Иск: понятие, виды и элементы иска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:02, реферат

Краткое описание

Иск занимает центральное место среди институтов гражданского процессуального права. Исковое производство по своему значению и объему является важнейшей частью всего гражданского судопроизводства и процессуальной формой правосудия по гражданским делам. Иск находится в тесной взаимосвязи со всеми институтами гражданского процессуального права, определяет настрой всего регламента рассмотрения гражданских дел, служит ориентиром правового регулирования судебной деятельности. Исковое заявление должно состоять из четырех частей, в которых последовательно должны быть изложены все необходимые сведения, характеризующие суть заявленного требования. Условно их принято называть:

Вложенные файлы: 1 файл

контр абит.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

Единственная цель истца при  предъявлении исков о признании  – добиться определенности своего субъективного права, обеспечить его  бесспорность на будущее. Решение суда, вынесенное по иску о признании, может  иметь преюдициальное значение для  следующего иска о присуждении или  преобразовательного иска. Разрешая последующие иски, суд будет исходить из уже установленного факта наличия  правоотношения, прав и обязанностей сторон, вытекающих из такого правоотношения. Отсюда иски о признании могут  предъявляться с превентивной целью  для предубеждения нарушения прав истца и придания стабильности его правовому статусу, а также с целью восстановления нарушенных прав истца без принуждения ответчика к совершению конкретных действий. Например, истец, являющийся участником общей совместной собственности, может предъявить иск о признании за ним права на долю общего имущества. Этим он предупреждает возможные притязания сособственников на эту часть собственности и получает право на отчуждение своей доли другим лицам. В иске об установлении отцовства защищаются уже нарушенные права ребенка, сами же обязанности предполагаемого отца, если факт отцовства будет установлен, закреплены в нормах материального права, и их подтверждения в судебном решении не требуется. В дальнейшем в случае уклонения лица, чье отцовство установлено судом, от выполнения обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, возможно вынесение решения о взыскании алиментов или о лишении родительских прав, т. е. применение более сложного способа защиты субъективного права – присуждения ответчика к исполнению конкретных обязанностей. Структурный анализ предмета любого иска показывает, что без установления факта наличия между сторонами спорного материального правоотношения невозможно решение вопроса о присуждении обязанного лица к совершению каких-либо действий в пользу истца, а также вопроса об изменении или прекращении правоотношения. Следовательно, положительный иск о признании сопутствует каждому иску заинтересованного лица о присуждении или преобразовании.

 Иски о присуждении отличаются от исков о признании более сложным предметом. В них истец просит не только признания факта существования своего субъективного материального права, но и присуждения ответчика к исполнению лежащих на нем материалъно-правовых обязанностей. Посредством присуждения ответчик принуждается помимо его воли к совершению определенных действий в пользу истца. Например, истец просит присудить с ответчика сумму в возмещение материального ущерба, обязать ответчика устранить недостатки в произведенной им работе, передать истцу какое-либо имущество, удерживаемое ответчиком. Но истец вправе требовать присуждения ответчика не только к совершению активных действий. В необходимых случаях просьба истца заключается в том, чтобы обязать ответчика воздерживаться от действий, препятствующих осуществлению конкретных прав истца (т. е. ответчик присуждается к пассивному поведению). Так, устанавливая порядок участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, переданного на воспитание другому родителю, суд обязывает ответчика воздерживаться от нарушения такого порядка, защищая тем самым права истца и ребенка. Решение суда по иску о присуждении является основанием для выдачи исполнительного листа и может быть обращено к принудительному исполнению в случае отказа ответчика от добровольного выполнения возложенной на него судом обязанности. Поэтому иски о присуждении называются исполнительными (исками с исполнительной силой).

В процессуальной теории неоднозначно решается вопрос о существовании  еще одного вида исков – преобразовательных (конституционных). По мнению М.А. Гурвича, преобразовательный иск отличается существенными особенностями от исков о признании и о присуждении. Решение по преобразовательному иску имеет материально-правовое действие – правообразующее, правоизменяющее или правопрекращающее. В то же время А.А. Добровольский и С.А. Иванова, отрицая сам факт наличия преобразовательных исков, утверждают, что никаких функций по преобразованию права, т. е. функций создания, изменения или прекращения субъективного права, суд не выполняет. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем изменения или прекращения правоотношения. Потребность в подобном виде защиты возникает, если право на изменение или прекращение соответствующего правоотношения не реализуется самими заинтересованными лицами в договоре или соглашении по обоюдному волеизъявлению либо преобразование правоотношения согласно закону возможно лишь при наличии судебного решения.

Помимо исков о признании  и исков о присуждении в  юридической литературе указывается на появление групповых исков или исков в защиту неопределенного круга лиц и косвенных (производных) исков.

2. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов

 

Производство по делам об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений  и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается в арбитражном суде на основании  заявления заинтересованного лица, обратившегося с требованием  о признании недействительными  ненормативных правовых актов или  о признании незаконными решений  и действий (бездействия) указанных  органов и лиц (ч. 2 ст. 197 АПК).

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный  суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений  и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия  для осуществления предпринимательской  и иной экономической деятельности. В случаях, предусмотренных АПК, с таким же заявлением может обратиться в арбитражный суд прокурор, а  также государственные органы, органы местного самоуправления и иные государственные  органы (ч. 1, 2 ст. 198 АПК).

Заявление может быть подано в арбитражный  суд в течение трех месяцев  со дня, когда гражданину, организации  стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине  срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК).

Заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым к его форме  и содержанию (ч. 1, п. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125, ст. 199 АПК), копия которого предварительно должна быть направлена ответчику перед обращением в арбитражный суд. В заявлении должны быть указаны:

а) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

б) наименование заявителя, его место нахождения; если заявитель является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

в) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

г) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

д) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

е) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

ж) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК (документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления, уплату государственной пошлины либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления), а также текст оспариваемого акта, решения.

Действие оспариваемого акта, решения  может быть приостановлено арбитражным  судом по ходатайству заявителя (ч. 2, 3 ст. 199 АПК).

Срок рассмотрения дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений  и действий (бездействия) указанных  органов и должностных лиц – два месяца, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Для рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя установлен 10-дневный срок. Дело рассматривается судьей единолично (ч. 1 ст. 200 АПК).

Суду предоставляется право  признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание. Неявка этих лиц является основанием для наложения штрафа (ч. 3 ст. 200 АПК).

Арбитражный суд может по своей  инициативе истребовать от органа или  лица, принявших оспариваемый акт, доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения (ч. 4, 6 ст. 200 АПК).

В резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов  и должностных лиц совершить  определенные действия, принять решения  или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя в установленный судом  срок (ч. 4, 5 ст. 201 АПК).

Решения арбитражного суда по делам  об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены  в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании  недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению (ч. 7, 8 ст. 201 АПК).

Споры, связанные с обжалованием решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, являются разновидностью дел, возникающих из публичных правоотношений.

Применительно к проблеме оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в  арбитражном процессе особо актуальными  являются вопросы о правовой природе  дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений, о признаках, позволяющих отграничить  административное судопроизводство от гражданского и выделить его в  отдельный вид судопроизводства, о его исковом или неисковом  характере.

Поскольку при разрешении споров, связанных с оспариванием ненормативных правовых актов, решений  и действий (бездействия) судебного  пристава-исполнителя, судебной защите подлежат не только субъективные частные  права и интересы должника и взыскателя, но и публичные интересы государства, заключающиеся в обеспечении  законности и правопорядка в сфере  исполнительного производства, процессуальный порядок разрешения обозначенных споров должен способствовать достижению баланса  государственных и частных интересов. Обозначенная особенность предопределяет необходимость законодательного закрепления  в качестве средства защиты прав и  законных интересов сторон исполнительного  производства административного иска с четкой детализацией его элементов.

Административный иск  применительно к исследуемой  категории дел следует рассматривать  как обращение взыскателя или  должника в арбитражный суд первой инстанции с требованием защитить оспариваемое или нарушенное, по мнению этого лица, судебным приставом-исполнителем субъективное право, либо охраняемый законом  интерес.

В арбитражном процессе право  на судебную защиту в суде первой инстанции  реализуется сторонами исполнительного  производства в форме заявления, хотя, по нашему мнению, природе этих дел больше соответствует предъявление административного иска.

Право на предъявление заявления  об оспаривании ненормативного правового  акта, решения, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя  возникает у заявителя при  наличии тех же предпосылок, что  и право на предъявление иска, с  теми особенностями, которые характеризуют  административное судопроизводство. Такими общими предпосылками являются: подведомственность; процессуальная правоспособность сторон; отсутствие по тому же делу вступившего  в законную силу судебного решения  или определения о прекращении  производства, а также специальная  предпосылка – соблюдение срока на подачу заявления (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

В качестве факта, препятствующего  обращению в арбитражный суд, расценивается наличие в производстве судебных органов дела по спору между  теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Спор, возникающий из исполнительных правоотношений, не может быть передан  на разрешение третейского суда, а  поэтому соответствующие обстоятельства не являются предпосылкой права на предъявление заявления об оспаривании  ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

АПК РФ 2002 г. изменил правила подведомственности, в том числе и при оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей. В частности, в ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК в основу разграничения предметов ведения арбитражных судов и судов общей юрисдикции положен не критерий – кем выдан исполнительный документ, а критерий – спор должен быть связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

В этом плане в сферу  подведомственности арбитражных судов  подпадают споры в сфере исполнительного  производства, связанные с исполнением не только исполнительных документов, выданных арбитражными судами, но и других исполнительных документов, которые затрагивают права граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, указанные в подп. 5 и 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Информация о работе Иск: понятие, виды и элементы иска