Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:19, контрольная работа
Все экономические процессы можно разделить на управляемые и неуправляемые. Различия между управляемыми и неуправляемыми процессами относительны: неуправляемые процессы (хотя и в незначительной степени) могут поддаваться воздействиям, а воздействие на управляемые процессы может не дать ожидаемых результатов, что помимо объективных условий определяется качеством управления.
Антикризисное управление — это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации, В этом определении объединены две составляющие антикризисного управления: предотвращение еще не наступившего кризиса и преодоление уже наступившего кризиса.
В реальной практике задачи антикризисного управления часто разнесены во времени, характеризуют качественно различающиеся состояния предприятия и предполагают использование разных инструментов управления
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Санкт-Петербургский
государственный университет
Контрольная работа
По курсу «Антикризисное управление
на предприятии сфере сервиса»
Санкт-Петербург
2013
Сущность антикризисного управления организацией
Все экономические процессы можно разделить на управляемые и неуправляемые. Различия между управляемыми и неуправляемыми процессами относительны: неуправляемые процессы (хотя и в незначительной степени) могут поддаваться воздействиям, а воздействие на управляемые процессы может не дать ожидаемых результатов, что помимо объективных условий определяется качеством управления.
Антикризисное управление — это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации, В этом определении объединены две составляющие антикризисного управления: предотвращение еще не наступившего кризиса и преодоление уже наступившего кризиса.
В реальной практике задачи антикризисного управления часто разнесены во времени, характеризуют качественно различающиеся состояния предприятия и предполагают использование разных инструментов управления.
Решение первой задачи антикризисного управления — предотвращение кризиса — предполагает всесторонний, системный и стратегический подход к анализу и разрешению возникающих проблем. Он имеет общие для многих предприятий черты. Такой подход можно назвать антикризисным управлением в широком смысле.
Антикризисное управление в широком смысле — это сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Это управление в условиях неопределенности, риска. В этом случае антикризисное управление применяется на любом предприятии независимо от его экономического положения (используется и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла (используется на всех стадиях жизненного цикла).
Решение второй задачи — преодоление кризиса — всегда носит специфический характер, и поэтому его можно назвать антикризисным управлением в узком смысле.
Антикризисное управление в узком смысле — это предотвращение банкротства предприятия, восстановление его платежеспособности. Это управление в условиях конкретной кризисной ситуации, оно направлено на вывод предприятия из данной кризисной ситуации и восстановление его конкурентоспособности. Антикризисное управление в узком смысле чаше всего имеет место на стадии спада.
Концептуальная установка антикризисного управления организациями выражается в следующих основных положениях:
Проблематику антикризисного управления можно представить в виде четырех групп (рис. 4.1)1.
Проблемы распознавания предкризисных ситуаций |
— |
М етодол оги ч ее ки е проблемы АУ | |||
Проблемы предотвращения кризисов |
Фи нансово - эконом ич ее кие проблемы АУ | ||||
Проблемы жизнедеятельности организации в кризисном положении |
Правовые проблемы АУ | ||||
Проблемы организации АУ | |||||
Проблемы выхода из кризиса | |||||
Со циал ьно - пс ихол оги - ческие проблемы АУ | |||||
Проблемы ликвидации последствий кризиса | |||||
Антикризисное управление (АУ) | |||||
Поиск информации |
— |
Конфликты | |||
Проблемы прогнозирования кризисов |
Маркетинг; поведение в условиях неопределенности | ||||
Управление рисками |
Банкротство | ||||
Анализ и оценка кризисных ситуаций |
Оценка, селекция и мотивирование персонала | ||||
Инновационные стратегии |
Инвестиционное проектирование | ||||
Методология антикризисного управления (в широком смысле) находит выражение в его функциях, цели, основном принципе, стратегиях, этапах и свойствах.
Цель антикризисного управления — нейтрализация наиболее опасных явлений.
На разных своих стадиях антикризисное управление направлено либо на предупреждение наступающего кризиса, либо на ограничение (смягчение) кризиса, либо на выход из кризиса — таковы его задачи. Оно обладает как общими для процесса управления предприятиями свойствами, так и специфическими чертами и отличается от традиционного управления предприятиями.
Основной принцип
Существует ли специальные стратегии антикризисного управления? Да, потому что у антикризисного управления есть свои специфические черты. Но выделить (вычленить) антикризисные стратегии из организационных (корпоративных) стратегий сложно, иногда невозможно. Организационная стратегия, носящая опережающий характер, органично содержит в себе элементы (черты) антикризисного управления. Другими словами, всякая успешная стратегия является антикризисной.
Управление кризисами и антикризисное управление — это одно и то же? К. Ру-Дюфор определяет управление кризисами как совокупность мер, направленных на упреждение, реагирование и изучение кризисов. Т.К. Пошан и Э.М. Морэн отмечают, что стратегия управления кризисами включает четыре взаимосвязанных направления1:
Управление кризисами — это управление изменениями. Под изменениями понимаются все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры и культуры организаций.
Этапы антикризисного управления:
Л.П. Градов, говоря об анализе внешней среды, упорядочил внешние сигналы о возможных угрозах предприятию следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Внешние сигналы о возможных изменениях состояния фирмы
Фактор внешней среды, определяющий условия функционирования фирмы |
Сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы | |
агрегированный |
детализированный | |
1 |
2 |
3 |
Параметры спроса |
Величина спроса |
Падение спроса на товары фирмы, рост спроса на аналогичные товары конкурентов |
Стабильность спроса |
Усиление колебаний в спросе и прибыли от продажи товаров | |
Требования покупателей к качеству товаров фирмы |
Нарастание спроса на товары более высокого качества | |
Эластичность спроса |
Повышение эластичности спроса на товары фирмы | |
Разнообразие (сегментация) потребителей |
Во всех обслуживаемых сегментах рынка утрачивается интерес к товарам фирмы | |
Экономический потенциал покупателей |
Снижение покупательной способности населения |
Продолжение тобл.1.
! |
2 |
3 |
Параметры факторов производства |
Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов |
Сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье и материалы |
Конъюнктура рынков трудовых ресурсов |
Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов, рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией | |
Конъюнктура рынков финансовых ресурсов |
Повышение процентных ставок по кредитам банков, падение курса собственных акций, прекращение субсидий из фондов благотворительных организаций | |
Развитие инновационной деятельности |
Рост стоимости лицензий
на использование открытий и изобретений,
ужесточение условий получения
грантов и государственных | |
Конъюнктура рынков средств производства |
Сокращение предложения средств производства, рост цен на средства производства | |
Параметры родственных и поддерживающих отраслей |
Изменение потенциала родственных отраслей |
Свертывание производства родственных отраслей, переориентация этих отраслей на новую технологию |
П рои з вод стее иная инфраструктура |
Стагнация научно-технического потенциала отраслей и внешней инфраструктуры | |
Социальная инфраструктура |
Рост цен на социальные услуги | |
Ислол ьзование достижений родственных отраслей |
Неприемлемость таких достижений для фирмы или недоступность таких достижений ввиду высокой стоимости | |
Параметры конкурентной среды |
Угроза со сторож кы товаров- заменителей |
Предел цены, задаваемый товарами- заменителями, сущест&енно снижает потенциал прибыли, покупатели охотно переключаются на товар-заменитель |
Угроза появления новых конкурентов |
Барьеры для входа на рынок практически отсутствуют, а функционирующие фирмы лояльны к новым конкурентам | |
Угроза со стороны поставщиков |
Сила поставщиков велика из-за высокой доли затрат на их продукцию в издержках покупателя, поставщики — субъекты рынка совершенной конкуренции: основная масса покупателей — п о ста в щи ки-мон оп ол исты | |
Соперничество между существующими фирмами |
Конкурентный статус фирмы-конкурента существенно повысился, возросло число конкурирующих фирм, началась ценовая война |
Информация о работе Сущность антикризисного управления организацией