Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:47, лекция
В современной истории еще не установилось общепризнан¬ного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Многие годы в нашей стране само понятие кризиса являлось скорее идеологическим понятием, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.
Некоторые полагают, что понятие кризиса относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия существуют только менее или более острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Понятие кризиса теснейшим образом связано и с понятием риска, которое в той или иной мере влияет и на методологию разработки любого управленческого решения.
1. Кризисы в социально-экономических системах.
2. Кризисы в тенденциях развития экономики.
3. Кризисы в системе государственного управления.
4. Кризисы в управлении организацией.
Структурный кризис является нарушением общего объективного экономического закона пропорционального развития отраслей и сфер общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития, с другой стороны (например, энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы на Западе, парализовавшие развитие экономики в 70-е гг.).
Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже начинается перепроизводство. Но возможности сбыта пока еще кажутся радужными, и банки продолжают кредитовать промышленность и торговлю, способствуя тем самым расширению производства и увеличению предложения.
3. Кризисы в
системе государственного
Мировой опыт свидетельствует, что государство играет значительную роль в развитии капиталистической экономики. Основными формами масштаба и степени усиления экономической деятельности государства являются его роль в ситуациях несостоятельности рынка; его роль в перераспределении дохода и богатства; его реакция на давление электората в виде парламентских коалиций и лобби; роль чиновничества. Сбой государственной системы объясняется искажающим действием двух важных моментов - поведением электората и поведением чиновничества. Искажения могут возникать и в правительственных структурах, когда действия государственных органов власти направлены на то, чтобы приносить выгоду самим чиновникам.
В развитых странах экономические отношения осуществляются на основе сформулированных на протяжении десятилетий (а то и столетий) экономических атрибутов государства:
* стабильное антимонопольное, торговое, трудовое, финансовое, хозяйственное и другие виды права;
* уважение и соблюдение
* лояльность административных органов и их служащих к государству, а через него к населению, чьи интересы они защищают;
* надзор за экономическими
* высокая деловая культура и профессиональная этика;
* профессиональный, коллегиальный
самоконтроль отраслевых
К функциям
государства, связанным с
* нормативная - законодательное установление правил экономических отношений;
* клиентская, проявляющаяся, когда
государство выступает как
* имущественная, которая
* финансово-распределительная - обеспечение денежными ресурсами институциональных образований, включая функционирование государственного строя;
* социальная - создание условий для воспроизводства и развития человеческого капитала, включая социальное обеспечение, здравоохранение, образование и т.д.;
* планово-прогнозная - проектирование перспективного состояния национального хозяйства;
* ресурсно-распределительная - разработка и реализация правил распределения лимитированных национальных природных ресурсов;
* координирующая - обеспечение
* лицензионная - конкретизация в
интересах общества общих
* контрольная - обеспечение соответствия фактически осуществляемой деятельности правилам ее организации;
* инвестиционно-технологическая
* сертификационно-
* правозащитная - обеспечение юридических гарантий и защиты экономических интересов участников хозяйственных отношений;
* охранно-защитная - определение правил и организация охраны имущества экономических субъектов;
* экологозащитная - установление правил и требований по защите окружающей природной среды;
* медико-санитарная - определение
требований по технике
* мотивационно-пропагандистская - информирование и мотивация населения в целях поддержки правительственных инициатив.
Реализация этих функций в их определенной совокупности несет в себе возможность кризисов системы государственного управления.
Известно, что интересы определяются их носителями; существуют и выразители интересов, их защитники и проводники в жизнь.
Процессы выявления,
отстаивания и реализации
Что касается общенациональных интересов, то их выразителем и исполнителем является государство.
Вместе с тем государство - это публичный сектор, а не только власть как таковая или отдельные ее ветви. Его основная функция - выявление, формирование, развитие, защита, обеспечение общих потребностей. Иначе говоря, государство в лице своего сектора предназначено для реализации общих интересов своих граждан, ради которых оно и существует.
Особенности становления и развития системы государственного управления в России
Главным препятствием на пути экономических и других общественных преобразований в современной России является отсутствие действенной системы государственного управления. Государственная власть, государственная служба, государственное управление - это исторически и логически связанные между собой понятия, основным из которых является государственная власть.
Государственная служба - это институт иерархической организации государственной власти. Реализуется в жаловании должности, назначении содержания, поощрении, награждении, продвижении по служебной лестнице, снятии с должности и т.д.
Специфика нашей страны обусловлена и 70-летним развитием, в основе которого составляло огосударствление всех сторон хозяйственной деятельности и общественной жизни, характерное для тоталитарного режима. Кульминацией этого процесса явилось становление и развитие специфического для нашей страны социального слоя - класса государственной бюрократии.
Вместо простой, немногочисленной
и относительно дешевой администрации
государственного управления, соответствующей
современным экономическим
Государственное управление - это одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой им политики.
Государственная власть в лице обособившейся исполнительной власти реализуется как государственное управление с XVIII в., когда экономические условия общественной жизни превращаются в определяющие. С тех пор исполнительная власть выступает одновременно и как органы власти, и как органы управления. Государственная служба, выражающая архаичный строй властных отношений, характеризующийся личной зависимостью и внеэкономическим принуждением, оказывается здесь встроенной в исторически новый механизм.
Этот новый механизм и есть государственное управление, которое в отличие от властной иерархии непосредственно связывает субъект (орган власти и управления) и объект (экономические, социальные, политические и духовные отношения и процессы). От эффективности управленческого воздействия на объект зависит поддержка субъекта обществом, и это является мерилом жизнеспособности рассматриваемой социальной организации.
4. Кризисы в управлении организацией
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации.
Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса, и это в практике управления должно быть предметом специального анализа.
При возникновении общего кризиса в России наблюдалась весьма заметная дифференциация различных организаций по степени проявления собственного кризиса. Одни мгновенно оказались на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение для собственного блага, «ловить рыбку в мутной воде», процветать (может быть, временно) в сумятице, вызванной общими кризисными явлениями. Это объясняется многими причинами: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность, удачный риск.
Все это внутренние факторы кризиса, которые противостоят внешним и используются для их нейтрализации.
Возможно, что организация
входит в глубокий кризис даже при
весьма благоприятной внешней
Возникновение кризисов в организации
Причины возникновения кризисов в организации могут быть различными. Но очень важно распознавать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать про граммы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса (рис. 3.2).
Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности может выявить предрасположенность производственной организации к наступлению кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей.
Рис. 3.2. Возникновение и распознавание кризиса
Факторы — настораживающие события.
Симптомы — проявление кризисных явлений.
Причины — источники возникновения кризиса.
Распознавание кризиса — обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.
Средства распознавания кризиса— интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.
Симптом - это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.
Фактор кризиса - это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующее о наступлении кризиса.
Причина кризиса - это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.
Например, инфляция является
фактором кризиса, причиной инфляции может
быть увеличение массы денег в
связи с большим
В организации факторами кризиса могут быть снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам. Причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса - появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.
Тенденции цикличного развития организации
Информация о работе Кризисы в тенденциях макро - и микроразвития