Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:49, курсовая работа
Целью данной работы является выявление причин возникновения безработицы среди молодежи и факторов, снижающих ее рост, обусловленных реализацией государственной молодежной политики в рамках региона и области.
Для достижения цели работы предусматривается решение следующих задач:
1) выявление причин возникновения и социальных последствий безработицы;
2) анализ основных положений концепций ГМП в сфере трудоустройства молодежи;
3) определение эффективности занятости трудовых ресурсов молодежи в связи с преодолением безработицы;
4) создание программы содействия занятости выпускников учреждений профессионального образования г.Таганрог.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Безработица среди молодежи как проблема молодежи……………………...5
1.1Причины возникновения безработицы среди молодежи…………………5
1.2 Социально-экономические последствия и психологические результаты влияния безработицы на молодежь……………………………………………9
2 Концепции государственной молодежной политики (ГМП) в сфере трудоустройства молодежи…………………………………………………..…13
2.1 Эффективность занятости трудовых ресурсов молодежи как способ преодоления безработицы………………………………………………………21
2.2 Создание программы содействия занятости выпускников учреждений профессионального образования г. Таганрог………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы ……………………………………………………………..30
Курсовая работа
На тему: Реализация государственной молодежной политики (ГМП) в сфере трудоустройства.
2011 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной мной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом по проблеме особенностей безработицы среди молодежи в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Значительную долю в критическое положение российской экономики вносит безработица. С одной стороны, наличие большого числа незанятых специалистов и рабочих усиливает социальную напряженность, с другой - низкая степень использование трудовых ресурсов приводит к низкой эффективности национальной экономики, что, в частности, выражается в падении валового внутреннего продукта (ВВП). При этом безработица носит в основном структурный и депрессивный характер, что свидетельствует о трудности решения данной проблемы. В особенности опасна высокая доля безработных среди молодых специалистов. Молодые люди, получившие профессиональное образование, не имеют возможности применить свои навыки на практике, изучить особенности конкретных приложений их знаний по специальности, что сказывается на общем снижении квалификации. Молодые специалисты относятся к наиболее продуктивному возрасту, и их неучастие в хозяйственной деятельности, как было отмечено выше, приводит к значительным потерям ВВП за счет неполного использования трудового потенциала страны. В конечном итоге это приводит к низкой рентабельности и убыточности предприятий, экономической депрессии, снижению налоговых поступлений, дефициту государственного бюджета. Очевидно, проблема эффективной занятости трудовых ресурсов, и, в особенности, молодых специалистов как работников, способных приносить максимальную прибыль своим предприятиям, является одной из важнейших для национальной экономики.
Данной проблемой занимались со времен появления рыночной экономики. Существует несколько экономических школ, изучающих безработицу. Наиболее известной теорией, объясняющей причины безработицы, является теория Дж.М. Кейнса, которая сменила в середине 30-х годов теорию классиков-экономистов (А.Смит, А.Маршалл). Монетаристы во главе с М. Фридменом занимались изучением концепции «естественной безработицы», которая поддерживалась всеми экономистами западной и восточной школ.
Объект исследования – молодежь.
Предмет исследования – реализация Государственной Молодежной Политики в сфере трудоустройства молодежи.
Целью данной работы является выявление причин возникновения безработицы среди молодежи и факторов, снижающих ее рост, обусловленных реализацией государственной молодежной политики в рамках региона и области.
Для достижения цели работы предусматривается решение следующих задач:
1) выявление причин возникновения и социальных последствий безработицы;
2) анализ основных положений концепций ГМП в сфере трудоустройства молодежи;
3) определение эффективности занятости трудовых ресурсов молодежи в связи с преодолением безработицы;
4) создание программы содействия занятости выпускников учреждений профессионального образования г.Таганрог.
1.1 Причины возникновения безработицы среди молодежи.
В современных условиях все более актуальными являются проблемы трудоустройства выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания ВУЗа, неизбежно сталкиваются с различными сложностями и проблемами.
Почвой для возникновения проблемы трудоустройства молодежи служит ряд причин. Одной из важных причин является отсутствия опыта работы. Если студент с второго-третьего курса не начнет работать в области, связанной с будущей профессией, после защиты дипломной работы ему прямая дорога на биржу труда.
Сегодня на рынке востребованы молодые, активные, знающие иностранные языки специалисты, с двух-трехлетней практикой. Еще одной причиной является незаинтересованность ВУЗов в трудоустройстве своих студентов. По большому счету, ВУЗы не нуждаются в трудоустройстве своих выпускников. ВУЗы продают образовательные услуги. Высокий процент трудоустройства используется чаще в рекламных целях.
В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Наиболее известной теорией, объясняющей причины безработицы, является теория Дж. М. Кейнса, которая сменила в середине 30-х годов теорию классиков-экономистов (А.Смит, А.Маршалл), объясняющих причину безработицы высоким уровнем заработной платы. По Кейнсу, безработица есть обратная функция совокупного спроса. «Объем занятости, - писал Кейнс, - совершенно определенным образом связан с объемом эффективного спроса». Недостаточный объем эффективного спроса обуславливает вялость инвестиционного процесса и, следовательно, невозможность обеспечения занятости, что ведет к росту безработицы. Выход из этой ситуации Кейнс видел в повышении роли государства в формировании совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов, прежде всего – на инвестиционные товары.
Критики Кейнса, представители неоклассической школы, видят причины безработицы как раз в той государственной политике, которую развитые страны проводили «по рецептам» Кейнса. Так, например, Ф. Хайек считал, что безработица «есть прямой результат близорукой политики полной занятости, которую проводили в течение последних двадцати пяти лет». Рост государственных расходов, по мнению Ф.Хайека, неизбежно ведет к инфляции, которая, достигнув критической отметки, сама становится причиной увеличившейся безработицы. Выход из этого замкнутого круга один – прекратить инфляционную политику полной занятости. Конечно, на первом этапе это приведет к резкому скачку безработицы, но именно это, по идее Хайека, даст возможность выявить все пороки в размещении труда, разработать и осуществить неинфляционными методами программу обеспечения высокого и стабильного уровня занятости.
Монетеисты во главе с М. Фридменом выдвинули концепцию «естественной» безработицы, к которой они относят так называемую фрикционную безработицу. Фрикционная безработица охватывает работников, меняющих по тем или иным причинам место работы, например, в поисках более высокого заработка или работы с большей престижностью, более благоприятными условиями труда (чем грешит именно молодое поколение). К естественной безработице относят также структурную, вызванную изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производственных процессов. Этот тип безработицы также является временным (хотя и более продолжительным, чем фрикционная безработица), так как исчезновения одних производств (отраслей) сопровождается бурным ростом других. Проблема в том, насколько быстро безработные смогут приспособиться к изменившимся условиям на рынке труда. Молодежь более активна и обучаема в этом плане, но проблема состоит еще и в том, что молодое поколение по своей неопытности не всегда верно может выбрать профессию и быстро ориентироваться в условиях рынка труда. Для этого необходимо создавать организации по профориентации молодежи и центры информирования об условиях рынка труда.
Таким образом, западные экономисты признают, что безработица – неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, а в своем «естественном» варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда. Но до сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости.
Все имеющиеся взгляды
на причины безработицы можно
сгруппировать следующим
1.2 Социально-экономические последствия и психологические результаты влияния безработицы на молодежь.
С социальной точки зрения принципиально важно, что экономические издержки неравномерно распределяются по слоям общества: каждый процент роста естественной безработицы сказывается на бедных в большей степени, чем на остальных, т. е. потери доходов, связанные с ростом безработных, концентрируются в семьях с низкими доходами (в основном молодое поколение). Таким образом, с ростом числа безработных возникает перераспределение национального дохода в пользу элитных слоев общества и происходит обнищание слоев населения с низкими доходами (доля населения, имеющая доход ниже прожиточного уровня выросла с 3 % в 2008г. до 36 % в 2010 г.). И как не странно именно молодые специалисты – гордость и надежда любого развитого государства являются самым уязвимым слоем населения. Молодежь не имеет соответствующей защищенности, и так называемая ее «непристроенность» превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.
Отсутствие действенного макроэкономического управления доходами населения привело к деформации структуры личного потребления и к абсолютному снижению доходов. По различным оценкам, доходы от 20 до 40 % населения в 2008 г. были ниже величины прожиточного минимума, в том числе доходы 10% населения не достигали даже стоимости минимального продуктового набора.
Помимо социально-
По мнению австрийского психолога В.Франка, труд является одним из приоритетов ценностей человека. Стремление к поиску смысла жизни и реализации своих возможностей есть врожденная мотивационная тенденция человека, особенно молодого, которая определяет поведение и развитие личности. Отсутствие смысла жизни порождает состояние, которое В.Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Наиболее ярко это состояние проявляется в тех случаях, когда работа полностью исключается из жизни человека. В. Франкл вводит понятие «невроз безработицы», наиболее явным симптомом которого является апатия. Опасность этого состояния заключается в том, что безработный становится не в состоянии ухватиться за руку помощи, которую ему могут протянуть. Иногда это состояние вызывает чувства разочарования в жизни, неуверенности в будущем, приводит к раздражительности, а нередко к усилению агрессивности, протесту против условий и сил, которые привели к безработице. Рост смертности от сердечных заболеваний, увеличение количества самоубийств и правонарушений напрямую связаны с ростом количества безработных.
В настоящее время в России практически не проводятся исследования по изучению социально-психологических последствий безработицы. Вопросы трудоустройства безработных, профессиональной подготовки и переподготовки рассматриваются преимущественно как социально-экономические. Вместе с тем без анализа внутриличностных факторов нельзя оптимальным образом обеспечить использование профессионального потенциала безработного человека. Австрийский ученый Л.Пельцман, исследуя психологические состояния безработных, считает их стрессовыми и выделяет четыре фазы, каждая из которых имеет свои особенности. Первая фаза связана с ожиданием безработицы. Она характеризуется состоянием неопределенности и шока. Наиболее сильным фактором в этом периоде выступает не сама потеря работы, а ожидание того, что это событие произойдет. Вторая фаза длится 3—4 месяца после потери работы. Наступает субъективное облегчение и приспособление к ситуации. Некоторые люди испытывают удовлетворение от того, что появилось свободное время. Начинаются активные поиски работы. Третья фаза наступает обычно по прошествии 6 месяцев после потери работы. Она характеризуется утяжелением состояния. Иногда обнаруживаются деструктивные изменения, когда вопрос касается здоровья, психики, финансов, социального положения человека. Именно в этот период важно помочь человеку не потерять веру в свои силы, снять стрессовое состояние, помочь в поиске работы. Иначе может наступить четвертая фаза, которая характеризуется беспомощностью и примирением со сложившейся ситуацией. Тяжелое состояние может наблюдаться даже при отсутствии материальных трудностей. Человек прекращает попытки изменить свое положение и привыкает к бездеятельности. В этом случае помочь может только психологическая антистрессовая поддержка. Имеет смысл убедить человека заняться хоть какой-нибудь работой, даже не престижной.
Учет психологических особенностей длительности безработицы помог бы более оптимально использовать профессиональный уровень человека.
Кроме негативных последствий
безработица оказывает и
Информация о работе Реализация государственной молодежной политики (ГМП) в сфере трудоустройства