Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:26, контрольная работа
Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально- экономичес кой системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления
Введение…………………………………………………………………………3
1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления………...5
2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении………………………………………………………………………8
3. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития………………………………………………………………………...12
4. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода
из кризиса………………………………………………………………………15
5. Инновационные проекты, критерии их отбора …………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23
Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:
● организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;
● поиск этой группой
разнообразных источников
● использование
● поощрение и поддержка
менеджерами инновационной
● поощрение принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;
● четкая стратегия управления нововведениями.
Если первые пять
признаков характеризуют
Инновационная стратегия теснейшим образом связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности.
Важное условие управления
в сложных системах —
Примером постоянной
и интенсивной инновационной
деятельности, ведущей к завоеванию
рыночных позиций, может служить
южнокорейский конгломерат Samsung, состоящий
из 25 фирм, выпускающих широкий
Основу его стратегии
составляют интенсивные
Инновационная деятельность
крупных компаний, успешно действующих
на рынке, развивается, как правило,
широким фронтом и
3. Государственная
инновационная стратегия
Инновационный потенциал организации складывается из факторов, дающих оценку состояния ее внутренней среды, характеризующих ее конкурентоспособность и конкурентные преимущества, и из факторов внешней среды, которые как бы определяют привлекательность инновационного рынка для организации.
И здесь инновационные
возможности, предоставляемые организации
ее внешней средой, во многом
зависят от инновационной
В настоящее время
отраслевую структуру
Устаревшие производственные
мощности, огромные монополизированные
государственные предприятия —
все это порождает трудности
для структурной перестройки. Она
должна быть направлена на
внедрение передовой
Успехов в этом направлении
в России можно достичь только
на уровне государственной
Инновационная политика западноевропейских стран базируется на стимулировании «национальных чемпионов» — небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Им достается основная часть государственных средств на промышленные НИОКР. Так, в Великобритании более 80% государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилось на пять фирм. Однако концентрация финансовых ресурсов на проведение НИОКР и «банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, по мнению С. Вудса, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила распространение передовых технологий и разработок в другие отрасли экономики.
Результатом такой
политики явилось явное
Обобщение мирового опыта дает возможность сформулировать основные задачи антикризисной инновационной политики государства:
• активизация деятельности
государственных предприятий, различных
ведомств, АО и других структур
по использованию имеющегося
научно-технического
• создание
• разработка программ
по использованию передовых
• формирование инновационной
инфраструктуры, которая может включать
акционерные общества, предприятия,
университеты, академические институты,
научные лаборатории. Для решения
определенной научной задачи
в эти консорциумы
• выпуск специальных
изданий, регулярно публикующих
информацию об имеющихся
4. Формирование
инновационных инфраструктур
Создание новых инновационных структур — одна из основных задач экономической политики, как экономически развитых, так и развивающихся стран. Эти структуры позволяют стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического спада, структурной перестройки, сопровождающихся сокращением рабочих мест, уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научное развитие, а также в условиях значительного накопления научно-технического потенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.
Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно-экономических механизмов. Это, в первую очередь, связано с условиями неопределенности, которые характерны для инновационной деятельности. Неопределенность охватывает практически все фазы: от научно-исследовательских работ до продажи научно-технической продукции на рынке. Всегда существует опасность того, что стоимость полученных инновационных решений, может оказаться слишком высока или новая продукция потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффективности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха.
Эта проблема может
быть решена путем
Создание инновационной
инфраструктуры зависит от
В условиях
При формировании рыночных
отношений инновационная
Инновационная инфраструктура аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Она объединяет капиталы институциональных инвесторов, при этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск, т. е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи.
В рамках инфраструктуры получают значительное развитие такие инновационные структуры, как научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, технополисы, центры высоких технологий и т. п. Все эти структуры, вне зависимости от названия и внутренней организации, имеют общие цели: формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности; поддержка создания и развития венчурных фирм, представляющих собой рисковое предприятие небольшого размера, занятое разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты; селекция и поддержка перспективных научных проектов; успешная коммерциализация результатов научных исследований и научно-технических разработок. В них формируются качественно новые подходы к организации труда ученых университетов и молодых исследователей, обучению студентов. Технопарки решают важнейшие проблемы региона: дают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии, поэтому участие властей всех уровней в развитии технопарка имеет большое значение.
5. Инновационные проекты, критерии их отбора
Инновационные структуры типа технопарка, бизнес-инкубатора, техноцентра, инновационного фонда и др. при формировании стратегии своего развития, как правило, определяют, в какой роли они будут выступать: адаптера, инноватора или реципиента (или выбирают их эффективное сочетание). В зависимости от избранной стратегии формируются критерии отбора инновационных проектов.
Инновационные проекты характеризуются:
• высокой степенью
неопределенности получаемых
• длительностью периода
разработки и доведения
• высокой степенью
риска достижения
• значительным объемом необходимых инвестиций;
• в случае успеха — высокой доходностью;
• цикличностью развития инновационных процессов.
Отбор проектов может происходить в три этапа.
Первый этап заключается в формулировке задач, стоящих перед данной инновационной структурой, здесь определяются приоритетные направления научно-технического развития с учетом экономических задач, стоящих перед регионом.
На втором этапе формируется исходное множество проектов.
На третьем этапе проводится экспертиза проектов, т. е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов.