Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:34, курсовая работа
Антикризисное регулирование существует как на макро- так и на микроуровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном национального хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благоприятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потерями. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.
Введение…………………………………………………………………………
Глава I «Теоретические аспекты регулирования кризисных ситуаций»..
1.1 Роль и функции антикризисного регулирования …………………….
1.2 Классификация кризисов………………………………………………….
Глава II «Виды регулирования кризисных ситуаций»…………………
2.1 Государственное регулирование кризисных ситуаций………………
2.2 Законодательное регулирование банкротства……………………….
2.3 Финансовое регулирование……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………….
2. По длительности.
Долгосрочный – для
Среднесрочный – для кризиса «успеха».
Краткосрочный – для кризиса неплатежеспособности.
3. По стадиям.
Обратимые кризисы – когда администрация предприятия самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.
Необратимые кризисы – когда администрация предприятия не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.
4. По сфере возникновения.
Эндогенные кризисы –
Экзогенные кризисы возникают
по причинам, не зависящим от организации
– высокий уровень инфляции, высокие
проценты по кредитам, нестабильность
налоговой системы и
5.По природе.
Экономические. В основе экономических
кризисов нерациональное использование
ресурсов (трудовых, природных, земельных,
производственных) или их недостаток
в силу невыгодного географического
положения или истощения
Бюджетно-финансовые кризисы возникают в связи с несбалансированной бюджетной политикой, низкой налоговой базой местного самоуправления, несвоевременным или неполным поступлением обязательных платежей, высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной, недостаточным правовым и методическим обеспечением системы управления, прямыми нарушениями финансовой дисциплины
Общественно-политические кризисы объективно присущи территориальным системам и могут возникать как результат неадекватной политики местных властей, внутренней борьбы между политическими партиями и течениями, утраты контроля над ситуацией со стороны главы администрации, личных амбиций отдельных политических лидеров.
Социальные кризисы связаны
с национальными, этническими, религиозными
конфликтами, а также с высоким
уровнем безработицы, резкой дифференциацией
доходов населения и
Экологические кризисы и чрезвычайные
ситуации возникают вследствие стихийных
бедствий, природных и техногенных
катастроф, неадекватного воздействия
человека на окружающую среду, животный
и растительный мир и непринятия
своевременных мер по их защите.
Характерно ухудшение производственно-
6. По масштабу.
Национальные – охватывают территорию всей страны.
Региональные – охватывают территорию отдельного субъекта федерации или территорию нескольких субъектов.
Местные – охватывают территорию отдельного предприятия .
7. По глубине.
Локальные – затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному, функциональному или другому признаку.
Системные – затрагивают все подсистемы территориальной системы управления.
8. По периодичности.
Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.
Нециклические кризисы не связаны
с циклическими колебаниями экономики,
а вызваны причинами
Глава 2 «Виды регулирования кризисных ситуаций»
2.1 Государственное регулирование кризисных ситуаций
Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.
Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:
• поддержание
• предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
• уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.
В сферах, имеющих особое значение
для экономической и социальной
жизни, государство применяет
Такие меры можно разделить на две группы:
1. финансовая поддержка,
2. особое администрирование
Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.
Основные формы финансовой поддержки:
• целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;
• субсидирование процентной ставки по кредиту;
• предоставление гарантий по кредиту;
• налоговые льготы;
• налоговый кредит.
Особое администрирование
• введение дополнительных форм отчетности;
• установление обязательных нормативов;
• лицензирование;
• обязательное страхование ответственности;
• законодательное ограничение тарифов;
• другие законодательные ограничения.
2.2 Законодательное регулирование банкротства.
Основным нормативным актом, регулирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. Согласно статье 2 этого закона, несостоятельность (банкротство) это "признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство)"
Внешним признаком банкротства
является невыполнение требований кредиторов
в течение трех месяцев со дня
наступления сроков их исполнения.
Требования к должнику должны превышать
1000 минимальных размеров оплаты труда.
Особо законом оговорены
Внесудебной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является досудебная санация.
При рассмотрении дела о банкротстве
должника — юридического лица применяются
следующие процедуры
-наблюдение;
-финансовое оздоровление;
-внешнее управление;
-конкурсное производство;
-мировое соглашение.
Досудебная санация. В случае возникновения признаков банкротства, определенных Законом о банкротстве, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.
Учредители (участники) должника, собственник
имущества должника - унитарного предприятия,
федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления в случаях,
предусмотренных Федеральным
Наблюдение. Наблюдение — процедура
банкротства, применяемая к должнику
в целях обеспечения
Наблюдение — первый этап арбитражного управления предприятием, начинающийся с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента назначения судом иной процедуры.
Данный этап начинается с момента
возбуждения арбитражным судом
дела о банкротстве предприятия-
Основные цели наблюдения — обеспечение
арбитражным управляющим
Для проведения этого этапа арбитражный суд назначает временного управляющего.
Временный управляющий обязан:
• принимать меры по обеспечению
сохранности имущества
• проводить анализ финансового состояния должника;
• выявлять кредиторов должника;
• вести реестр требований кредиторов;
• уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
• созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Временный управляющий по окончании
наблюдения обязан представить в
арбитражный суд отчет о своей
деятельности, сведения о финансовом
состоянии должника и предложения
о возможности или
Финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Процедура финансового оздоровления
предусматривает способы
Для проведения этого этапа арбитражный
суд назначает
Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:
• вести реестр требований кредиторов и созывать собрания кредиторов в необходимых случаях;
• рассматривать отчеты о ходе
выполнения плана финансового оздоровления
и графика погашения
• представлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
• осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;
• осуществлять контроль за ходом
выполнения плана финансового оздоровления
и графика погашения
• осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:
• определение о прекращении производства по делу о банкротстве,
• определение о введении внешнего управления ,
• решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Внешнее управление. Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Это еще одна реабилитационная процедура банкротства.
Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций