Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:08, курсовая работа
Кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX века - как нарушение равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом.
Кризисы происходили в экономике многих стран, на протяжении почти двухвекового периода становления и развития мирового индустриального общества, во время которых наблюдался нарастающий спад производства, скопление нереализованных товаров на рынке, падение цен, крушение системы взаимных расчетов, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ 5
1.1 Сущность и закономерности экономических кризисов 5
1.2 Причины экономических кризисов 9
1.3 Фазы циклов общественного воспроизводства и их динамика 15
1.4 Виды экономических кризисов 17
1.5 Разновидности циклов. 20
РАЗДЕЛ 2 МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 27
2.1 Мировой финансовый кризис 2008 г. 28
2.2 Проблемы выхода из кризиса. 30
2.3 Пути выхода из экономического кризиса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3
Отмечу, что встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева» экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны — так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.
В странах с развивающейся экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды «перегрева» сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то есть оказывается асимметричной, смещенной в сторону стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах с формирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для данной страны в будущем. В частности, это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема — обеспечение «временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период были снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики — адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.
Вопрос «Как выйти из кризиса?» сегодня является главным на повестке дня как для России в целом, так и для отдельных компаний в частности. Беспокоит он даже обычных граждан, которым выпала учесть оценить «все прелести» кризиса на своем личном семейном бюджете.
К сожалению, однозначного ответа сегодня на этот вопрос нет ни у кого. Главы правительств всех стран сходятся во мнении, что оценить реальные масштабы кризиса до сих пор невозможно, а соответственно и найти единственно верный путь выхода из него. Даже прошедший Всемирный экономический форум в Давосе, собравший руководителей 43-х государств и более двух тысяч чиновников и ведущих экономистов для обсуждения вопросов выхода из кризиса, не смог внести ясность в сложившуюся ситуацию, хотя и носил название «Формирование посткризисного мира».
Выход из кризиса - видение правительства
Однако время не стоит на месте, и предпринимать определенные шаги для спасения экономики приходится уже сейчас. Основываясь на тех действиях, к которым сегодня прибегает российское Правительство, выход из кризиса оно видит в следующем:
- Рекапитализация банковской системы.
Установление контроля над кредитными организациями, затронутыми кризисом, является первым шагом по их оздоровлению. Главным направлением рекапитализации является списание с баланса банков убыточных операций и пополнение их капиталов за счет средств государства. Начиная с сентября 2008 года, в России уже было совершено несколько операций покупки проблемных банков финансовыми структурами, приближенными к государству. Кроме того, на поддержание банковской системы была пущена значительная часть распакованных золотовалютных резервов страны.
- Снижение налоговой нагрузки на предприятия.
В ноябре 2008 года в спешном порядке был принят закон (№ 224-ФЗ от 26.11.08), вносящий изменения в часть вторую НК РФ и предусматривающий снижение налогового бремени на предприятия, что поможет хоть как-то сократить их расходы. Большое значение уменьшение налоговой нагрузки будет иметь для нефтяного сектора, налоговые отчисления которого в 2009 году сократятся на 250 миллиардов рублей, что особенно актуально в условиях снижения цен на энергоносители. Кроме того, подобные меры выхода из кризиса позволят увеличить темпы роста ВВП.
- Приобретение проблемных активов у компаний, чья деятельность имеет большое значение для экономики страны, и поддержка отдельных отраслей народного хозяйства.
В декабре 2008 года был опубликован список 295 компаний, которым государство готово оказать поддержку в случае тяжелого финансового положения. От каждой отрасли выделено примерно по 10 компаний. Вмешательство государственного капитала должно помочь выйти из кризиса ключевым отраслям и предприятиям страны. К сожалению, большинству компаний, пострадавших от кризиса, восстанавливаться придется собственными силами, т.к. рассчитывать на господдержку смогут только ключевые для страны компании.
Стоит отметить, что к указанным мерам для того, чтобы выйти из кризиса, прибегает сегодня не только Россия, но и США, и страны Запада. Кроме того, решить проблемы в одиночку не под силу никому, поэтому поиск путей выхода из кризиса должен быть задачей международного масштаба.
Экономические
кризисы достаточно динамичны. Их структура
и конкретные проявления изменчивы,
но определённые общие закономерности
им, тем не менее, присущи. Это позволяет
систематизировать накопленный
историей опыт кризисного развития, классифицировать
экономические кризисы и
Ход
кризисного процесса может быть управляемым.
На него можно воздействовать благодаря
существованию механизма
Информация о работе Разновидность кризисов и причины их возникновения