Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики .

Содержание

Введение 3
Определение инфляции 5
Соотношение роста цен по различным товарным группам 13
Кривая Филипса: взаимодействие инфляции и уровня безработицы 13
Влияние инфляции на налоговую сферу 18
Государственная антиинфляционная политика 19
3.1 Методы борьбы с инфляцией 19
3.3.1. Косвенные методы 20
3.3.2. Прямые методы 20
3.2. Первоочередные антиинфляционные методы, приминительно к отечественной экономике 20
3.2.1. Спецефические источники инфляции в Российской экономике 23
3.2.2. Проблемы целевых индикаторов 23
3.2.3. Механизм инфляции 24
3.2.4. Оценка стабилизационной политики правительства 32
Заключение 41
Список литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

inflyaciya_i_krizis_rossii1.doc

— 513.50 Кб (Скачать файл)

 

2.1.Влияние инфляции на налоговую сферу

 

Инфляция - это своеобразный налог, которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц, в экономической литературе используется даже такой термин "инфляционный налог". Это худший из всех видов налогов, так как в результате его применения страдают прежде всего физические лица с фиксированными или небольшими доходами (пенсионеры, инвалиды, государственные служащие, практически все лица наемного труда)

К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т.д.) не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы. Превышение расходов над доходами, появление дыры в государственном бюджете, масштабная эмиссия пустых денег, переполнение каналов денежного обращения и бурный рост цен - все это ярко наблюдается в периоды войн, революций, других социально-экономических и политических катаклизмов.

Следует отметить, что инфляционные процессы в нашей стране вызываются не не только экономическим спадом и бюджетным дефицитом. На протяжении десятилетий закладывались народнохозяйственные диспропорции (между отраслями промышленности, производящими средства производства и предметы потребления, между добывающими и перерабатывающими отраслями экономики, между промышленным и сельскохозяйственным производством и т.д.) Сюда же можно отнести и чрезвычайную милитаризацию экономики. В результате в экономическом организме давно нарушился обмен веществ .

Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью импорта и алкоголя. Потом ситуация резко изменилась. В результате падения добычи нефти резко сократились валютные поступления и, соответственна, импорт. Уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков (кампания борьбы за всеобщую трезвость). Одновременно были развернуты широкие социальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами, в связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой мы на рубеже 1989-1990 г.г. вплотную подошли к гиперинфляции.

Правительство не смогло сдержать опасные инфляционные явления. Они стали нарастать как снежный ком, питаемые спадом производства, все возрастающей бюджетной эмиссией, безудержной кредитной экспансией коммерческих банков (т.н. кредитная инфляция), развалом единой денежной и банковской системы страны, в итоге мы получили то, что и должны были получить - гиперинфляцию на фоне резкого спада производства.

Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг вследствие неизбежной потери части вложенной в акции и облигации стоимости, вытеснение из платежного оборота рубля долларом, угроза перехода от товарно-денежных отношений к натуральному обмену - вот те прелести, которые несет гиперинфляция .

 

 

3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА.

3.1.Методы  борьбы с инфляцией.

 

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить  антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные .

 

3.3.1 Косвенные  методы.

 

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком ;

2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими  центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг .

 

3.3.2 Прямые методы.

 

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование цен;

3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы ;

4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 

3.2.Первоочередные  антиинфляционные методы, приминительно  к отечественной экономике.

 

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:

 

1. Обеспечение        страны   в   достатке   продовольствием.   Это   первейшее    условие  любых   реформаторских    усилий.    Для    налаживания продовольственного дела  в   стране следует  оказать   государственную  финансовую   помощь  сельскохозяйственным предприятиям всех  видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов .

 а) установление   порядка   выдачи   кредитов   сельскозяйственным  предприятиям  под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

 б) установление государственных закупочных цен,   а   также цен   на   потребляемые   в сельскохозяйственном     производстве      ресурсы     на     уровне,     обеспечивающем рентабельную   работу   товаропроизводителей   и   создания    системы    контрактной торговли промышленными  товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2.  Воссоздание   разрушенного   инвестиционного   поля   народного       хозяйства,    без      чего функционирование   экономики становится невозможным.   В   этих целях надо прежде всего восстановить  на   банковских   счетах предприятий путем индексирования   утраченные из-за резкого   роста   цен   и   обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3.  Налаживание    снабженческо-сбытовых  связей  между  предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через система   крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут   функционировать   в   рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе .

4.  Взамен налога   на   добавленную   стоимость,   стимулирующего   в    современных   условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых  инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль,    дифференцировав  его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства,   что  будет  нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5.  На время кризиса  необходимо   централизовать банковскую систему России, имея   в   виду обязательное  исполнение    коммерческими   и   инвестиционными   банками директив центрального   банка   по  приоритетности   и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения  нормативных сроков документооборота.

6.  Для стабилизации  потребительского рынка целесообразно:

а). создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг,  ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый  кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа) , а также ввести  обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск  разорения особенно значителен;

б). создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

  1. В течение кризисного периода следует также проводить рациональною государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

 

 

 

3.2.1 Специфические  источники инфляции в Российской экономике

 

3.2.2 Проблема  ценовых индикаторов 

Прежде чем перейти к анализу, следует уточнить, какие индикаторы целесообразно использовать для измерения динамики цен и стоимостных соотношений. Это вовсе не второстепенный вопрос, поскольку существующий набор показателей содержит множество внутренних противоречий и поэтому позволяет прийти к совершенно разным выводам в зависимости от того, на какие из этих показателей опираться.

Госкомстат ежемесячно публикует отраслевые индексы оптовых цен производителей. Однако сопоставление их с другими индикаторами ценовой динамики ясно показывает, что индексы оптовых цен систематически завышаются. Накапливаясь, отклонения делают невозможным использование данного показателя для изучения долгосрочных изменений цен. Так, уровень оптовых цен (без учета НДС) на всю промышленную продукцию в среднем за 1995 год превышает их уровень 1990 года в 7564 раза, тогда как соответствующий рост потребительских цен (которые включают и НДС) составил лишь 3483. Если предположить, что уровень оптовых цен все же измерен верно, то мы должны были бы заключить, что производство сократилось на 80 процентов (объем выпуска в текущих ценах увеличился в 1561 раз). Рост обменного курса за это время составил 7836 раз, т.е. почти столько же, сколько и рост оптовых цен. Практически всеми признается, что в 1990 году официальный курс доллара (IS = 0,6 рубля) был занижен. Значит, следовало бы также признать, что доллар по-прежнему недооценен на внутреннем оптовом рынке. Это выглядит неправдоподобным.

В качестве альтернативного показателя ценовой динамики мы считаем целесообразным использовать «дефляторы», определяемые как соотношения между ростом объема продукции в текущих ценах и в сопоставимых. Их уровни не содержат явных противоречий другим показателям. Соответствующие оценки вместе с индексами потребительских цен приведены в таб.1.

 

Таблица 1. Индекс-дефляторы по отношению к 1990 году

 

1991

1992

1993

1994

1995

Промышленность

2.3

41

334

1248

3584

Сельское хозяйство

1.7

19

171

686

2600

Индекс  потребительских  цен

2.0

30

296

1192

3483


 

Что касается индексов оптовых цен, то они, на наш взгляд, могут использоваться для приблизительной оценки краткосрочной динамики цен производителей и для анализа межотраслевых соотношений цен.

 

3.2.3 Механизмы  инфляции

 

Признавая действие в России ряда традиционных механизмов инфляции, мы бы хотели сосредоточиться на рассмотрении ее специфических источников. Начнем с краткого перечисления особых условий, в которых были начаты реформы.

В централизованной экономике с конца 80-х годов значительно усилилось развитие «подавленной» инфляции. Толчок этому дало частичное ослабление регламентации формирования и использования предприятиями своей прибыли. В результате их доходы стали расти за счет сокращения доходов бюджета. Особенно большое перераспределение произошло в 1991 году в результате борьбы за контроль над экономикой между российскими и союзными органами власти. Верховный совет и правительство России предоставляли тогда широкие налоговые льготы предприятиям, переходившим под их юрисдикцию, в результате чего резко увеличился дефицит союзного бюджета.

Усиливалась несбалансированность потребительского рынка. Соотношение между расходами населения (без учета сбережений) и его текущими доходами упала с 87,4 в 1990 году до 79,2 процента в 1991 году. Первоначальный толчок инфляции был дан единовременной либерализацией цен с начала 1992 года, когда не имеющие рыночного опыта предприятия в первый же месяц повысили цены в среднем в 5 раз. Поскольку рост заработной платы при этом почти вдвое отставал от роста потребительских цен, а общая денежная масса повышалась еще медленнее, резкое падение спроса стало одной из главных причин сокращения производства.

Незадолго до начала экономических реформ началось снижение объемов добычи в нефтегазовом секторе, который в значительной степени компенсировал неэффективность других секторов. Если в 1985 году добыча нефти составляла 542 миллиона тонн, то в 1991 году она упала на 15 процентов (до 462 миллионов тонн). В конце 1991 года произошел распад СССР, сопровождавшийся нарушением многих производственных связей. В течение нескольких последующих лет заключались межправительственные соглашения о взаимных поставках важнейших видов продукции, однако они охватывали лишь небольшую часть кооперации, развивавшейся в Советском Союзе безотносительно к республиканскому делению. Незадолго до того прекратил свою деятельность Совет экономической взаимопомощи, в рамках которого прежде происходила значительная интеграция рынков социалистических стран. Перечисленные обстоятельства внесли дополнительный вклад в сокращение производства. Последовавший спад в свою очередь стал одним из генераторов инфляции .

Информация о работе Инфляция