Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:00, контрольная работа
Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.
Введение
1 Кризисы в социально-экономических системах
1.1 Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения
1.2 Типология кризисов, признаки и распознавание
1.3 Понятие антикризисного управления
2 Зарубежный опыт антикризисного управления
2.1 Современная система банкротства в зарубежных странах
2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
Заключение
Список используемой литературы
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экологическим проблемам, по патриотическим чувствам.
Особое положение в группе социальных кризисов занимают кризисы политические — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития и переходят в кризисы экономические.
Организационные кризисы
проявляются как кризисы
Психологические кризисы
также нередки в современных
условиях социально-экономического развития.
Это кризисы психологического состояния
человека. Они проявляются в виде
стресса, приобретающего массовый характер,
возникновении чувства
Технологические кризисы
возникают как кризисы новых
технологических идей в условиях
явно выраженной потребности в новых
технологиях. Это может быть кризисом
технологической
В зависимости от непосредственных
причин возникновения кризисы
Кризисы также могут быть
предсказуемыми и неожиданными. Предсказуемые
кризисы наступают как этап развития,
они могут прогнозироваться и
вызываются объективными причинами
накопления факторов возникновения
кризиса - потребности реструктуризации
производства, изменение структуры
интересов под воздействием НТП.
Разновидностью предсказуемых кризисов
является циклический кризис. Конечно,
в том случае, если известна и
изучена природа кризиса и
его характер. Он может возникать
периодически и имеет известные
фазы своего наступления и протекания.
Неожиданные кризисы часто
Существуют также кризисы
явные (протекают заметно и легко
обнаруживаются) и латентные (скрытые,
протекают относительно незаметно
и поэтому наиболее опасны). Кроме
того, кризисы бывают острыми и
мягкими. Острые кризисы часто ведут
к разрушению различных структур
социально-экономической
Все возможные кризисы разделяются также на затяжные и временные. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
Классификация кризисов имеет большое значение в их распознавании, а, следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения. Социально-экономическая система является саморегулирующейся системой. Это значит, что в ее существовании действуют механизмы восстановления необходимого и относительного равновесия. Но ведь управление потому и существует, что, с одной стороны, оно является частью этих механизмов, а с другой, оно необходимо для того, чтобы, опираясь на эти механизмы обеспечивать менее болезненное и более последовательное с точки зрения интересов человека развитие социально-экономической системы. Но это возможно только в том случае, если будут известны тенденции поведения и развития социально-экономической системы, ее характеристики и признаки состояния, наступления определенных фаз этого состояния и этапов объективного развития.
Преодоление кризисов — управляемый процесс. Об этом свидетельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления.
Признаки кризиса
Рисунок 5 - Ключевые характеристики оценки кризиса
В распознавании кризиса
большое значение имеет оценка взаимосвязи
проблем. Существование и характер
такой взаимосвязи могут многое
сказать и об опасности кризиса,
и о его характере. В управлении
социально-экономической
Но для такого предсказания
необходим четкий набор признаков
и показателей кризисного развития,
методология их расчета и использования
в анализе. Предсказание кризисов возможно
только на основе специального анализа
ситуаций и тенденций. Вообще в распознавании
кризисов участвуют все показатели
оценивания состояния социально-
Распознавание строится как
на действующих в управлении показателях,
так и на специализированных, которые,
вероятно, в будущем еще придется
разрабатывать. Например, снижение производительности
труда или эффективности
Методология распознавания
кризиса теснейшим образом
Распознавание и предвидение кризисных ситуаций сегодня в связи с большой сложностью управления и увеличивающихся масштабов производственной деятельности должны быть поставлены на профессиональную основу. Преодоление кризисов зависит от методики анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного управления. Профессионализм управления должен проявляться не только в нормальных, обычных условиях, но и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуаций, кризиса.
1.3 Понятие антикризисного управления
В настоящее время словосочетание антикризисное управление или антикризисный менеджмент, по сути являющиеся синонимами, все чаще употребляются учеными и практиками. Однако до сих пор существуют разногласия в толковании данного понятия.
В частности, западноевропейскими
специалистами антикризисный
Отечественные экономисты трактуют
это понятие по-разному. Например,
В. И. Кошкин и С. Г. Беляев утверждают,
что "антикризисное управление –
совокупность форм и методов реализации
антикризисный процедур применительно
к конкретному предприятию-
Грязнова А. Г., в свою очередь,
говорит, что "антикризисный менеджмент
– такая система управления предприятием,
которая имеет комплексный, системный
характер и направлена на предотвращение
или устранение неблагоприятных
для бизнеса явлений
По мнению Короткова Э. М. "антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития" [12]. Точка зрения Крыжановского В.Г. такова, что "антикризисный менеджмент – это:
- предварительная диагностика
причин возникновения
- анализ внешней среды
и потенциала конкурентных
- бизнес-планирование повышения
конкурентных преимуществ и
- разработка процедур
финансового оздоровления
С каждым из приведенных определений можно поспорить. В частности, нельзя согласиться с мнением Кошкина В.И. и Беляева С.Г. в том, что антикризисное управление может применяться только к предприятию-должнику. Расхождения с Грязновой А.Г. в том, что, по нашему мнению, предприятие должно опираться не только на собственные ресурсы. Коротков Э.М. в своем определении не учитывает меры по предупреждению кризиса. В.Г. Крыжановский как и В.И. Кошкин с С.Г. Беляевым говорит о кризисной ситуации. В этой связи, мы склоняемся к тому, чтобы ввести краткое определение антикризисного управления для целей настоящей работы. Оно основывается на определении Короткова Э.М., дополняя его.
Антикризисное управление –
это целенаправленное воздействие
на предприятие с целью
Также отечественные экономисты расходятся во мнении относительно момента начала антикризисного управления. Так Э. М. Коротков считает, что процесс антикризисного управления должен начинаться после инициализации процедуры банкротства [12]. Однако мы придерживаемся точки зрения В. Г. Крыжановского, а также В. И. Кошкина и С. Г. Беляева, что антикризисное управление должно начинаться до инициализации процедуры банкротства с целью ее недопущения [10]. Среди отечественных авторов нет единства и по методам антикризисного управления. Единственное, в чем сходятся все авторы – это системность и комплексность применяемых процедур. В частности, об этом говорит А. Г. Грязнова, Э. М. Коротков, а также В. Г. Крыжановский. Мы полностью согласны с таким подходом, поскольку именно он позволяет анализировать применимость методов антикризисного управления в зависимости от причин и возможных последствий управленческих мероприятий.
Таким образом, как показал анализ различных точек зрения антикризисное управление в России – это система мер по недопущению краха предприятия в условиях переходной экономики, подверженной различным перепадам. Понятие "несостоятельное предприятие" и понятие "управление несостоятельными предприятиями" неразрывно связаны между собой. Управление несостоятельными предприятиями является одной из главных проблем экономики и законодательства не только экономически развитых стран, но и стран с переходной экономикой.
Информация о работе Кризисы в социально-экономических системах