Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:00, контрольная работа
Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.
Введение
1 Кризисы в социально-экономических системах
1.1 Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения
1.2 Типология кризисов, признаки и распознавание
1.3 Понятие антикризисного управления
2 Зарубежный опыт антикризисного управления
2.1 Современная система банкротства в зарубежных странах
2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
Заключение
Список используемой литературы
Кризисное предприятие –
предприятие, имеющее неисполненные
финансовые обязательства перед
кредиторами, но не признанное банкротом
в судебном порядке. Несостоятельное
предприятие (банкрот) – предприятие,
находящееся в состоянии
2 Зарубежный опыт антикризисного управления
2.1 Современная
система банкротства в
Как показывает практика большинства
зарубежных стран, одним из ключевых
элементов современной системы
банкротства является наличие специального
правительственного учреждения. Оно
способно контролировать действия соответствующего
законодательства и представлять рекомендации
относительно действий правительства
в данной области. Как правило, компетенция
и функции государственных
В Великобритании эту роль выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы:
- лицензирование специалистов
по банкротству, контроль за
процессом выдачи этих
- осуществление функций
конкурсного управляющего в
- выявление вероятных причин банкротства должника и понесения им убытков;
- выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;
- проверка документации
любой компании в случае
- предписание неблагополучным
компаниям пройти аудиторскую
проверку и назначение
- добиваться ликвидации
любой компании в случае, если
Служба несостоятельности
- возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников.
Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 года роль государственного органа по несостоятельности стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. В реформированном в 1978 году американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции:
- выступать в суде и
быть заслушанной по любому
вопросу дела о банкротстве,
в частности, по поводу
- контролировать и обеспечивать
адекватность заявления
- возражать против утверждения
судом плана реорганизации по
мотивам злоупотреблений со
В ряде случаев КБЦБ вмешивалась
в условия продажи действующих
неплатежеспособных предприятий, настаивая
и добиваясь других условий продажи.
В 1983 году в дополнение к КБЦБ в
США появились Государственные
Федеральные Конкурсные Управляющие.
Их задача, среди прочего, состоит
в контроле деятельности и оплаты
независимых конкурсных управляющих,
а также в предотвращении мошенничества,
нечестности и нарушения
Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности.
Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в таблице.
Функции и полномочия Государственных органов по банкротству
Наименование функций и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве |
Велико- британия |
США |
Швеция |
Россия |
1. Государственный
орган по банкротству и | ||||
Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
Разработка законодательства
по банкротству и право |
+ |
+ |
||
Разработка рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности |
+ |
+ |
+ |
|
Предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ | |
Анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности |
+ |
+ |
||
Сбор и анализ результатов
осуществления конкретных решений
по делам о банкротстве и |
+ |
+ |
+ |
|
Консультирование |
+ |
+ |
+ |
|
2. Государственный
орган по банкротству и | ||||
Получение любой информации о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия |
+ |
+ | ||
Предъявление обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также о проведении оценки стоимости активов |
+ |
+ |
+ | |
Ведение реестра юридических
лиц, подлежащих учету в соответствии
с законодательством о |
+ |
+ |
+ |
+ |
Предупреждение неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства |
+ |
+ |
+ |
+ |
Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий |
+ |
+ |
+ |
|
Предъявление менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
Направление в суд ходатайства о дисквалификации менеджера должника |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Государственный
орган по банкротству и | ||||
Обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом |
+ |
+ |
+ | |
Экспертиза дел о банкротстве (несостоятельности) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обеспечение реализации процедуры
банкротства предприятия с |
+ |
+ |
+ | |
Защита интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства |
+ |
+ |
+ |
|
Обеспечение выплат задолженности по зарплате и выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы |
+ |
|||
4. Государственный
орган по банкротству и | ||||
Организация системы подготовки специалистов по банкротству |
+ |
+ | ||
Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере антикризисного управления |
+ |
+ |
+ |
+ |
Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих |
+ |
+ |
+ |
|
Лицензирование деятельности специалистов по банкротству в качестве арбитражных управляющих |
+ |
+ |
+ | |
Контроль соблюдения профессиональных и этических стандартов деятельности специалистов по банкротству |
+ |
+ |
+ |
|
Разработка и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих |
+ |
+ |
+ |
В Австралии государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия:
- анализировать финансовое
состояние предприятий,
- обеспечивать, адекватность информации о должнике,
- делать заключения о
мере ответственности
- дисквалифицировать виновных
директоров самостоятельно, либо
ходатайствовать о такой
В зарубежных странах
достаточно широко применяются и
внесудебные процедуры
В целом, добровольное внесудебное
урегулирование проблем между должником
и кредиторами используется повсеместно,
хотя оно только поощряется, но ни в
коем случае не навязывается. Использование
процедуры добровольного
Английский закон содержит
множество различных процедур признания
несостоятельности должника, в том
числе широко используемые внесудебные
процедуры, когда кредиторы ликвидируют
компанию по своей воле. В Великобритании
ликвидация предприятия по решению
кредиторов осуществляется в случае,
если за это проголосовало большинство
акционеров (не менее 75%), и после
этого было вынесено решение суда.
Однако любой кредитор имеет право
подать прошение в суд и добиться
принудительной ликвидации предприятия-должника.
Это часто случается тогда, когда
кредиторы имеют основания
В этой же стране некоторые
функции органа по банкротству в
части осуществления
Законодательством Канады предусмотрено
наличие превентивных реорганизационных
мер, применяемых к должнику с
целью недопущения его
По мнению ведущих западных специалистов, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой (к которым относится и Россия), целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности только в самых крайних случаях, и гораздо шире практиковать внесудебные процедуры банкротства. Поскольку в развивающихся странах не всегда хватает знаний и опыта в области судебных разбирательств по коммерческим вопросам.
2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
На микроэкономическом уровне опыт антикризисного управления был рассмотрен мною на примере 3 стран Европы: Германии, Чехии и Италии.
Немецкий опыт антикризисного управления весьма ярок и интересен, но вместе с тем и специфичен, применим только для больших корпораций.
В ФРГ
банкротство понимается как конкурсное
производство (удовлетворение требований
кредиторов). При этом очень четко
разделены все кредиторы по уровням
в порядке распределения
Надо
также отметить, что для ФРГ
наиболее характерна оборонительная стратегия
санации. Кроме того, важная особенность
проведения санации в ФРГ –
смена менеджеров. В Германии для
финансового оздоровления предприятия
проводится тщательный анализ всех причин
(как внешних, так и внутренних),
породивших кризис. Кроме того, особенности
проведения санации и банкротства
в ФРГ объясняются
Информация о работе Кризисы в социально-экономических системах