- По природе.
- Экономические. В основе экономических кризисов нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных,
земельных, производственных) или их недостаток
в силу невыгодного географического положения
или истощения месторождений природных
ископаемых, физического и морального
износа основных фондов, низкой квалификации рабочих
и управленческих кадров, неэффективного использования муниципальной
собственности, низкой инвестиционной привлекательности территории.
- Бюджетно-финансовые кризисы возникают в связи с несбалансированной бюджетной политикой, низкой налоговой базой местного
самоуправления, несвоевременным или
неполным поступлением налогов и других
обязательных платежей, высоким уровнем
заимствований, низкой платежной дисциплиной,
недостаточным правовым и методическим
обеспечением системы управления муниципальным долгом, прямыми нарушениями
финансовой дисциплины, выполнением муниципальными образованиями
отдельных государственных полномочий без соответствующей финансовой
или имущественной поддержки.
- Общественно-политические
кризисы объективно присущи территориальным системам и могут возникать как
результат неадекватной политики местных властей, внутренней борьбы между
политическими партиями и течениями, утраты
контроля над ситуацией со стороны главы
администрации, личных амбиций отдельных политических лидеров.
- Социальные кризисы связаны с национальными, этническими, религиозными конфликтами, а также с высоким
уровнем безработицы, резкой дифференциацией доходов населения и невозможностью
получить весь необходимый пакет социальных
услуг по минимальным социальным стандартам.
- Экологические кризисы и чрезвычайные ситуации возникают вследствие стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, неадекватного воздействия человека на окружающую среду, животный и растительный мир и непринятия своевременных мер по их защите. Характерно
ухудшение производственно-промышленной, радиационной,
химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической
обстановки, возникновение эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
- По масштабу.
- Национальные – охватывают территорию всей страны.
- Региональные – охватывают территорию отдельного
субъекта федерации или территорию нескольких муниципальных
образований, расположенных в разных субъектах
федерации, но имеющих общие границы.
- Местные – охватывают территорию отдельного муниципального
образования или локальные кризисные территории
внутри крупных муниципальных образований.
- По глубине.
- Локальные – затрагивают отдельные подсистемы территориальной системы управления, выделенные по предметному,
функциональному или другому признаку.
- Системные – затрагивают все подсистемы территориальной
системы управления.
- По периодичности.
- Циклические кризисы связаны с циклическими колебаниями экономики.
- Нециклические кризисы не связаны с циклическими колебаниями экономики, а вызваны причинами объективного
или субъективного характера [3].
3 преодоление кризисов
3.1
Методы преодоления кризисов
на муниципальном уровне
Изучение проблем антикризисного управления
в муниципальных образованиях можно вести
в четырех направлениях:
- участие органов местного самоуправления в финансовом оздоровлении предприятий-должников;
- участие органов местного самоуправления
в процедурах антикризисного управления (банкротства)
муниципальных предприятий и муниципальными организациями;
- антикризисное управление муниципальным образованием
как единым хозяйственно-территориальным комплексом.
В настоящее время, по мере становления
и развития новых форм территориального управления, становится очевидным,
что муниципальные образования и регионы
являются сложными социально-экономическими
системами, подверженными кризисам так
же, как и системы производственные. В
связи с этим в общей системе антикризисного
управления целесообразно выделить антикризисное
управление территориальными системами (рисунок 3).
Рисунок 3 – Структура понятия «антикризисное
управление»
Если рассматривать кризис территории
как период, характеризуемый наибольшей
вероятностью возникновения ситуаций,
при которых условия ее устойчивого развития
оказываются невыполнимыми, то в самом
общем виде антикризисное управление муниципальным
образованием можно определить как один
из важнейших постоянно реализуемых видов
деятельности органов местного самоуправления,
обеспечивающий сохранение определенной
структуры местной экономики, ее устойчивое
развитие и сглаживание негативных последствий
кризисов различной природы.
В современной литературе принято давать
узкую и широкую трактовку понятия «антикризисное управление»,
а также разделять понятия «антикризисное
управление» и «антикризисное регулирование».
Антикризисное управление муниципальным образованием в узком смысле слова можно
рассматривать как комплекс мероприятий по восстановлению
платежеспособности муниципального образования и удовлетворению требований
кредиторов.
Платежеспособность – способность
муниципального образования своевременно
и полностью выполнять свои обязательства,
вытекающие из торговых, кредитных и иных
операций денежного характера.
Неплатежеспособность – финансовое
положение муниципального образования,
при котором оно не может своевременно
погашать свои финансовые обязательства.
Муниципальное образование признается неплатежеспособным, т.е. не способным обеспечить обслуживание
и погашение своих обязательств, при наличии
хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- отказ органов местного самоуправления от исполнения
обязанности по погашению и (или) обслуживанию своих обязательств, а также непредставление ответа на предъявленные требования кредиторов в установленные законодательством или договором сроки;
- отсутствие на счете местного бюджета средств, необходимых для исполнения решения суда о взыскании денежных
средств для погашения и (или) обслуживания обязательств муниципального образования;
- недостаточность объема предусмотренных
местным бюджетом ассигнований на погашение и обслуживание муниципального долга для финансирования
указанных расходов исходя из сроков исполнения
долговых обязательств.
Причинами неплатежеспособности муниципального
образования могут быть:
- нарушение процедуры подготовки и рассмотрения
проекта бюджета; ошибки в самой логике разработки и рассмотрения
проекта бюджета; отсутствие системы казначейского
исполнения бюджета;
- отказ администраций субъектов РФ принимать
в расчет фактические долги
муниципальных образований при рассмотрении
объема трансфертов; неясность
процедуры выяснения отношений между органами
государственной власти, местного самоуправления
и кредитором;
- несоблюдение принципа единства кассы.
Переход на казначейское исполнение
бюджетов в муниципальных образованиях
осуществлен частично. Несмотря
на то что казначейское исполнение бюджета закреплено
в Бюджетном кодексе РФ, в муниципалитетах
нарушаются основные принципы казначейства,
в частности
– единство кассы: по факту доходы бюджетов
зачисляются на разные счета;
- отсутствие сводной информации о полном
внутреннем долге, поскольку кредиторская задолженность
не входит в состав внутреннего долга;
в долг бюджета
переоформляется лишь незначительная
часть просроченной кредиторской задолженности
муниципальных предприятий и организаций,
в то время как большинство
предприятий ЖКХ и муниципального городского
пассажирского транспорта
фактически являются банкротами;
- отсутствие системы консолидированного
учета кредиторской задолженности
муниципальных предприятий и учреждений.
Формат ведения долговой книги не позволяет
адекватно отслеживать ситуацию с задолженностью
перед предприятиями-поставщиками топливно-энергетических
ресурсов и принимать соответствующие
управленческие решения;
- отсутствие системы муниципального заказа
и контроля цен товаров, работ,
услуг, приобретаемых за счет средств бюджета.
Антикризисное управление муниципальным образованием в широком
смысле – это применение антикризисных
процедур по отношению к конкретной территории
с целью недопущения кризиса или сглаживания
его негативных последствий.
Антикризисные процедуры в этом понимании включают:
- анализ внешней среды и внутреннего потенциала
территории (имущественного, финансового, налогового,
природного, географического и др.), а также
ее конкурентных преимуществ на основе SWOT-анализа;
- бюджетный анализ на основе сопоставления собственных и регулирующих доходов муниципального образования,
прогноз доходов и расходов бюджета;
- диагностику возникновения кризисных
ситуаций с целью принятия адекватных причине появления кризиса мер;
- разработку антикризисной стратегии;
- разработку антикризисной программы
развития территории, в т.ч. краткосрочных мероприятий по реструктуризации
задолженности, увеличению доходов и снижению расходов бюджета и долгосрочных
мер по реструктуризации основных отраслей, градообразующих предприятий, оздоровлению местных финансов;
6) создание структур для организации
управления программой и последующий контроль за ходом ее реализации
[7].
3.2
Принципы антикризисного управления территорией
1. Принцип единства целей управления на разных уровнях иерархии (федерация,
субъект федерации и муниципальное образование).
2. Принцип адекватности. Методы
разработки и принятия решений
в кризисной ситуации должны быть адекватны
реальной ситуации. Антикризисные управляющие
должны обладать более высоким уровнем
квалификации по сравнению с управляющими
в обычных условиях с тем, чтобы быстро
и адекватно реагировать на изменение
внешних и внутренних факторов, влияющих
на развитие территории.
3. Принцип системного подхода к решению поставленных задач. Система
антикризисного управления развитием
территории рассматривается как сложная
социально-экономическая система и построена
как совокупность функциональных, обеспечивающих
и предметных подсистем (подсистемы антикризисного
управления собственностью, жилищно-коммунальным
хозяйством, градообразующими предприятиями,
социальной сферой и др.), поэтому необходимо
постоянно анализировать политические,
социальные, экономические, финансовые,
экологические, правовые, техногенные
и другие факторы, которые влияют на каждую
из этих подсистем и в совокупности обеспечивают
устойчивое развитие территории.
4. Принцип целенаправленности. Антикризисное
управление может быть эффективно
только при наличии глубоко
проработанного плана финансового
оздоровления территории, который
базируется на миссии территории – обеспечении устойчивого
социально-экономического развития муниципального
образования. Такая стратегия антикризисного
управления полностью соответствует следующим
локальным целям в период кризиса: (1) обеспечение
текущих платежей – текущая деятельность
администрации муниципального образования
должна быть организована таким образом,
чтобы при ее осуществлении как минимум
рассчитаться с кредиторами, в т.ч. с бюджетами
других уровней бюджетной системы; (2) накопленных
финансовых средств должно быть достаточно
для того, чтобы по окончании особых процедур
антикризисного управления рассчитаться
с ранее возникшей и «замороженной» на
момент введения особого режима кредиторской
задолженности; (3) недопущение возникновения
задолженности в будущем.
5. Принцип ведущего звена. В силу многоаспектности
и разноплановости процесса антикризисного
управления муниципальным образованием
необходимо выбирать и реализовывать
реально достижимые цели. Как правило,
при наличии двух равновеликих целей приоритет
принадлежит ближайшей из них – обеспечению
текущих платежей.
6. Принцип оптимальности. В процессе
разработки и принятия управленческих решений необходимо определить
некоторые критерии оптимальности. Каждое
решение принимается таким образом, чтобы
выбранный критерий оптимальности имел
экстремальное значение при некоторых
ограничительных условиях. Различные
ограничения и их комбинации обусловливают
различные варианты управленческих решений.
Очевидно, что одним из критериев должен
стать бюджетный эффект – разница между
доходами, полученными по результатам
антикризисной программы, и расходами
на ее разработку и реализацию.
Каждое из описанных выше направлений
формирования современной системы антикризисного управления территорией,
безусловно, требует более детальной проработки
и уточнения, однако единый концептуальный
подход к построению муниципальной системы
антикризисного управления на основе
единой методологии позволит обеспечить
эффективное управление кризисными территориями
и создать предпосылки для их устойчивого
развития в будущем.
Заключение
Экономическая теория исходит из предпосылки,
что циклические колебания и кризисы являются
необходимыми составляющими экономического
развития, поэтому многие современные
исследования посвящены проблемам создания
и организации функционирования системы
стабилизационных мер, сглаживающих негативные
моменты цикличности (в т.ч. на местном
уровне).