Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Антикризисное регулирование существует как на макро- так и на микроуровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном национального хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благоприятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потерями. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава I «Теоретические аспекты регулирования кризисных ситуаций»..
1.1 Роль и функции антикризисного регулирования …………………….
1.2 Классификация кризисов………………………………………………….
Глава II «Виды регулирования кризисных ситуаций»…………………
2.1 Государственное регулирование кризисных ситуаций………………
2.2 Законодательное регулирование банкротства……………………….
2.3 Финансовое регулирование……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

КУРОСВАЯ по антикризисному управлению.docx

— 46.09 Кб (Скачать файл)

Основная цель данного этапа  — финансовое оздоровление должника (восстановление его платежеспособности) за счет смены прежнего руководителя предприятия и реализации плана  внешнего управления, предлагаемого  внешним управляющим.

Для проведения этого этапа арбитражный  суд назначает внешнего управляющего, ему передаются все полномочия по управлению предприятием.

Внешний управляющий обязан:

- принять в управление имущество  должника и провести его инвентаризацию;

- разработать план внешнего  управления и представить его  для утверждения собранию кредиторов;

- вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

- заявлять в установленном порядке  возражения относительно предъявленных  к должнику требований кредиторов;

- принимать меры по взысканию  задолженности перед должником;

- вести реестр требований кредиторов (кредиторы вправе предъявить  свои требования к должнику  в любой момент в ходе внешнего  управления);

- реализовывать мероприятия, предусмотренные  планом внешнего управления;

- информировать комитет кредиторов  о реализации мероприятий, предусмотренных  планом внешнего управления;

- представить собранию кредиторов  отчет об итогах реализации  плана внешнего управления.

По итогам рассмотрения результатов  внешнего управления арбитражный суд  принимает один из судебных актов:

определение о прекращении производства по делу о банкротстве

решение о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство. Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному  банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Это единственная процедура банкротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация должника.

Должник может быть сохранен лишь при досрочном прекращении конкурсного  производства, например, вследствие мирового соглашения или перехода к внешнему управлению. Восстановление платежеспособности должника не предполагается, ибо ранее  было доказано, что оно невозможно.

Конкурсное производство — это  процедура ликвидации несостоятельной  организации путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между  кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи.

Реализует процедуру конкурсного  производства конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом.

Один из важных моментов в ликвидационных процедурах — формирование конкурсной массы. Все имущество должника, имеющееся  на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного  производства, составляет конкурсную массу. После того как завершается  формирование конкурсной массы или, по крайней мере, накапливается достаточно средств, чтобы удовлетворить требования кредиторов первой очереди, конкурсный управляющий переходит к расчетам с кредиторами.

Расчеты производятся в соответствии с реестром требований кредиторов. При этом требования каждой очереди  могут быть удовлетворены только после полного удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Когда расчеты дойдут до очереди, в которой денежных средств не будет хватать для удовлетворения требований всех кредиторов данной очереди, остаток конкурсной массы будет  распределен между ними пропорционально  суммам их требований.

После рассмотрения арбитражным судом  отчета конкурсного управляющего о  результатах проведения конкурсного  производства арбитражный суд выносит  определение о завершении конкурсного  производства, а в случае погашения  требований кредиторов — определение  о прекращении производства по делу о банкротстве.

Мировое соглашение. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом  дела о банкротстве должник, его  конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое  соглашение, то есть соглашение сторон о прекращении судебного спора  и взаимных уступках.

Мировое соглашение утверждается арбитражным  судом. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит  определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается  на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое  соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после  погашения задолженности по требованиям  кредиторов первой и второй очереди.

2.3 Финансовое регулирование

Это управление совокупностью  денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике. Ее задачи и цели отражают особенности переживаемого периода, а именно:

    • использование бюджетной политики как средства реализации общих задач и целей экономических преобразований;
    • обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;
    • разрешение или смягчение острых социальных противоречий, возникших в результате смены общественного строя, а также по рожденных ходом реформ;
    • развитие новых отношений бюджетного федерализма.

Бюджетная политика в известной  мере реализует, и общие цели, которые  стоят перед любой бюджетной  системой. Это концентрация и централизация  финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.

Глубина и продолжительность  кризиса в стране во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики. Выбранный путь «финансовой стабилизации» не привел к улучшению ситуации, а породил новые и весьма опасные тенденции.

В ходе исполнения бюджета  самому значительному сокращению подвергаются программы, которые государство  обязано финансировать. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей.

Дефицит бюджета государство  покрывает за счет операций с ценными бумагами и получения иностранных кредитов. В регионах напряженность финансовой ситуации снижают за счет продажи недвижимости, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав догосрочной аренды земельных участков. Но эти ресурсы конечны. Нужны возобновляемые ресурсы, т. е. доходы от производства.

Механизм корректировки  денежных процессов сложен. Многие параметры, определяющие состояние  денежной сферы, например спрос на деньги, скорость их обращения, находятся за пределами контроля хозяйственных  органов государства. Поэтому главный  акцент в современных программах управления деньгами делается на изменении  их предложения, т. е. на ускорении или  замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.

Переход национальной экономики  к режиму устойчивого экономического роста требует надежной опоры на государство: его регулирующие методы становятся  решающим фактором.

Преодоление финансового  кризиса требует принятия в качестве исходных следующих мер:

  • разделить функции бюджетной системы и деятельность ее организационных структур в части формирования доходов и обеспечения режима финансирования, определив границы ответственности по исполнению Закона о бюджете в рамках установок по формированию доходов и отдельно — по финансированию расходов бюджетных организаций;
  • поставить бюджетное финансирование расходов субъектов Российской Федерации по всем статьям в рамки жесткой зависимости от установленных законом сроков и объемов финансирования;
  • ввести в законодательно-правовое русло процесс использования денежной эмиссии;
  • пресечь практику неограниченных заимствований на бесплатной и безвозвратной основе средств фондов социального страхования, Пенсионного фонда и других для покрытия текущих расходов бюджета;
  • сбалансировать распределение налогового бремени между отраслями
  • поставить политику смещения налоговой нагрузки с предприятий на население в четкую зависимость от роста доходов основной массы населения;
  • преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Текущий глобальный экономический  кризис стал результатом провала  сложившейся финансовой системы  в результате низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались  вне должного учёта.  Мировые финансовые институты регулирования не отреагировали  на происходящие в последние годы события адекватными действиями, что подтвердило несоответствие их деятельности потребностям современного многополярного мира. Из-за отсутствия инструментов по предотвращению и минимизации  последствий кризиса мир столкнулся с серьёзными экономическими потрясениями и – как результат – с  ростом глобальной социальной нестабильности.  Для значительной части человечества ещё сложнее становится обеспечить комфортное жилье, образование, качественное медицинское обслуживание и даже продовольствие. Из-за кризиса мировой  подъём последних лет практически  не сказался на улучшении ситуации для наименее обеспеченных слоев  населения.  Поэтому в условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономики необходима стабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками. Нынешний кризис показал, что поддержание такой дисциплины остаётся нерешённой задачей, как для суверенных государств, так и для ведущих компаний, оперирующих на глобальных рынках.  Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Всем странам нужно действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках.  Новая международная структура финансовых отношений, по мнению российского президента, должна строиться на принципах: совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования; демократичности и равномерной ответственности за принятие решений; достижения эффективности на основе легитимности механизмов международной координации; прозрачности деятельности всех участников; справедливого распределения рисков.  Большинство разработанных мер направлены на решение многих проблем, связанных с нестабильностью современной финансовой и экономической системы. Их комплексная реализация обеспечит условия для создания универсальной системы финансово-экономического регулирования, исключающей возможность возникновения глобального кризиса.  В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций