Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:41, контрольная работа
Проблема источников арбитражного процессуального права по своей актуальности в российской науке арбитражного процессуального права занимает значительное место, поскольку, являясь формой внешнего выражения и функционирования юридических норм, они составляют основу механизма правового регулирования. Наличие правовых норм является одной из предпосылок возникновения арбитражных процессуальных отношений и их реализации.
1. Введение 3
2. Понятие источников арбитражного процессуального права 4
3. Отдельные виды источников арбитражного процессуального права 8
4. Действие источников арбитражного процессуального права во времени, пространстве и по кругу лиц 13
5.Заключение 15
6.Список использованных источников 16
2.Конституция Российской Федерации как источник арбитражного процессуального права
В Конституции РФ (гл. 7) закрепляются основные положения о судебной власти, принципах её функционирования. Конституция РФ теперь подлежит непосредственному применению в судебной практике. Так, именно ст. 46 Конституции РФ (ч. 1) как источник арбитражного процессуального права была положена в основу постановления Конституционного суда РФ от 3 февраля 1998 г. №5-П по делу о проверке Конституционности ст. 180, 181, п. 3 ч. 1 ст. 187 и ст. 192 АПК, в котором оценивался ряд положений АПК. В той же мере значимо постановление Конституционного Суда России от 12 марта 2001 г. №4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных положений, ст. 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 АПК РФ в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц». В частности в данном постановлении установлено несоответствие ряда статей Закона о несостоятельности Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 46, ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 123).
В ряде постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ содержится ссылка на Конституцию РФ как основание для вынесения решения по существу (преимущественно в материально-правовом аспекте). Например, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ приводились ссылки на ст. 15, 54, 76, 120, 123 Конституции РФ, либо содержались ссылки на принципы, закрепленные в Конституции РФ.
В соответствии
с п. «о» ст. 71 Конституции РФ арбитражное
процессуальное законодательство отнесено
к исключительному ведению
Конституция
РФ имеет высшую юридическую силу,
прямое действие и применяется на
всей территории России (ч. 1 ст. 15). Все
законы и подзаконные акты должны
ей соответствовать. Конституция РФ
- юридическая база развития арбитражного
процессуального
3. Федеральные конституционные
законы и федеральные законы,
посвящённые судоустройству и
судопроизводству в
Из числа первых следует выделить конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Первый устанавливает основы судебной системы России, а второй - непосредственно систему арбитражного судоустройства. Из федеральных законов основным является АПК, который регламентирует порядок арбитражного судопроизводства, а также Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающий правила рассмотрения дел данной категории.
Согласно
ст. 3 АПК РФ, порядок судопроизводства
в арбитражных судах
К числу источников относится и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Решения Конституционного Суда РФ обязательны на территории России для всех судебных органов. Решения о признании правовой нормы, противоречащей Конституции РФ, являются основанием для ее неприменения судами при рассмотрении дел, в том числе в порядке арбитражного судопроизводства. Отдельные процессуальные нормы содержатся и в других федеральных конституционных законах. Например, в ФКЗ «О военном положении» и ФКЗ «О чрезвычайном положении» определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.
Центральным
актом арбитражного процессуального
законодательства и основным из федеральных
законов, регламентирует порядок арбитражного
судопроизводства, является Арбитражный
процессуальный кодекс Российской Федерации.
Со времени создания системы арбитражных
судов в Российской Федерации
Арбитражный процессуальный кодекс
РФ 2002 г. является третьим по счету.
Первый АПК был принят в 1992 г., возникновение
которого обусловливалось причинами,
связанными с переходом к рыночной
организации экономики, и представлял
собой частично адаптированный к
особенностям экономических споров
аналог Гражданского процессуального
кодекса РСФСР. Такое положение
было вполне объяснимо, поскольку какого-либо
опыта использования
К другим
федеральным законам, содержащим правовые
нормы, касающиеся судебной деятельности,
можно отнести Федеральный
Своеобразное
место среди федеральных
Существует еще довольно много отраслевых (регулятивных) законов, имеющих правовые нормы процессуального характера, касающиеся, как правило, вопросов подведомственности дел арбитражным судам. Например, Бюджетный кодекс РФ; ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»; ФЗ «Об акционерных обществах»; ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Гражданский кодекс РФ и иные федеральные законы в части, содержащей процессуальные нормы. Положения данных и иных федеральных законов, содержащие нормы арбитражного процессуального права, действуют только в части, не противоречащей АПК РФ.
Рациональное
размещение норм права с точки
зрения правил законодательной техники
предполагает сосредоточение основного
массива норм в базовом правовом
акте, в качестве которого выступает
АПК РФ. Включение части процессуальных
норм в иные правовые акты объясняется
тем, что указанные процессуальные
нормы имеют специальный
К числу наиболее значимых источников относится и Кодекс РФ об административных правонарушениях, который отнес к компетенции арбитражных судов целый ряд дел об административных правонарушениях.
4. Иные федеральные законы, которые
в той или иной степени
Иные федеральные законы, которые в той либо иной степени содержат нормы арбитражного процессуального права: Федеральные законы "О статусе судей в Российской Федерации", "О государственной пошлине", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", ГК и иные федеральные законы в части, содержащей процессуальные нормы.
Дело
в том, что рациональное размещение
норм права с точки зрения правил
законодательной техники
5. Судебная практика как
В юридической литературе содержание понятия «судебная практика» раскрывается по-разному. Большинство авторов к судебной практике относит:
а) решения высшей судебной инстанции по конкретным делам, связанным с толкованием и применением права, когда в правоприменительной практике отсутствует однозначное понимание (толкование) правовых норм;
б) практика применения законодательства, содержащаяся в особых актах высшей судебной инстанции, в которых данные практики обобщенно формулируются в виде предписаний нижестоящим судам.
Судебная практика может быть выражена в форме судебных актов международных органов правосудия, Постановлениях Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Вопрос о судебной практике как источнике права является предметом дискуссии, имеющей давнюю историю. Так, Малько А. В. отмечал: «...многие считают судебную практику особым источником права (видом позитивного права) наравне с обычным правом и законами. Другие, не отрицая значения судебной практики как источника права, подводят ее под обычное право и считают ее особым видом права. Некоторые же вообще отрицают значение судебной практики как источника права, указывая, что задача судов состоит не в создании, а в применении действующего права».
Особенно активно проблема судебной практики как источника права обсуждается в последнее десятилетие, что обусловлено существенными переменами, произошедшими во всех сферах жизни общества. При этом объектом дискуссии стало и такое, не характерное для отечественной правовой системы явление, как судебный прецедент.
Существование этой проблемы обусловлено имеющимися пробелами в правовом регулировании. Безусловно, пробелы должны устраняться. Но возникает вопрос, кем и в какой форме? Роль судебной практики в этом велика, но небезгранична.
Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом давать разъяснения по вопросам судебной практики. Такое право закреплено в Конституции РФ (ст. 127), в ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (ст.ст. 9, 10), ФКЗ «О судебной системе РФ» (ст. 23). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005).
Федеральный
конституционный закон «Об
Конституция
РФ, провозглашая построение основ
конституционного строя на принципе
разделения властей, определяет функции
каждой из ветвей власти. Как известно,
судебная власть не наделяется правотворческими
функциями. Конституция Российской
Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993). Разъяснения Высшего
Арбитражного Суда РФ, даваемые в порядке
толкования по вопросам применения законодательства,
имеют другую направленность, а именно
способствуют уяснению смысла правовых
норм и призваны обеспечить единство
правоприменительной судебно-
Судебную практику следует рассматривать как элемент правовой системы, участвующий в правовом регулировании, но относящийся не к правотворчеству, а к применению права. В процессе деятельности судебных органов складываются общие правовые положения, которые находят выражение в особых актах - постановлениях высших судебных инстанций. Эти положения действительно конкретизируют нормы действующего права, поскольку при всей самостоятельности судебной деятельности она имеет характер именно применения права и строится в соответствии с действующим правом. По этой причине данная деятельность относится к толкованию права, к правоприменительной конкретизации, а не к правотворчеству. Независимо от способа - официального, нормативного, индивидуального, доктринального - толкование закона не может рассматриваться как источник права.