Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики .

Содержание

Введение 3
Определение инфляции 5
Соотношение роста цен по различным товарным группам 13
Кривая Филипса: взаимодействие инфляции и уровня безработицы 13
Влияние инфляции на налоговую сферу 18
Государственная антиинфляционная политика 19
3.1 Методы борьбы с инфляцией 19
3.3.1. Косвенные методы 20
3.3.2. Прямые методы 20
3.2. Первоочередные антиинфляционные методы, приминительно к отечественной экономике 20
3.2.1. Спецефические источники инфляции в Российской экономике 23
3.2.2. Проблемы целевых индикаторов 23
3.2.3. Механизм инфляции 24
3.2.4. Оценка стабилизационной политики правительства 32
Заключение 41
Список литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

inflyaciya_i_krizis_rossii1.doc

— 513.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, за последние пять лет произошел последовательный переход российского правительства и Центрального банка от весьма мягкой денежно-кредитной политики к умеренной и, наконец, к достаточно сдержанной. Закономерным результатом этого стало последовательное замедление темпов инфляции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ИТАК ЯВЛЯЕТСЯ  ЛИ СНИЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ УСТОЙЧИВЫМ, А ПОБЕДА НАД НЕЙ - ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ?

В апреле 1996 года темпы инфляции в России снизились до 2,2, в мае - до 1,6, в июне - 1,2 процента. Майская и июньская инфляция оказалась, таким образом, ниже показателя любого месяца за последние пять с половиной лет начиная с декабря 1990 года. Такое снижение означает практическое приближение к такой ценовой стабильности, какая признается нормальной в цивилизованных рыночных государствах.

Начало финансовой стабилизации в России означает:

- воссоздание важнейшего (хотя и не единственного) предварительного условия прекращения хозяйственного спада и восстановления экономического роста, хотя, конечно же, нет гарантии, что рост начнется именно завтра;

- совершенно иной уровень ответственности при принятии любых экономических решений как на макро-, так и на микроуровне;

- радикальное снижение инфляционного налога, значительную часть которого вынуждена платить наименее защищенная часть населения - пенсионеры, студенты, люди, занятые в бюджетной сфере,

- замедление социального расслоения, ограничение перераспределения национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее богатым.

Вне всякого сомнения, начало реальной финансовой стабилизации весной 1996 года - это крупная победа властей - и правительства, и Центрального банка. Безусловно, это и победа настоящих реформаторов как при портфелях, так и без них, убедивших и в конце концов заставивших власти сменить проинфляционную политику на антиинфляционную. Это действительно одно из важнейших достижений экономической политики, осуществленное как раз тогда, когда это казалось менее всего вероятным - после парламентских и накануне президентских выборов.

Успех достигнут благодаря применению совершенно стандартных инструментов макроэкономической политики, классических монетаристских методов. И произошло это, несмотря на все псевдонаучные рассуждения о так называемом «затратном» характере российской инфляции, о ее «институциональных», «структурных», «монополистических» корнях. Несмотря на бесконечные заявления об особенностях российской экономики, «инфляции издержек», «инерционности процессов в огромной стране», «разрыве хозяйственных связей», о существовании «естественного» фона инфляции в 20 или 10 процентов в месяц и т.п.

Эта исключительно серьезная победа далась огромной ценой. Ценой длительных отступлений, ненужных компромиссов, неоправданных потерь.

ВО-ПЕРВЫХ, последняя попытка достижения финансовой стабилизации оказалась уже четвертой за последние пять лет. У граждан страны накопилась психологическая усталость от регулярно произносившихся и долгое время невыполнявшихся обещаний. Доверие к властям, провозглашавшим благородные цели, доверие к политическим силам, поддерживавшим в этом власти, вера в способность достижения провозглашавшихся целей, оказались серьезно подорванными.

ВО-ВТОРЫХ, несмотря на, казалось бы, немалый опыт, накопленный в предыдущие годы, количество ошибок, совершенных во время даже и самой последней и самой успешной попытки финансовой стабилизации, все равно оказалось таким значительным, что для получения первых результатов она потребовала минимум полутора лет вместо 6-8 месяцев, как это было в большинстве переходных экономик Центральной и Восточной Европы.

В-ТРЕТЬИХ, ошибки в проводившейся экономической политике, равно как и сохраняющиеся имперские амбиции значительно повысили социальную цену снижения инфляции. В дополнение к потерям в уровне жизни, нанесенным предыдущими популистскими экспериментами, попытка достижения финансовой стабилизации 1995-1996 годов обернулась для жителей России значительным снижением их реальных доходов, расходов, потребления.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, нынешняя победа над инфляцией была достигнута в результате не только проведения экономических реформ, нацеленных на стабилизацию налоговых поступлений и сокращение государственных расходов, но и в результате наращивания внутренних и внешних займов. Власти пошли по пути наименьшего сопротивления. Так, в январе-апреле 1996 года более 40 процентов всей деятельности федерального правительства осуществлялось за счет кредитов. Краткосрочная и относительно легко излечиваемая (при последовательных реформах) «простуда» высокой инфляции

была конвертирована в тяжелую и хроническую болезнь высокой задолженности.

В-ПЯТЫХ, платой за замедление инфляции стало частичное восстановление прежней административной, государственно регулируемой экономики. Власти начали применять замораживание цен на продукцию топливно-энергетического комплекса, централизованно регулировать цены естественных монополий, запрещать поставщикам электроэнергии и газа отключение злостных неплательщиков, изобретать «товарные кредиты», регулярно проводить подрывающие деловую этику налоговые амнистии, внедрять в оборот денежные суррогаты в виде налоговых освобождений, вексельных кредитов, компенсировать недостаток бюджетных средств финансированием коммерческих банков по федеральным гарантиям и т.п.

Тем самым правительство своими собственными действиями хотя и способствовало замедлению темпов инфляции, но одновременно спровоцировало бюджетный кризис, рост неплатежей, усиление натурализации экономики и бартеризации хозяйственных операций, возникновение параллельных рублю квазивалют. В итоге «рыночная прозрачность», а с нею и эффективность российской экономики существенно уменьшилась по сравнению с тем, что было достигнуто даже в 1992- 1993 годах. «Благодаря» таким действиям экономический рост, если и придет в Россию, то гораздо позже, и темпы его будут существенно ниже,' чем это могло бы быть.

Одержанная таким образом победа над инфляцией означает в то же время и в известной степени победу над самой рыночной экономикой, над рыночными реформами. И потому она не является ни вполне устойчивой, ни окончательной. И это значит, что полная цена за нее еще не уплачена. Будущее погашение долгов, внутренних и внешних, невозможно без неизбежных потерь в уровне жизни. Ликвидация государственного регулирования, дальнейшая либерализация российской экономики не могут не привести к новой, хотя, хочется надеяться, не столь высокой, как ранее, инфляционной волне.

 

Литература :

 

I . Политическая экономия . Учебник для высших учебных заведений.

Под редакцией Медведева В.А.

М.: Политиздат, 1988.


 

2.  Макконнелл, Брю.

Экономикс. Том 1.

М.: Республика, 1992.


 

3.  С . И . Лушин .

Откуда взялась инфляция?

Финансы N9 , 1 9 9 2 .


 

5.  «Экономика». С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи  Москва 1995 год.


 

6. Российско-германский журнал по экономической теории и практике « Политэконом »

      № 2 тема  номера: «Инфляция и денежный  порядок» 1996 год.


 

7. В . Б . Маневич , В . Л . Перламутров .

Об инфляционной политике .

Финансы N8 , 1 9 9 3 . 


 

  1. ДОКЛАД "ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В 1996 ГОДУ  И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ В 1997-2000 ГОДАХ"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ.


 

1 «Экономика» С. Фишер, Р.Дорбнуш, Р. Шмалензи стр.602

2 Гурвич Е.Т. и др. Приватизация: Первые обнадеживающие итоги. Российский мониторинг, 2, 1993г.

3 Sunley. E.M. et al. Russian Federation: taxation of the oil and gas sector. IMF, 1995

 


 



Информация о работе Инфляция