуаций»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила: студентка группы 

                                                                                                         ЭУС ФБ 831                  

                                                                                                        Баженова Т.С.

                                                                                    Проверил: Пирогова М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Борисоглебск

2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Глава I «Теоретические аспекты регулирования кризисных ситуаций»..

1.1 Роль и функции антикризисного  регулирования …………………….

1.2 Классификация кризисов………………………………………………….

Глава II «Виды регулирования кризисных ситуаций»…………………

2.1 Государственное регулирование кризисных ситуаций………………

2.2 Законодательное регулирование банкротства……………………….

2.3 Финансовое регулирование……………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список используемой литературы……………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Антикризисное регулирование предполагает анализ зарождения и протекания циклических  процессов, а также выработку  специальных антикризисных стратегий  для смягчения последствий кризисов. Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение  кризисных процессов и использование  кризиса как стартовой точки  для нового витка развития экономической  системы.

Антикризисное регулирование существует как на макро- так и на микроуровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном национального хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благоприятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потерями. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.

В антикризисном управлении предприятием решающее значение имеет построение тщательно продуманной стратегии  управления. Поэтому, необходимый начальный  этап в разработке стратегии антикризисного управления предприятием - комплексная  и своевременная диагностика  его состояния. Диагностику кризиса  на микроуровне можно разбить  на два этапа - качественной и количественной идентификации объекта.

Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность  выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Антикризисное регулирование и  управление так же, как и любое  другое, может быть малоэффективным  или более эффективным. Эффективность  характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

Кризис - это тяжелое переходное состояние экономики. Он представляет диалектическое единство предела и  стимула развития. С одной стороны, кризис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении  цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокращении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промышленного  производства, гак и в сфере  услуг). С другой стороны, во время  кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики  и дальнейшего ее развития. При  этом стихийный рыночный механизм для  разрешения противоречий использует кризисные  параметры.

Важнейшее проявление кризиса - снижение цен. Падают цены на товары (перепроизводство товарного капитала), снижается заработная плата и обесценивается основной капитал (перенакопление производственного  капитала), снижается покупательная  способность денег (обесценение  денежного капитала). Обесценение  капитала принимает массовый характер. На длительность и глубину кризиса  существенно влияет колебание инвестиций. Кризис образует исходный момент для  новых массовых капиталовложений, причём на новом техническом уровне.

В современной экономической литературе преобладают два различных подхода  к антикризисному регулированию  предприятия. Первый из них - финансовый подход, характерный преимущественно  для западной литературы, рассматривает  предприятие (фирму) как совокупность товарно-денежных потоков (контрактов). Второй подход - организационно-структурный, чаше встречающийся в отечественной  экономической литературе.

Оба этих подхода являются, на мой взгляд, однобокими, потому что классическое предприятие представляет собой целостный комплекс, сочетающий в себе как финансовую, так и организационно-структурную составляющие. Антикризисные программы, которые разработаны с опорой только на одну из этих составляющих без учёта другой, терпят крах при попытке их внедрения на практике. Более того, автоматическое перенесение на российскую почву зарубежных антикризисных методик, проводимое без учёта особенностей российской экономики, законодательства и менталитета также приводит к отрицательным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I «Теоретические аспекты регулирования кризисных ситуаций»

1.1Роль и функции антикризисного регулирования

В антикризисном управлении предприятием решающее значение имеет  построение тщательно продуманной  стратегии управления. Поэтому, необходимый начальный этап в разработке стратегии антикризисного управления предприятием - комплексная и своевременная диагностика его состояния. Диагностику кризиса на микроуровне можно разбить на два этапа - качественной и количественной идентификации объекта. Для выявления кризиса в процессе диагностики используются следующие методы - аналитические, экспертные, методы линейного и динамического программирования, построение экономико-математических моделей исследуемого предприятия. В работе диагностика кризиса на предприятии анализируется с учётом всех рассмотренных выше подходов.

В финансовом подходе последовательно  анализируются: макросреда предприятия (политическое, экономическое, социальное и технологическое окружение); конкурентная среда предприятия (покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, новые потенциальные конкуренты, товары-заменители); внутренняя среда предприятия (оценка эффективности текущей стратегии, SWOT-анализ, оценка конкурентоспособности цен и издержек предприятия методом «цепочки ценностей», угроз и возможностей для предприятия).

С точки зрения финансового  подхода, сущность антикризисной стратегии  заключается в маневре денежными  потоками для заполнения разрыва  между их расходованием и поступлением. Антикризисное управление допускает  любые потери (в том числе и  будущие), ценой которых можно  добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации осуществляется последовательно в три этапа:

* Устранение   неплатежеспособности: продажа   краткосрочных   финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, избыточных производственных запасов, деинвестирование. продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы;

*  Восстановление финансовой устойчивости: остановка нерентабельных производств, выведение из состава предприятия затратных объектов, совершенствование организации труда и оптимизация численности занятых на предприятии, уменьшение текущей финансовой потребности, выкуп долговых обязательств с дисконтом, конвертация долгов в уставный капитал, форвардные контракты на поставку продукции предприятия;

*  Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде: повышение конкурентных преимуществ продукции, увеличение денежного компонента в расчётах, увеличение оборачиваемости активов. В работе последовательно проанализированы сильные и слабые стороны каждой из этих методик и установлена наиболее оптимальная очередность их применения.

К функциям антикризисного регулирования – относится вид  деятельности, который отражает предмет  управления, и определяют его результат. Он отвечают на простой вопрос: что  нужно, чтобы управлять успешно  в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно  выделить шесть функций: предкризисное  управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных  возможностей, своевременное принятие решений.

Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, но в своей  совокупности они характеризуют  антикризисное управление.

1. Нет управления без  ограничений, которые могут быть  внутренними и внешними. Но ограничения  можно регулировать, и в этом  также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы “Паблик рилейшнз”.

2. Одной из важных характеристик  антикризисного регулирования и  управления является сочетание  формального и неформального  управления. В разнообразных видах  такого сочетания существует  зона рациональной организации  антикризисного управления. Она  может сужаться или расширяться.  Ее сужение отражает повышение  опасности кризиса или опасности  наиболее острого его проявления.

3. Для антикризисного  управления особое значение имеет  перспективность, возможность выбрать  и построить рациональную стратегию  развития.

Существуют разные стратегии, наиболее важными из которых являются следующие:

-предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;

-выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;

-противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;

-стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

-рассчитанного риска;

-последовательного вывода из кризиса;

-предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

Антикризисное регулирование  и управление так же, как и любое  другое, может быть малоэффективным  или более эффективным. Эффективность  характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или  позитивного использования кризиса  в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить  такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть  ее можно при анализе и общей  оценке управления, его успешности или просчетов.

1.2. Классификация кризисов

1. По причинам возникновения.

Стратегический кризис – затрагивает  все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем  развития территории, при желании  сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования, особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора.

Кризис «успеха» – возникновение  неплатежеспособности в связи с  недостатками менеджмента, когда наблюдается  необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования  заемных средств. Выражается в снизившейся  доле собственных доходов бюджета.

Кризис неплатежеспособности –  внешнее проявление нарушений в  функционировании системы, когда предприятие  не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств  в бюджет от других уровней бюджетной  системы, разовые незапланированные  расходы бюджета, необходимость  формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций